ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-584/2017 от 14.06.2017 Уваровского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-584/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Уваровский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Кольцовой И.В.,

при секретаре Ситниковой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.О.М. о признании незаконным решения Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области» и Постановления администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении штата администрации сельсовета»,

УСТАНОВИЛ:

К.О.М. обратилась в Уваровский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением к Березовскому сельскому Совету народных депутатов Уваровского района Тамбовской области и администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области о признании незаконным решения Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области» и Постановления администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области от 20.02.2017г. «О сокращении штата администрации сельсовета», указав, что ДД.ММ.ГГГГ Березовский сельский Совет народных депутатов Уваровского района Тамбовской области принял решение «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области (протокол заседания Березовского сельского Совета от 20.02.2017г.). Согласно принятому решению, депутаты сельсовета утвердили новую структуру администрации Березовского сельсовета, в которую вошли глава сельсовета, заместитель главы администрации сельсовета, главный бухгалтер и специалист 1 разряда. Данным решением из прежней структуры администрации исключена должность инспектора 1 категории, которую ранее занимала истец. В соответствии с указанным решением администрация Березовского сельсовета в тот же день вынесла Постановление «О сокращении штата администрации сельсовета», в соответствии с которым постановлено сократить одну штатную единицу – инспектора 1 категории с 21.04.2017г. и предупредить ее (истца) о предстоящем увольнении. С данными решениями органов местного самоуправления она не согласна, считает их незаконными и необоснованными, нарушающим ее права по следующим основаниям. Березовский сельский Совет народных депутатов в своей деятельности и при принятии решений в пределах своей компетенции обязан следовать Уставу сельского Совета, утвержденному 16.05.2016г. (далее - Устав), а также Регламенту, утвержденному Решением Березовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Регламент). Так, в соответствии с п.п.6 пункта 3 статьи 27, пункта 7 статьи 33 Устава, Сельский совет утверждает по представлению главы сельсовета структуру администрации сельсовета. В соответствии с пунктом 10 статьи 26 Устава, порядок подготовки, созыва и проведения заседаний сельского Совета, образования постоянных комиссий, их деятельности, рассмотрения проектов правовых актов, голосования и другие вопросы организации деятельности сельского Совета определяются Регламентом сельского Совета, утверждаемым большинством голосов от числа избранных депутатов сельского Совета. В соответствии со статьей 2 раздела 1 «Общие положения» указанного Регламента, именно он определяет процедуру подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях сельского Совета, а также процедуру голосования и другие вопросы организации деятельности сельского Совета и его рабочих органов. Как установлено в главе 3 «Организационно-правовые формы работы сельского Совета», заседания сельсовета могут быть очередными, которые проводятся не реже 1 раза в квартал, и внеочередными. Проводимое ДД.ММ.ГГГГ заседание сельсовета было внеочередным, председателем заседания являлся глава сельсовета Ф.И.Ю., секретарем – К.О.М. При этом был грубо нарушен порядок созыва и проведения внеочередного собрания, что является основанием признания незаконным его решения. Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 9 главы 3 Регламента, внеочередные заседания сельского Совета могут проводиться по письменному требованию главы сельсовета, или не менее одной трети от общего числа депутатов сельсовета. Внеочередное заседание (место и дата его проведения, повестка дня) назначается председателем сельсовета в срок, не позднее 5 дней после вручения ему письменного уведомления с требованием о созыве внеочередного заседания. Данное требование Регламента соблюдено не было, равно как и порядок подготовки к проведению заседания, установленный главой 11 Регламента. В соответствии с требованиями Регламента (ст. ст. 1,2,3 главы 11) в порядке подготовки заседания сельского Совета, председатель сельского Совета проводит работу по формированию повестки дня в соответствии с настоящим Регламентом. Не позднее, чем за 3 дня до заседания председатель сельского Совета извещает депутатов о времени и месте проведения заседания, вопросах повестки дня, вынесенных на рассмотрение заседания сельского Совета. Председатель сельского Совета организует вручение депутатам и главе муниципального образования всех предложений по вопросам, предложенным для внесения в повестку заседания, и сопутствующих материалов, включая заключения комиссий и проекты решении, не позднее, чем за 3 дня до начала заседания сельского Совета. Депутаты сельского Совета были извещены о предстоящем внеочередном заседании в день его проведения, а именно 20.02.2017г., с повесткой дня заседания депутатов никто заведомо не знакомил, поскольку ее заранее никто не определял. Кроме того, согласно статьи 1 главы 12 «Порядок формирования повестки дня заседания сельским Советом», повестка дня заседания формируется, в том числе, из проектов Решений сельского Совета. Проекты решений сельского Совета в повестку дня вносят председатель сельского Совета, глава муниципального образования, депутаты, депутатские комиссии и рабочие группы (статья 2 главы 12). Проекты решений направляются председателю сельского Совета в письменном виде не позднее, чем за две недели до заседания сельского Совета (статья 3 главы 12). Председатель сельского Совета организует регистрацию поступающих проектов и в течение суток направляет их в депутатскую комиссию, к ведению которой относится предлагаемый к рассмотрению вопрос. Перечень направленных на рассмотрение комиссии проектов председатель сельского Совета доводит до сведения всех депутатов. Комиссия не позднее, чем в двухнедельный срок представляет председателю сельского Совета свое заключение о целесообразности включения вопроса в повестку дня очередного или последующего заседания и свои предложения по проекту решения сельского Совета. Проект решения сельского Совета должен иметь заключение соответствующей депутатской комиссии (статья 4 главы 12). Повестка дня, сформированная в соответствии с положениями настоящей статьи выносится председателем для утверждения на заседании сельского Совета (статья 9 главы 12). В нарушение вышеуказанных требований Регламента, повестка дня заседания ДД.ММ.ГГГГ не была должным образом сформирована, проект решения «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области» не рассматривался на заседании комиссии по вопросам депутатской этики, организации и контроля местного самоуправления (председатель комиссии М.Е.В.), соответственно по нему не выносилось заключение. Повестка дня собрания не утверждалась и на заседании от ДД.ММ.ГГГГ, как того требует глава 13 Регламента, о чем свидетельствует протокол заседания сельского Совета народных депутатов. Депутаты узнали о предстоящем заседании только в день его проведения, соответственно заранее их никто не знакомил ни с повесткой дня, ни с проектом решения, которое необходимо принять. Кроме того, как следует из протокола заседания от 20.02.2017г., повестка дня заседания состояла из одного пункта: «О структуре администрации Березовского сельсовета», тогда как принятое решение сформулировано следующим образом: «сократить должность инспектора 1 категории». Таким образом, Решение от 20.02.2017г. «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области» по тексту не соответствует решению, принятому на заседании депутатами. Помимо вышесказанного, согласно обжалуемому решению, в структуру администрации Березовского сельсовета вошли 4 должности: глава сельсовета, заместитель главы администрации сельсовета, главный бухгалтер, специалист 1 разряда, тогда как в прежней структуре администрации, утвержденной Решением от 12.07.2010г. значатся еще и служащие администрации сельсовета, технический и обслуживающий персонал администрации. Данное решение до настоящего времени не отменено и не изменено, а вопрос о сокращении только её должности ставился перед депутатами на заседании от 20.02.2017г. Как следует из статьи 23 главы 4 «Рассмотрение проектов решений и их принятие» Регламента, рассмотрение проектов решений осуществляется в двух чтениях. Данное требование Регламента также не было соблюдено при принятии оспариваемого Решения. Незаконность принятого депутатами Решения от 20.02.2017г. влечет недействительность постановления администрации сельсовета от 20.02.2017г. В связи с изложенным, К.О.М. просит суд признать незаконным и отменить решение Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области от 20.02.2017г. «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области», признать незаконным и отменить Постановление администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области от 20.02.2017г. «О сокращении штата администрации сельсовета».

