ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5857/19 от 26.11.2019 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд <адрес> РД в составе:

председательствующего судьи Шуаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием административного истца ФИО1 и его представителя по доверенности и ордеру адвоката ФИО4, представителя МКУ «Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации <адрес>» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства <адрес>» о признании незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>» по рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:6045, площадью 6434 кв.м. +/- 28 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, с вида «под кафе-магазином и пекарней» на «индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)» и обязании административного ответчика Администрацию ГОсВД «<адрес>» повторно рассмотреть заявление ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе Северного поста ГАИ с кадастровым номером 05:40:000028:6045, площадью 6434 кв.м. +/- 28 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, с вида «под кафе-магазином и пекарней» на «индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства <адрес>» с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обосновании административного искового заявления указывается на то, что на основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был предоставлен земельный участок площадью 800 кв.м. под кафе-магазин и пекарню в районе Северного поста ГАИ, категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 05:40:000028:1563.

На данном земельном участке ФИО1 построил коммерческий объект, который вместе с двором занимает площадь 1566 кв.м., остальную большую часть земельного участка в размере 6434 кв.м. он не смог использовать по назначению, поскольку на это появились ограничения со стороны Администрации города.

В последующем, в 2017 году земельный участок с кадастровым номером 05:40:000028:1563 был разделен на два участка и образованы земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000028:6044 площадью 1566 кв.м. и 05:40:000028:6045 площадью 6434 кв.м., с видом разрешенного использования под кафе-магазин и пекарню.

Как следует из ответа ИФНС на адвокатский запрос от ДД.ММ.ГГГГ-/000269 указанные выше земельные участки выделены под коммерческую деятельность, в связи с чем, применяемая налоговая ставка составляет 1,5 %, и начислено всего 181 206 руб.

Решением Собрания ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план развития города на 2035 год, согласно которого земельный участок с кадастровым номером 05:40:000028:6045 расположен в следующих территориальных зонах: «Санитарно-защитного озеленения» (С2), «Объектов транспортной инфраструктуры» (ИТ2), «Крупных торговых комплексов, рынков и культурно-досугового назначения» (02).

В связи с этим земельный участок с кадастровым номером 05:40:000028:6045, принадлежащий ФИО1 на праве собственности не используется под коммерческую деятельность, как это проходит по документам. Однако по отношению к этому земельному участку, необоснованно применяется налоговая ставка - 1,5%, в силу чего он несет большие убытки.

Учитывая сложившуюся ситуацию, начиная с 2016 года, когда был утвержден Генеральный план города, ФИО1 неоднократно обращался на имя главы <адрес> с заявлением на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:6045, площадью 6434 кв.м. «под кафе-магазином и пекарней» на «индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)», поскольку в силу установленных Администрацией города ограничений (три зоны на одном земельном участке), использовать данный земельный участок под коммерцию - по целевому назначению, не представляется возможным. Однако на каждое обращение ФИО1 получал ответ от Администрации, что его обращение будет рассмотрено в дальнейшем, по итогам заключения контракта с градостроительным институтом.

Последнее обращение было датировано ДД.ММ.ГГГГ. Письмом врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «<адрес>» /-3886/19 от ДД.ММ.ГГГГ пояснено, что «Согласно протоколу заседания комиссии по вопросу Обсуждения проектов планировок, землепользования и застройки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято рекомендовать на усмотрение специалистов градостроительного института, с которым будет заключен муниципальный контракт на выполнение работ по внесению изменений в Генеральный план города». Таким образом, уже более трех лет административным ответчиком должным образом не рассмотрено его обращение и не разрешена ситуация с расположением принадлежащего ему на праве собственности земельного участка на трех территориальных зонах (С2, ИТ2, 02). В связи с чем, ФИО1 не может надлежащим образом оформить изменение вида разрешенного использования из-за отсутствия необходимого разрешения со стороны Администрации <адрес>.

Поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:6045 не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, то Правила землепользования и застройки в этой части приняты в нарушение действующего законодательства. Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 ГрК РФ).

Как следует из представленных выписок ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000028:6044, площадью 1566 кв.м. и 05:40:000028:6045, площадью 6434 кв.м. относятся к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под кафе-магазином и пекарней.

Однако в силу того, что на земельном участке 05:40:000028:6045 установлены одновременно три территориальные зоны, ФИО1 не может осуществить строительство, для использования данного участка ни под кафе-магазин, ни пекарню.

Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 3_5 - 40ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Истец считает, что изменением территориальной зоны Администрацией ограничены его права, как собственника земельного участка, так как в настоящее время он не имеет права вести строительство (под коммерцию) на данном участке. Также считает, нарушением своих прав то, что действующие на территории <адрес> план и Правила землепользования и застройки были приняты без учета его мнения, как заинтересованного лица, хотя согласно ст. 24 и ст. 31 ГрК РФ подготовка данных документов должна осуществляться с учетом предложении заинтересованных лиц.

