ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5859/2021 от 10.08.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-007986-46 Дело № 2а-5859/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Малоземовой О.А.,

с участием представителя истца Строганова Ю.А.,

представителя административного ответчика Жохова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 10 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Степановой Анастасии Борисовны к администрации МО ГО «Сыктывкар», заместителю руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Семейкиной Е.В. о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,

установил:

Степанова А.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар», в котором просит признать незаконным решение административного ответчика в форме письма от 07.05.2021 № 31/236132 об отказе в признании малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда по основанию непредоставления полного пакета документов, настаивая на том, что требование административного ответчика о необходимости подтверждения доходов бывшего члена семьи Степанова Е.Ю. является незаконным. Указывая о неправомерности оспариваемого решения, просит возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность повторно рассмотреть заявление и принять новое решение.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Семейкина Е.В.

В судебном заседании Степанова А.Б. участия не принимала. Представитель административного истца Строганов Ю.А. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» требования иска не признал, настаивая на законности оспариваемого решения, принятого в соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок предоставления муниципальной услуги.

Административный ответчик заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Семейкина Е.В. участия в судебном заседании не принимала, о месте и времени рассмотрения дела извещена.

С учетом сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьями 49, 50 Жилищного кодекса РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 стати 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми» малоимущими гражданами для предоставлениям им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в Республике Коми в порядке, установленном настоящим Законом.

Органом местного самоуправления семья или одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, если среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышают установленных органом местного самоуправления размеров (часть 2 статьи 1 Закона Республики Коми № 119-РЗ).

В соответствии с частью 3 указанной статьи определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества с целью признания ее (его) малоимущей (им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 Порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, с целью признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (приложение 1 к Закону РК № 119-РЗ) размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, определяется исходя из суммы доходов гражданина и членов его семьи или доходов одиноко проживающего гражданина за последние двенадцать месяцев, непосредственно предшествующих месяцу подачи запроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей (им) для предоставления ей (ему) жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 17.12.2014 №12/4702 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар».

В соответствии с пунктом 2.3 административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача справки о признании граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар»; выдача уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Пунктом 2.6 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

Для получения муниципальной услуги заявитель подает в отдел организации предоставления муниципальных услуг МБУ «ГИКЦ», МФЦ, на порталы государственных и муниципальных услуг (функций) заявление (запрос) о предоставлении муниципальной услуги по рекомендуемой форме, приведенной в Приложении № 2 к настоящему административному регламенту, в котором должно быть изложено согласие членов его семьи или одиноко проживающего гражданина на проверку администрацией заявленных сведений о доходах и имуществе, а также: паспорт или иные документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина (пункт 2); документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи (свидетельства о рождении детей, свидетельства о заключении или расторжении брака, документы об установлении отцовства, о перемене имени и другие) (пункт 3); документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (запроса) (с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 9 пункта 2.7 настоящего административного регламента).

Перечень документов, необходимых для предоставления необходимых и обязательных услуг, определяется организациями, предоставляющими необходимые и обязательные услуги, в соответствии с действующим законодательством.

Непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.6 административного регламента, в соответствии с его пунктом 2.10.2 является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Названным пунктом также определено, что после устранения оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в случаях, предусмотренных подпунктом 2.10.2 пункта 2.10 настоящего административного регламента, заявитель вправе повторно обратиться за предоставлением муниципальной услуги.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.04.2021 Степанова А.Б. обратилась в отдел по организации предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» для получения муниципальной услуги «признание граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар». Согласно перечню одновременно с заявлением Степановой А.Б. представлены: документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о рождении (2 шт.); свидетельство о расторжении брака; документы, подтверждающие доходы гражданина; свидетельство о регистрации по месту пребывания; СНИЛС; гражданство; договор социального найма.