В судебном заседании истец К.О.М. административные исковые требования поддержала в полном объеме дав объяснения, аналогичные описательной части решения. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она была вызвана в отделение полиции по повестке и присутствовала на заседании Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области некоторое время в качестве слушателя. Затем она составила протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области, так как полагала, что она является секретарем. О результатах голосования она узнала от депутатов К.А.И., С.И.А. и Р.З.В. по телефону. При составлении протокола заседания Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области ею была допущена ошибка в номере. В действительности правильным является протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика – глава Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области Ф.И.Ю. в судебном заседании административные исковые требования К.О.М. не признал, пояснив, что в силу ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Он, как глава администрации сельсовета, внес предложение об утверждении новой структуры сельсовета. В соответствии со ст. 33 Устава Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в структуру администрации сельсовета входят должности муниципальной службы. В соответствии с Трудовым кодексом РФ право определять численность и штат работников принадлежит работодателю, т.е. администрации сельсовета. Должность К.О.М. «инспектор 1 категории» законом не отнесена к должностям муниципальной службы, поэтому он привел структуру администрации сельсовета в соответствие с действующим законодательством. Учитывая изложенное, проведение организационно-штатных мероприятий, влекущих изменение структуры администрации Березовского сельсовета, отнесено к исключительной компетенции представительного органа - Березовскому сельскому Совету народных депутатов, поэтому с точки зрения изменения штатной численности или расстановки кадров принятие решения об утверждении структуры администрации сельсовета сельским Советом не нарушает права работников, принято в пределах предоставленных полномочий. Таким образом, решение Березовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области» и постановление администрации Березовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении штата администрации сельсовета» приняты в соответствии с законом.