По мнению истца, Администрация города не рассмотрела его обращение должным образом, не соблюдена установленная законом процедура проведения публичных слушаний.

Таким образом, учитывая, что ФИО1 не может пользоваться принадлежащим ему на праве собственности земельными участками, по назначению (под коммерцию), ему необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности и ордеру адвокат ФИО4 доводы административного искового заявления поддержали и просили заявленные требования удовлетворить.

Представитель МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства <адрес>» по доверенности ФИО5 иск не признал, указывая на то, что заявление ФИО1 на заседании комиссии по землепользованию рассмотрено и принято решение рекомендовать на усмотрение специалистов градостроительного института, с которым будет заключен муниципальный контракт на выполнение работ по внесению изменений в Генеральный план города.

Администрация ГОсВД «<адрес>» извещённая о месте и времени рассмотрения дела своего представителя не направила.

Выслушав объяснения сторон, исследовав по правилам ст.84 КАС РФ материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В ст. 7 ЗК РФ указывается о подразделении земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Судом установлено, что административный истец является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами 05:40:000028:6044, площадью 1566 кв.м. и 05:40:000028:6045, площадью 6434 кв.м., с видом разрешенного использования - под кафе-магазин и пекарню, категория земель – земли населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровыми номерами 05:40:000028:6044 и 05:40:000028:6045, расположенных по адресу: <адрес>, район Северного поста «ГАИ» с вида «под кафе-магазин и пекарню», на «индивидуальное жилищное строительство». Указанное заявление принято и зарегистрировано МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> в лице Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> за .07/-3886/19 ФИО1 сообщено, что заявление ФИО1 рассмотрено комиссией по землепользованию ГОсВД «<адрес>». Согласно протоколу заседания комиссии по вопросу: Обсуждение проектов планировок, землепользования и застройки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принято рекомендовать на усмотрение специалистов градостроительного института с которым будет заключен муниципальный контракт на выполнение работ по внесению изменений в Генеральный план города.

Согласно ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

В соответствии с положениями, содержащимися в ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Таким образом, обязательным является установление основного вида разрешенного использования земельных участков. Такой вид определяется градостроительным регламентом.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения) (п. 1 ст. 4 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Частями 2, 4 ст.30 ГрК РФ установлено, что Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

В соответствии с ч.6 ст.30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 9-5 утверждены Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>".

Данным решением установлены территориальные зоны, утверждены минимальные и максимальные размеры земельных участков и тд.

Согласно материалам дела, ответчик не определил, к какой территориальной зоне относятся спорные земельные участки, соответствует ли их размер предельным размерам, указанным в Правилах землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>", попадает ли изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков под действие Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>".

Суд считает, что ответ Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.07/-3886/19 по своей сути является отказом в удовлетворении заявления ФИО1 в изменении вида разрешенного использования, однако решение по существу заявления ФИО1 не принято.

Более того, в силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Указанные нормы действующего законодательства административным ответчиком не соблюдены, доказательств обратного суду не представлено.

Более того, доводы изложенные в ответе Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за .07/3886/19 о том, что заявление ФИО1 рассмотрено комиссией по землепользованию ГОсВД «<адрес>», не подтверждены стороной ответчика соответствующими доказательствами. Суду стороной ответчика также не представлен протокол заседания комиссии по землепользованию о котором идет речь в вышеуказанном ответе.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое административным истцом бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>» по рассмотрению заявления ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка является незаконным, нарушающим права истца на надлежащее рассмотрение его обращения в Администрацию ГОсВД «<адрес>» об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленном порядке.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

По смыслу указанных правовых норм, выбор способа устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца является прерогативой суда и избирается с учетом установленных конкретных обстоятельств по рассматриваемому административному делу.

С учетом того, что судом установлено, что обращение ФИО1 в Администрацию ГОсВД «<адрес>» зарегистрированное в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией ГОсВД «<адрес>» и Управлением Архитектуры и градостроительства <адрес> не рассмотрено в надлежащем порядке, суд находит необходимым возложить на административных ответчиков обязанность рассмотреть заявление истца ФИО1 в администрацию ГосВД «<адрес>» об изменении вида разрешенного использования земельного участка в надлежащем порядке с принятием решения по существу поставленного в обращении вопроса.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства <адрес>» по рассмотрению заявления ФИО1 (зарегистрированное в Управлении архитектуры и градостроительства <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:6045 площадью 6434 кв.м. +/- 28 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, с вида «под кафе-магазином и пекарней» на «индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)»

Обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации ГОсВД «<адрес>» рассмотреть ранее поданное заявление истца ФИО1 (зарегистрированное в Управлении архитектуры и градостроительства <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:6045 площадью 6434 кв.м. +/- 28 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, с вида «под кафе-магазином и пекарней» на «индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)» в установленном порядке.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Шуаев Д.А.