По договору социального найма от 21.03.2019 № 97, представленному заявителем, нанимателем жилого помещения является ФИО10. По условиям договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются его члены семьи: Степанова А.Б. (жена) – истец по делу, <данные изъяты>

Установлено, что Межтерриториальным отделом ЗАГСа г.Сыктывкара и Сыктывдинского района на основании решения мирового судьи Катаевского судебного участка г.Сыктывкара от 17.02.2021 брак между <данные изъяты>. и Степановой А.Б. расторгнут, о чем 06.04.2021 выдано свидетельство о расторжении брака.

Из материалов, направленных и поступивших в адрес административного ответчика следует, что при подаче заявления сведения о доходах ФИО12 в рамках получения указанной муниципальной услуги административным истцом не представлялись. Обратившись за оказанием муниципальной услуги, Степанова А.Б. представила сведения только о своем имущественном положении.

Отсутствие сведений об имущественном положении бывшего супруга Степановой А.Б. явилось основанием к отказу в предоставлении заявителю муниципальной услуги.

Решением административного ответчика в форме письма от 07.05.2021 №31/236132 за подписью заместителя руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Семейкиной Е.В. административному истцу Степановой А.Б. отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с представлением документов не в полном объеме (основание: подпункт 1 подпункта 2.10.2 пункта 2.10 Постановления № 12/4702).

Из содержания принятого решения следует, что в представленных заявителем документах отсутствуют сведения, подтверждающие доход гражданина и членов его семьи за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса, а именно: документов, подтверждающих доходы ФИО11 за период с 01.04.2020 по 18.03.2021; документов, подтверждающих доходы (алименты) за период с 19.03.2021 по дату подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги.

Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности применительно к установленным требованиям закона, оснований для отмены оспариваемого решения административного органа не усматривает, учитывая, что предоставление документов, подтверждающих доходы членов семьи, являющихся таковыми в отчетный период, с целью проверки среднедушевого дохода в рамках предоставления указанной муниципальной услуги является обязательным и юридически значимым.

Доводы представителя административного истца о том, что ФИО14 на дату обращения истца за предоставлением муниципальной услуги членом ее семьи не являлся, в связи с чем у Степановой А.Б. отсутствовала обязанность по предоставлению документов о его доходах, неправомерны.

В силу закона, с целью установления статуса гражданина малоимущим проверке подлежат доходы семьи за предшествующий год, а именно, за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим.

Материалами дела подтверждается, что в отчетный период ФИО13 являлся членом семьи административного истца, брак между сторонами расторгнут решением суда от 17.02.2021, иного в материалы дела не представлено, соответственно, сведения о его доходах подлежали предоставлению с целью определения среднедушевого дохода семьи для признания Степановой А.Б. малоимущей и последующего предоставления ей по договору социального найма жилого помещения.

С учетом установленного порядка при расчете среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина сумма всех доходов учитывается в месяце фактического их получения, которых всходит в расчетный период.

Данное правовое регулирование обеспечивает соблюдение прав лиц, претендующих на получение статуса малоимущих, одновременно исключая возможность сокрытия ими доходов возможными способами.

Предоставление сведений о доходах членов семьи, являющихся таковыми в отчетный период, регламентировано императивной нормой (пункт 2.6. Административного регламента) и не относится к документам, предоставляемым гражданином по собственной инициативе.

В этой связи суд приходит к выводу о правомерности принятого решения об отказе Степановой А.Б. в предоставлении муниципальной услуги по основанию непредставления документов, подтверждающих доходы ФИО15. в отчетный период.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

С учетом выводов, изложенных в настоящем решении, совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлена, что является правовым основанием для отказа Степановой А.Б. в удовлетворении заявленных исковых требований.

Принимая решение по делу, суд учитывает и исходит из того, что после устранения оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в случаях, предусмотренных подпунктом 2.10.2 пункта 2.10 настоящего административного регламента, заявитель вправе повторно обратиться за предоставлением муниципальной услуги.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

административное исковое заявление Степановой Анастасии Борисовны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным решения администрации МО ГО «Сыктывкар» в форме письма от 07.05.2021 № 31/236132 об отказе Степановой Анастасии Борисовне в предоставлении муниципальной услуги признания малоимущей для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Степановой Анастасии Борисовны от 15.04.2021 и принять решение по заявлению – оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Печинина

<данные изъяты>