ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-584/2021 от 08.12.2021 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-584/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 декабря 2021 года г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Пучкиной М.В.,

при секретаре судебного заседания Сычуговой А.В.,

с участием представителя административного истца Казановой Ю.В.,

представителя административного ответчика Боровлевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведения мониторинга официальных сайтов - порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Комсомольского района законодательства о представлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе, инвестиционной деятельности, выявлены нарушения ответчиком требований Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в необеспечении администрацией поселения возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной виде. Распоряжением Администрации Ягодненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Ягодненского сельского поселения. Однако, до настоящего времени муниципальные услуги административным ответчиком в электронной форме не оказываются. На Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации сельского поселения. На Портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края также отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ главе сельского поселения прокурором было внесено представление , которое рассмотрено, однако выявленные нарушения не устранены. Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц. Кроме того, непринятие ответчиком мер по дистанционному оказанию муниципальных услуг в период функционирования режима повышенной готовности, введенного распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 г. № 120-рп «О введении режима повышенной готовности», в нарушение Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», создает угрозу жизни и здоровья людей. Просит признать незаконным бездействие Администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района, выразившееся в не ведении реестра муниципальных услуг; в не обеспечении доступа к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения; в не обеспечении возможности для заявителей получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и официального сайта администрации Ягодненского сельского поселения; возложить на администрацию Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района обязанность, в течение одного года со дня вступления в законную силу данного решения суда, обеспечить: - ведение реестра муниципальных услуг; - доступ к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения; - возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде путем: - размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде информации об услуге (функции) и форм заявлений и иных документов, необходимых дляполучения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; - обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием порталов; - обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); - обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Казанова Ю.В., заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Боровлева В.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования не признала, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ реестр муниципальных услуг администрацией поселения ведется. После согласования с Министерством информационных технологий и связи Хабаровского края будет обеспеченавозможность получения муниципальных услуг в электронном виде. Обращает внимание на то, что законом не предусмотрена такая форма проверки, как мониторинг.

Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно п.1, 2 ст. 5 ФЗ РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии с п.2 ст. 6 ФЗ РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 г. № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

Пунктом 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ч.4 ст. 29 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органамиисполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Из Приложения № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 г. № 1993-р следует, что в соответствии с этапом V, обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом, должно быть обеспечено до 1 января 2014 г.

В судебном заседании установлено, представленными материалами подтверждается, что Распоряжением Администрации Ягодненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Ягодненского сельского поселения.

Прокуратурой Комсомольского района был проведен мониторинг официальных сайтов - порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Комсомольского района законодательства о представлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, в результате которого были выявлены нарушения ответчиком требований Федерального Закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в том, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствует сведения о муниципальных услугах администрации Ягодненского сельского поселения. На Портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края также отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации Ягодненского сельского поселения. Муниципальные услуги в электронном виде с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала, не оказываются. Ответчиком не ведётся реестр муниципальных услуг.

Как следует из ответа администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского района на представление прокурора, ст. 10 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривает предоставление муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг Хабаровского края. Административные регламенты предоставления муниципальных услуг Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края предполагают возможность их предоставления за счет: - электронной почты администрации сельского поселения; СМЭВ-информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организация; - ССТУ.РФ общероссийский прием граждан; - через официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения имеется возможность отправления обращения, запроса документов в электронном виде. Перечень предоставления муниципальных услуг администрацией Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края размещен на официальном сайте администрации Ягодненского сельского поселение Комсомольского муниципального района Хабаровского края, что обеспечивает доступ к информации о предоставляемых муниципальных услугах Ягодненского сельского поселения. Кроме того, администрацией сельского поселения ведутся работы по размещению сведений о муниципальных услугах администрации Ягодненского сельского поселения на Портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края (услуги 27).

В соответствии с ч.1, 6,7 ст. 11 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ, государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Доводы административного ответчика, изложенные в ответе о том, что администрацией Ягодненского сельского поселения обеспечена возможность представления всех муниципальных услуг за счет: - электронной почты администрации сельского поселения; СМЭВ-информационной системы; ССТУ.РФ - общероссийский прием граждан; официального сайта администрации Ягодненского сельского поселения, суд находит не состоятельными, поскольку такой способ предоставления услуг не позволяет в полной мере реализовать права граждан на получение государственных и муниципальных услуг способами, предусмотренными Федеральным Законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.

Постановлением администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией поселения в электронном виде.

С ДД.ММ.ГГГГ администрацией поселения начата работа, направленная на возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, что следует из скрин-шотов страниц Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также Портала государственных и муниципальных услуг Хабаровского края.

Учитывая, что административным ответчикомпринимаются необходимые меры по обеспечению возможности получения муниципальных услуг в электронном виде, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействие Администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района, выразившегося в не ведении реестра муниципальных услуг; в не обеспечении доступа к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения; в не обеспечении возможности для заявителей получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и официального сайта администрации Ягодненского сельского поселения.

Поскольку в настоящее время доступ к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственной информационной системы Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения и возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальныхуслуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде отсутствует, что препятствует достижению целей национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам ДД.ММ.ГГГГ, который реализуется через соответствующий региональный проект в рамках государственной программы Хабаровского края «Развитие информационного общества в Хабаровском крае», утвержденной постановлениемПравительства Хабаровского края от 02.05.2012 № 139-пр, а также с учетом введения режима повышенной готовности, введенного распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 г. № 120-рп «О введении режима повышенной готовности», в связи с Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», судприходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о возложении на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом доводы административного ответчика о том, что законом не предусмотрена такая форма проверки, как мониторинг, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требования в части возложения обязанности, поскольку с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях, что отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П, постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2016 № 304-АД15-19173.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд вправе указать предельные сроки его исполнения в соответствии с характером соответствующих требований.

В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает необходимым определить указанный срок один год со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, обеспечить: доступ к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения; возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде путем: размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде информации об услуге (функции) и форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием порталов; обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения услуги); обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах, в удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме - 10 декабря 2021 года

Председательствующий