РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2022 года г. Алексин Тульской области
Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Кулешова А.В.,
при секретаре Папст А.И.,
с участием представителя административного истца помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Мамаевой А.О.,
с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского межрайонного суда Тульской области административное дело № 2а-584/2022 по административному исковому заявлению Алексинского межрайонного прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации МО рабочий поселок Новогуровский о признании незаконным бездействия по неприведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствующее требованиям действующего законодательства состояние, пригодное для его использования,
установил:
Алексинский межрайонный прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО рабочий поселок Новогуровский о признании незаконным бездействия по неприведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствующее требованиям действующего законодательства состояние, пригодное для его использования.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что защитное сооружение, расположенное по адресу: , находится в собственности администрации муниципального образования р.п. Новогуровский. Межрайонной прокуратурой совместно с ОНДиПР по Алексинскому и Заокскому районам на основании решения о проверке от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка состояния вышеуказанного объекта гражданской обороны, в ходе которой установлено, что защитное сооружение по адресу: не соответствует предъявляемым требованиям, а именно: в нарушение п. 10.4.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» в противорадиационном укрытии не предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с естественным или механическим побуждением; в нарушение п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» отсутствует естественная вентиляция в защитном сооружении; в нарушение п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» не для всех помещений в защитном сооружении предусмотрена система общего освещения, при переходе на режим убежища не предусмотрено отключение части светильников, запроектированных для мирного времени; защитное сооружение не обеспечено приборами водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями п. 4.5.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583; система водоснабжения не соответствует с требованиями п. 10.6.1, 10.6.2 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; стены, потолки, а также элементы инженерных систем внутри защитного сооружения не окрашены в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; защитное сооружение не оснащено первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации, чем нарушено требование п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77». Вышеперечисленные нарушения первоначально межрайонной прокуратурой были выявлены в ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ№. По результатам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования р.п. Новогуровский было внесено представление. В соответствии с ответом на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ№ администрацией муниципального образования р.п. Новогуровский ведется работа по устранении нарушений. Также в отношении должностного лица - заместителя главы администрации муниципального образования р. ФИО3 межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № Алексинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГФИО3 признан виновным в совершении указанного административного правонарушения, ему назначен штраф в размере 5000 рублей. Несмотря на это, в ходе настоящей проверки межрайонной прокуратурой установлено, что вышеперечисленные нарушения законодательства администрацией МО р.п. Новогуровский до настоящего времени не устранены. Бездействие администрации МО р.п. Новогуровский по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере содержания защитных сооружений гражданской обороны влечет за собой невозможность их использования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что неизбежно приведет к гибели либо причинению вреда здоровью неопределенному кругу лиц. На основании вышеизложенного просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования р.п. Новогуровский по неприведению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: , в соответствующее требованиям действующего законодательства состояние, пригодное для его использования. Обязать администрацию муниципального образования р.п. Новогуровский в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства в сфере содержания защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: , а именно: оборудовать защитное сооружение приточно-вытяжной вентиляцией с естественным или механическим побуждением в соответствии с п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77», оборудовать защитное сооружение естественной вентиляцией в соответствии с п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77», оборудовать все помещения защитного сооружения системой общего освещения, предусмотрев при переходе на режим убежища отключение части светильников, запроектированных для мирного времени, в соответствии п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; обеспечить защитное сооружение приборами водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями п. 4.5.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; привести систему водоснабжения защитного сооружения в соответствие требованиям п. 10.6.1, 10.6.2 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; выполнить окрашивание стен, потолков, а также элементы инженерных систем внутри защитного сооружения в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; оснастить первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77».
В судебном заседании:
Представитель административного истца помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Мамаева А.О. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО рабочий поселок Новогуровский, действующий на основании доверенности Фролов С.В., не явился, о дате времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных административным истцом требований.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения представителя административного истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося надлежащим образом извещенного представителя административного ответчика.
Выслушав пояснения явившегося участника процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Статьей 39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В силу ст. 9 вышеуказанного закона, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Правила эксплуатации защитных сооружений утверждены Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений». Указанными Правилами регламентированы требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в мирное время.
С целью повышения уровня безопасности людей в защитных сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки разработан свод правил СП 88.13330.2014, которым установлены требования в отношении защитных сооружений.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение, расположенное по адресу: , находится в собственности администрации муниципального образования р.п. Новогуровский.
