ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-584/18 от 30.08.2018 Чунского районного суда (Иркутская область)

Дело № 2а-584/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2018 года р.п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Пелех М.Ю., при секретаре судебного заседания Кутукове А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Чунского района в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Лесогорского муниципального образования» об обязании включить в реестр муниципальной собственности лесные участки,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Чунского района Иркутской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Лесогорского муниципального образования» (далее по тексту МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования») об обязании включить в реестр муниципальной собственности лесные участки.

В обоснование требований и.о. прокурора Чунского района Иркутской области указал, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства органами местного самоуправления при реализации полномочий в лесной сфере установлено, что МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования» не принято должных мер к учету и оформлению права муниципальной собственности на лесные участки, расположенные в границах муниципального образования. В частности, установлено, что лесные участки, расположенные в границах Лесогорского муниципального образования не включены в Реестр муниципальной собственности, не прошли кадастровый учет. МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования» должно осуществлять в лесах, расположенных в границах муниципального образования, комплексное ведение лесного хозяйства, в том числе - контроль, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Реализация полномочий возможна только после включения городских лесов в Реестр муниципальной собственности, поскольку в силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества. Леса, расположенные в границах Лесогорского муниципального образования, юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены, кадастровый учет в отношении таких лесных участков не проведен. Отсутствие юридически оформленного права собственности на городские леса не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по охране, защите, воспроизводству лесов, а также влечет невозможность взыскания вреда в случае незаконных рубок или возгораний на территории городских лесов, невозможность привлечения виновных лиц к установленной законом (уголовной или административной) ответственности, поскольку отсутствует собственник имущества, которому причинен ущерб.

И.о.прокурора Чунского района просил обязать МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования» включить в реестр муниципальной собственности лесные участки, расположенные в границах Лесогорского муниципального образования.

Административный истец заместитель прокурора Чунского района Валиулин В.М. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил обязать МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования» включить в реестр муниципальной собственности лесные участки, расположенные в границах Лесогорского муниципального образования.

Представитель административного ответчика МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном суду отзыве, дополнении к отзыву на административное исковое заявление глава Лесогорского муниципального образования ФИО1 указал, что для того чтобы включить лесные участки в реестр муниципальной собственности, администрации муниципального образования необходимо привести в соответствие работы по постановке на кадастровый учет и внесение в единый государственный реестр недвижимости границ населенных пунктов муниципального образования.
Чунский район является лесным районом, на территориях муниципальных образований по данным министерства лесного комплекса Иркутской области, идет наложение земель государственного лесного фонда и земель населенных пунктов. Необходимо вывести из земель гослесфонда земельные участки, фактически расположенные в границах населенных пунктов. В р.п. Лесогорск жилая застройка, образованная с 1974 года - <данные изъяты> располагаются на землях государственного лесного фонда. В настоящее время площадь земель государственного лесного фонда в границах населенных пунктов на территории Лесогорского муниципального образования составляет 221,1 га. Администрации Лесогорского муниципального образования необходимо провести корректировку генерального плана и правил землепользования, застройки Лесогорского муниципального образования, в соответствие с изменениями в законодательстве. После постановки на кадастровый учет и внесения в единый государственный реестр недвижимости границ населенных пунктов и границ муниципального образования, возникает возможность провести кадастровые работы по разграничению и включению в реестр муниципальной собственности лесных участков, расположенных в границах р.п. Лесогорск. Данная процедура помимо продолжительных временных затрат требует материальных затрат - около 500 000 рублей, а также стоимость работ по подготовке документов в отношении границ населенных пунктов и границ Лесогорского муниципального образования составит около 200000 рублей. Денежные средства у Административного ответчика на данные цели отсутствуют, в расходную часть бюджета не заложены. В случае удовлетворения требований Административного истца в части обязания Административного ответчика включить в реестр муниципальной собственности лесные участки, расположенные в границах Лесогорского муниципального образования просили установить срок для исполнения Административным ответчиком требований прокуратуры до декабря 2019 года.

Выслушав объяснения административного истца заместителя прокурора Чунского района Валиулина В.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования.

Аналогичные нормы установлены в п. 19 ст. 6 Устава Лесогорского муниципального образования.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», распоряжение лесными, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 84 Лесного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424.

Решением Думы Лесогорского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено Положение о порядке учета муниципального имущества и ведения Реестра муниципального имущества Лесогорского муниципального образования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 21 Устава Лесогорского муниципального образования Администрация Лесогорского муниципального образования – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Согласно ст. 38 Устава к ее полномочиям относится, в том числе управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества, в связи с чем реализация всех вышеперечисленных полномочий муниципальным образованием возможна только после включения лесов в Реестр муниципальной собственности.

Из информации МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования» от 11.07.2018 года усматривается, что межевание и постановка на государственный кадастровый учет лесов не проведены, административные регламенты по оказанию муниципальных услуг по проведению муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, по предоставлению лесных участков в границах муниципальных лесов в пользование не разработаны; ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесных участков в целях их аренды, а также платы за единицу объема древесины не установлены; мероприятия по муниципальному лесному контролю в отношении муниципальных лесов, по контролю за выполнением договорных обязательств не проводятся. Данные мероприятия не проводятся в связи с тем, что не выведены земли государственного лесного фонда из границ земель населенных пунктов. Границы городских лесов не установлены, то есть леса, расположенные в границах Лесогорского муниципального образования, в муниципальную собственность не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены, кадастровый учет в отношении таких лесных участков не проведен.

Невыполнение обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах.

Оформление права собственности муниципального образования на лесные участки, находящиеся в границах муниципального образования, необходимо в целях реализации муниципальным образованием прав собственника в отношении данных территорий, в том числе охране, защите, воспроизводству лесов.

Поскольку, объектом гражданского оборота может быть только индивидуализированное недвижимое имущество, суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по включению в реестр муниципальной собственности лесных участков, расположенных в границах Лесогорского муниципального образования.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные прокурором в интересах неопределённого круга лиц административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.3 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.

В силу ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого административному ответчику необходимо устранить допущенные нарушения, суд полагает разумным и достаточным определить срок до 01.12.2019 года.

Руководствуясь ст. 174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Чунского района в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Лесогорского муниципального образования» об обязании включить в реестр муниципальной собственности лесные участки – удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Лесогорского муниципального образования» в срок до 01 декабря 2019 года включить в реестр муниципальной собственности лесные участки, расположенные в границах Лесогорского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение 1 месяца.

Судья Пелех М.Ю.