Относительно проведения заседания Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ представитель административного ответчика Ф.И.Ю. пояснил следующее. Заседание сельского Совета народных депутатов, проводимое ДД.ММ.ГГГГ, было внеочередным. Он оповещал депутатов о предстоящем заседании ДД.ММ.ГГГГ лично, сообщал, что в повестке дня будет один вопрос «об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области». Практика устного оповещения депутатов о предстоящем заседании сельского Совета народных депутатов давно сложилась в сельсовете. Письменные оповещения о дне заседания никогда не направлялись, так как депутатов мало и их всегда предупреждали либо по телефону, либо при личной встрече. Изменение структуры администрации сельсовета было обусловлено необходимостью сокращения расходов местного бюджета, и приведением указанной структуры в соответствие с Уставом Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области. Утром ДД.ММ.ГГГГ он отдал устное распоряжение М.Е.В., чтобы она ещё раз позвонила депутатам и сообщила точное время заседания в 14 часов 00 минут. В связи с тем, что К.О.М., которая раньше была секретарем на заседаниях сельского Совета, вызывалась в этот день в отделение полиции по повестке, он дал устное поручение З.Т.В. вести протокол заседания Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ. В начале заседания сельского Совета К.О.М. присутствовала, но через некоторое время она уехала и голосование проводилось в её отсутствие. На заседании обсуждался вопрос об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области, присутствовали восемь депутатов из десяти, т.е. кворум был. Также на заседание были приглашены председатель Уваровского районного Совета народных депутатов К.М.М. и начальник организационно-правового отдела Уваровского районного Совета народных депутатов А.Т.В. По итогам заседания Сельского совета принято решение «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области» на основании которого вынесено постановление администрации Березовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении штата администрации сельсовета». После проведения заседания сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол , который был подписан им и секретарем З.Т.В. На каком основании К.О.М. также составляла протокол, он пояснить не может, но он ей распоряжение о составлении указанного протокола не отдавал и протокол не подписывал. Ф.И.Ю. считал, что при подготовке к заседанию Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области и его проведению ДД.ММ.ГГГГ Регламент Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области нарушен не был, на заседании кворум был обеспечен, что подтверждается протоколом , в связи с чем решение Березовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области» и постановление администрации Березовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении штата администрации сельсовета» приняты в соответствии с законом.

Представитель административных ответчиков - Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области и администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области – З.В.В., действующая на основании доверенностей №, 265 от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании административные исковые требования К.О.М. не признала. Объяснения З.В.В. по своему содержанию аналогичны объяснениям главы Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области Ф.И.Ю.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения предусмотрены статьей 25 Устава Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области.

