ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-584/2022 от 14.04.2022 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2022 года г. Алексин Тульской области

Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Кулешова А.В.,

при секретаре Папст А.И.,

с участием представителя административного истца помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Мамаевой А.О.,

с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского межрайонного суда Тульской области административное дело № 2а-584/2022 по административному исковому заявлению Алексинского межрайонного прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации МО рабочий поселок Новогуровский о признании незаконным бездействия по неприведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствующее требованиям действующего законодательства состояние, пригодное для его использования,

установил:

Алексинский межрайонный прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО рабочий поселок Новогуровский о признании незаконным бездействия по неприведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствующее требованиям действующего законодательства состояние, пригодное для его использования.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что защитное сооружение, расположенное по адресу: , находится в собственности администрации муниципального образования р.п. Новогуровский. Межрайонной прокуратурой совместно с ОНДиПР по Алексинскому и Заокскому районам на основании решения о проверке от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка состояния вышеуказанного объекта гражданской обороны, в ходе которой установлено, что защитное сооружение по адресу: не соответствует предъявляемым требованиям, а именно: в нарушение п. 10.4.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» в противорадиационном укрытии не предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с естественным или механическим побуждением; в нарушение п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» отсутствует естественная вентиляция в защитном сооружении; в нарушение п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» не для всех помещений в защитном сооружении предусмотрена система общего освещения, при переходе на режим убежища не предусмотрено отключение части светильников, запроектированных для мирного времени; защитное сооружение не обеспечено приборами водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями п. 4.5.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583; система водоснабжения не соответствует с требованиями п. 10.6.1, 10.6.2 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; стены, потолки, а также элементы инженерных систем внутри защитного сооружения не окрашены в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; защитное сооружение не оснащено первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации, чем нарушено требование п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77». Вышеперечисленные нарушения первоначально межрайонной прокуратурой были выявлены в ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования р.п. Новогуровский было внесено представление. В соответствии с ответом на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования р.п. Новогуровский ведется работа по устранении нарушений. Также в отношении должностного лица - заместителя главы администрации муниципального образования р. ФИО3 межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка Алексинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГФИО3 признан виновным в совершении указанного административного правонарушения, ему назначен штраф в размере 5000 рублей. Несмотря на это, в ходе настоящей проверки межрайонной прокуратурой установлено, что вышеперечисленные нарушения законодательства администрацией МО р.п. Новогуровский до настоящего времени не устранены. Бездействие администрации МО р.п. Новогуровский по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере содержания защитных сооружений гражданской обороны влечет за собой невозможность их использования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что неизбежно приведет к гибели либо причинению вреда здоровью неопределенному кругу лиц. На основании вышеизложенного просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования р.п. Новогуровский по неприведению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: , в соответствующее требованиям действующего законодательства состояние, пригодное для его использования. Обязать администрацию муниципального образования р.п. Новогуровский в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства в сфере содержания защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: , а именно: оборудовать защитное сооружение приточно-вытяжной вентиляцией с естественным или механическим побуждением в соответствии с п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77», оборудовать защитное сооружение естественной вентиляцией в соответствии с п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77», оборудовать все помещения защитного сооружения системой общего освещения, предусмотрев при переходе на режим убежища отключение части светильников, запроектированных для мирного времени, в соответствии п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; обеспечить защитное сооружение приборами водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями п. 4.5.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; привести систему водоснабжения защитного сооружения в соответствие требованиям п. 10.6.1, 10.6.2 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; выполнить окрашивание стен, потолков, а также элементы инженерных систем внутри защитного сооружения в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; оснастить первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77».

В судебном заседании:

Представитель административного истца помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Мамаева А.О. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО рабочий поселок Новогуровский, действующий на основании доверенности Фролов С.В., не явился, о дате времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных административным истцом требований.

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения представителя административного истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося надлежащим образом извещенного представителя административного ответчика.

Выслушав пояснения явившегося участника процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Статьей 39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона №28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В силу ст. 9 вышеуказанного закона, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Правила эксплуатации защитных сооружений утверждены Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений». Указанными Правилами регламентированы требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в мирное время.

С целью повышения уровня безопасности людей в защитных сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки разработан свод правил СП 88.13330.2014, которым установлены требования в отношении защитных сооружений.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение, расположенное по адресу: , находится в собственности администрации муниципального образования р.п. Новогуровский.