На основании решения заместителя межрайонного прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившей информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования, было решено провести проверку в отношении администрации МО р.п. Новогуровский с целью соблюдения требований законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.
По итогу проведенной проверки заместителем межрайонного прокурора в адрес главы администрации МО р.п. Новогуровский вынесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной собственности и законодательства о гражданской обороне, поскольку объект гражданской обороны по адресу: , не соответствует предъявляемым требованиям: в нарушение п. 10.4.1 СП 88.13330.2014 в противорадиационном укрытии не предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с естественным или механическим побуждением; в нарушение п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 отсутствует естественная вентиляция в ПРУ «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; в нарушение п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» не для всех помещений в защитном сооружении предусмотрена система общего освещения, при переходе на режим убежища, не предусмотрено отключение части светильников, запроектированных для мирного времени; ПРУ не обеспечено сантехническими приборами в соответствии с требованиями п. 4.5.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» утвержденных приказом Министерства Российской Федераций по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583; система водоснабжения не соответствует с требованиями п. 10.6 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; стены, потолки, а также элементы инженерных систем внутри ЗС ГО ПРУ не окрашены в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; защитное сооружение не оснащено первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации, чем нарушено требование п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11 -77».
Постановлением мирового судьи судебного участка № Алексинского судебного района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель главы администрации МО р.п. Новогуровский ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Распоряжением главы администрации МО р.п. Новогуровский № от ДД.ММ.ГГГГФИО3, заместителю администрации МО р.п. Новогуровский, на основании представления Алексинской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№, объявлено замечание.
Из письма главы администрации МО р.п. Новогуровский на имя Алексинского межрайонного прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ведется работа по устранению нарушений законодательства о государственной собственности и законодательства о гражданской обороне.
Межрайонной прокуратурой совместно с ОНДиПР по Алексинскому и Заокскому районам на основании решения о проверке от ДД.ММ.ГГГГ№ вновь была проведена проверка состояния вышеуказанного объекта гражданской обороны, в ходе которой установлено, что защитное сооружение по адресу: не соответствует предъявляемым требованиям, а именно: в нарушение п. 10.4.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» в противорадиационном укрытии не предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с естественным или механическим побуждением; в нарушение п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» отсутствует естественная вентиляция в защитном сооружении; в нарушение п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» не для всех помещений в защитном сооружении предусмотрена система общего освещения, при переходе на режим убежища не предусмотрено отключение части светильников, запроектированных для мирного времени; защитное сооружение не обеспечено приборами водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями п. 4.5.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583; система водоснабжения не соответствует с требованиями п. 10.6.1, 10.6.2 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; стены, потолки, а также элементы инженерных систем внутри защитного сооружения не окрашены в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; защитное сооружение не оснащено первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации, чем нарушено требование п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77».
Таким образом, судом установлено, что вышеперечисленные нарушения законодательства администрацией МО р.п. Новогуровский до настоящего времени не устранены.
Бездействие администрации МО р.п. Новогуровский по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере содержания защитных сооружений гражданской обороны влечет за собой невозможность их использования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что неизбежно приведет к гибели либо причинению вреда здоровью неопределенному кругу лиц.
Анализируя представленные доказательства по правилам ст.ст. 60-61 КАС РФ, с учетом вышеприведенных норм и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Алексинского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 226, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования р.п. Новогуровский по неприведению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: , в соответствующее требованиям действующего законодательства состояние, пригодное для его использования.
Обязать администрацию муниципального образования р.п. Новогуровский в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства в сфере содержания защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: , а именно:
- оборудовать защитное сооружение приточно-вытяжной вентиляцией с естественным или механическим побуждением в соответствии с п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»;
- оборудовать защитное сооружение естественной вентиляцией в соответствии с п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»;
- оборудовать все помещения защитного сооружения системой общего освещения, предусмотрев при переходе на режим убежища отключение части светильников, запроектированных для мирного времени, в соответствии п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»;
- обеспечить защитное сооружение приборами водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями п. 4.5.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;
- привести систему водоснабжения защитного сооружения в соответствие требованиям п. 10.6.1, 10.6.2 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»;
- выполнить окрашивание стен, потолков, а также элементы инженерных систем внутри защитного сооружения в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;
- оснастить первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца.
Председательствующий А.В. Кулешов