В соответствии со статьей 26 Устава Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области (далее по тексту – Устав) Сельский Совет является представительным органом сельсовета, который состоит из 10 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий сельского Совета составляет 5 лет. Порядок подготовки, созыва и проведения заседаний сельского Совета, образования постоянных комиссий, их деятельности рассмотрения проектов правовых актов, голосования и другие вопросы организации деятельности сельского Совета определяются Регламентом сельского Совета, утверждаемым большинством голосов от числа избранных депутатов сельского Совета.

Решением Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Регламент Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области (далее по тексту – Регламент).

Статьей 2 Регламента определена процедура подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях сельского Совета, порядок образования и избрания его органов, заслушивания отчетов об их работе, процедуру голосования и другие вопросы организации деятельности сельского Совета и его рабочих органов.

Как следует из статьи 11 Регламента в порядке подготовки заседания сельского Совета председатель сельского Совета проводит работу по формированию повестки дня. Не позднее чем за 3 дня до заседания председатель сельского Совета извещает депутатов о месте и времени проведения заседания, вопросах повестки дня, вынесенных на рассмотрение заседания сельского Совета.

Согласно п.п. 1, 11, 12 ст. 26 главы 5 Устава сельский Совет состоит из 10 депутатов, решения принимаются в коллегиальном порядке, заседание сельского Совета признается правомочным, если на нем присутствуют более 50 процентов от числа избранных депутатов.

Свидетели К.М.М., А.Т.В., М.Л.Н. и М.Е.В. в судебном заседании пояснили, что были извещены о предстоящем заседании Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области и повестке дня за несколько дней до его проведения, главой Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области Ф.И.Ю.ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области по вопросу повестки дня «об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области». На заседании сельского Совета присутствовали восемь депутатов из десяти. По итогам заседания сельского Совета принято решение «об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области»

Судом установлено, что на заседании сорок четвертой сессии Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области пятого созыва ДД.ММ.ГГГГ присутствовало 8 депутатов из 10, то есть необходимый для принятия решения кворум. На сессии Совета депутатов решался вопрос «об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области», по которому выступал глава сельсоветаФ.И.Ю., который предложил в целях оптимизации работы администрации Березовского сельсовета изменить структуру администрации сельсовета. В новую структуру предлагалось включить: главу сельсовета, заместителя главы администрации сельсовета, главного бухгалтера администрации сельсовета, специалиста 1 разряда администрации сельсовета. По указанному вопросу было проведено голосование: «За» проголосовало 6 депутатов, «против» - 2 депутатов, «Воздержались» - 1 депутатов. Как пояснил в судебном заседании глава Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области Ф.И.Ю., при проведении голосования учитывался также его один голос как главы сельсовета, поскольку он согласно ст. 30 Устава входит в состав сельского Совета с правом решающего голоса.

Таким образом, решение по вопросу повестки дня было принято, поскольку за него проголосовали более половины депутатов, а именно 6 от общего числа депутатов – 10. Судом учтено, что процедура принятия Советом решения, явившегося основанием для сокращения должности административного истца, согласно Уставу и Регламенту обладает определенной сложностью и громоздкостью, с целью исключения принятия решений по личной инициативе отдельных должностных лиц. В данном случае она соблюдена, доказательств обратного суду не представлено, судом не добыто. Таким образом, нарушений порядка созыва, проведения заседания Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области, судом не установлено.

Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено, что представленная в материалы настоящего административного дела копия протокола внеочередного заседания Березовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, изготовлена К.О.М. по собственной инициативе, не подписана главой сельсовета, итоги заседания отражены со слов депутатов. Фактически секретарем на заседании сельского Совета ДД.ММ.ГГГГ была З.Т.В., которая составила протокол .

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В связи с тем, что оспариваемые административным истцом решение Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области» и Постановление администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении штата администрации сельсовета» приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законом, уставом, суд не находит оснований для признания данных решений незаконными, а, следовательно, в удовлетворении административных исковых требований К.О.М. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований К.О.М. о признании незаконным решения Березовского сельского Совета народных депутатов Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области» и Постановления администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении штата администрации сельсовета» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Уваровский районный суд Тамбовской области.

Председательствующий И.В. Кольцова

Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2017 года.

Судья И.В. Кольцова