На основании решения заместителя межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившей информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования, было решено провести проверку в отношении администрации МО р.п. Новогуровский с целью соблюдения требований законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.

По итогу проведенной проверки заместителем межрайонного прокурора в адрес главы администрации МО р.п. Новогуровский вынесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной собственности и законодательства о гражданской обороне, поскольку объект гражданской обороны по адресу: , не соответствует предъявляемым требованиям: в нарушение п. 10.4.1 СП 88.13330.2014 в противорадиационном укрытии не предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с естественным или механическим побуждением; в нарушение п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 отсутствует естественная вентиляция в ПРУ «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; в нарушение п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» не для всех помещений в защитном сооружении предусмотрена система общего освещения, при переходе на режим убежища, не предусмотрено отключение части светильников, запроектированных для мирного времени; ПРУ не обеспечено сантехническими приборами в соответствии с требованиями п. 4.5.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» утвержденных приказом Министерства Российской Федераций по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583; система водоснабжения не соответствует с требованиями п. 10.6 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; стены, потолки, а также элементы инженерных систем внутри ЗС ГО ПРУ не окрашены в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; защитное сооружение не оснащено первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации, чем нарушено требование п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11 -77».

Постановлением мирового судьи судебного участка Алексинского судебного района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель главы администрации МО р.п. Новогуровский ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Распоряжением главы администрации МО р.п. Новогуровский от ДД.ММ.ГГГГФИО3, заместителю администрации МО р.п. Новогуровский, на основании представления Алексинской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, объявлено замечание.

Из письма главы администрации МО р.п. Новогуровский на имя Алексинского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ведется работа по устранению нарушений законодательства о государственной собственности и законодательства о гражданской обороне.

Межрайонной прокуратурой совместно с ОНДиПР по Алексинскому и Заокскому районам на основании решения о проверке от ДД.ММ.ГГГГ вновь была проведена проверка состояния вышеуказанного объекта гражданской обороны, в ходе которой установлено, что защитное сооружение по адресу: не соответствует предъявляемым требованиям, а именно: в нарушение п. 10.4.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» в противорадиационном укрытии не предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с естественным или механическим побуждением; в нарушение п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» отсутствует естественная вентиляция в защитном сооружении; в нарушение п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» не для всех помещений в защитном сооружении предусмотрена система общего освещения, при переходе на режим убежища не предусмотрено отключение части светильников, запроектированных для мирного времени; защитное сооружение не обеспечено приборами водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями п. 4.5.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583; система водоснабжения не соответствует с требованиями п. 10.6.1, 10.6.2 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»; стены, потолки, а также элементы инженерных систем внутри защитного сооружения не окрашены в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; защитное сооружение не оснащено первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации, чем нарушено требование п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77».

Таким образом, судом установлено, что вышеперечисленные нарушения законодательства администрацией МО р.п. Новогуровский до настоящего времени не устранены.

Бездействие администрации МО р.п. Новогуровский по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере содержания защитных сооружений гражданской обороны влечет за собой невозможность их использования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что неизбежно приведет к гибели либо причинению вреда здоровью неопределенному кругу лиц.

Анализируя представленные доказательства по правилам ст.ст. 60-61 КАС РФ, с учетом вышеприведенных норм и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Алексинского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 226, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования р.п. Новогуровский по неприведению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: , в соответствующее требованиям действующего законодательства состояние, пригодное для его использования.

Обязать администрацию муниципального образования р.п. Новогуровский в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства в сфере содержания защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: , а именно:

- оборудовать защитное сооружение приточно-вытяжной вентиляцией с естественным или механическим побуждением в соответствии с п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»;

- оборудовать защитное сооружение естественной вентиляцией в соответствии с п. 10.4.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»;

- оборудовать все помещения защитного сооружения системой общего освещения, предусмотрев при переходе на режим убежища отключение части светильников, запроектированных для мирного времени, в соответствии п. 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»;

- обеспечить защитное сооружение приборами водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями п. 4.5.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;

- привести систему водоснабжения защитного сооружения в соответствие требованиям п. 10.6.1, 10.6.2 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77»;

- выполнить окрашивание стен, потолков, а также элементы инженерных систем внутри защитного сооружения в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;

- оснастить первичными средствами пожаротушения в количествах, предусмотренных соответствующими правилами противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с п. 13.11 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца.

Председательствующий А.В. Кулешов