ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-585/20 от 24.09.2020 Семикаракорского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Семикаракорск 24 сентября 2020 года

Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохоровой И.Г.

при секретаре Митяшовой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску и.о.прокурора Семикаракорского района к административному ответчику Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, заинтересованное лицо Администрация Семикаракорского района Ростовской области, о признании действий Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, выразившихся в неудовлетворении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных ст.ст.22,24 и 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при рассмотрении представления об устранении нарушений закона от 24 июля 2020 года-незаконными, об обязывании Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области устранить выявленные нарушения, а именно провести диспансеризацию муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области до 31 декабря 2020 года

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Семикаракорского района обратился в суд с административным иском к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, заинтересованное лицо Администрация Семикаракорского района Ростовской области, о признании действий Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, выразившихся в неудовлетворении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных ст.ст.22,24 и 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при рассмотрении представления об устранении нарушений закона от 24 июля 2020 года-незаконными, об обязывании Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракор-ского района Ростовской области устранить выявленные нарушения, а именно провести диспансеризацию муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области до 31 декабря 2020 года.

Обосновав заявленные требования следующим образом.

Прокуратурой Семикаракорского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, в ходе которой установлено, что в 2017-2018 гг. график и календарный план диспансеризации не утверждался, диспансеризация муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области не проводилась; на 2020 год график и календарный план диспансеризации муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области также не утвержден, что влечет за собой не выявление либо несвоевременное выявление у муниципальных служащих заболеваний, препятствующих прохождению муниципальной службы. 24 июля 2020 года, прокурором Семикаракорского района в адрес Директора Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере муниципальной службы в течение месяца. Однако, Департаментом социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, выявленные в ходе проведенной проверки нарушения в сфере муниципальной службы, устранены не были. В связи с чем, прокурор Семикаракорского района, ссылаясь на требования статьи 13 Федерального закона Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ, а также положения Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения", обратился в суд.

Определением Семикаракорского района суда Ростовской области от 17 сентября 2020 года, Администрация Семикаракорского района Ростовской области привлечена в данный процесс в качестве заинтересован-ного лица.

Представитель административного истца-прокуратуры Семикаракор-ского района Мельник Д.В. в судебном заседании, состоявшемся 24 сентября 2020 года, заявленные требования поддержала, просила суд о признании действий Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, выразившихся в неудовлетворении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных ст.ст.22,24 и 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при рассмотрении представления об устранении нарушений закона от 24 июля 2020 года-незаконными, об обязывании Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области устранить выявленные нарушения, а именно провести диспансеризацию муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области до 31 декабря 2020 года.

Представитель административного ответчика-Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, а также заинтересованного лица- Администрации Семикаракорского района Ростовской области- Попова А.Н. заявленные требования признала, пояснив, что представление прокурора было рассмотрено, руководством Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области нарушения, указанные в представлении прокуратуры признаны обоснованными. Диспансеризацию муниципальных служащих Департамента не проводилась в связи с отсутствием финансирования. В настоящее время, Департаментом в адрес Администрацию района направлено письмо с просьбой о выделении денежных средств для заключения контракта на оказание услуг по диспансеризации муниципальных служащих. При поступлении из Администрации района денежных средств, до 31 декабря 2020 года будет организована диспансеризация муниципальных служащих Департамента.

Выслушав представителя административного истца-прокурора Мельник Д.М., представителя административного ответчика- Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, а также заинтересованного лица- Администрации Семикаракорского района Ростовской области- Попову А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Собрания депутатов Семикаракорского района от 2 июня 2017 года №226 утверждено Положение о Департаменте социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области (далее Положение) (л.д.21-34)

В силу требований п.1.1 Положения Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области (далее – Департамент) является отраслевым ( функциональным) органом Администрации Семикаракорского района ( далее - Администрация района), обеспечивающим во взаимодействии с другими органами местного самоуправления,внебюджетными фондами, предприятиями и учреждениями, общественными организациями реализацию переданных органам местного самоуправления Семикаракорского района отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки и социального обслуживания населения.

При этом в п.1.7 Положения указано о том, что Департамент обладает всеми правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые и иные счета в банках и органах Федерального казначейства, обособленное имущество, закрепленное за ним в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на праве оперативного управления, имеет печать с изображением герба Ростовской области со своим полным наименованием, а также соответствующие штампы, бланки, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном суде или по делам, рассматриваемым мировыми судьями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно требований п.5.1Положения Департамент возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности Главой Семикаракорского района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по согласованию с Минтрудом области.

В силу требований п.5.3 Положения директор Департамента: - организует работу Департамента, руководит его деятельностью на принципах единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций; назначает на должность и освобождает от должности работников Департамента, заключает, изменяет, расторгает с ними трудовые договоры; применяет к ним меры поощрения, налагает дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством; - издает в пределах своей компетенции распоряжения, приказы, обязательные для исполнения работниками Департамента и подведомственного учреждения, осуществляет контроль их исполнения; - распоряжается имуществом и средствами Департамента в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением, заключает контракты (договоры) и выдает доверенности; - осуществляет другие полномочия и решает иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ростовской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муници-пальных служащих, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ ( далее Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ) "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В силу требований подпункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципаль-ной службе в случае: наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансери-зации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, в соответствии с Федеральными законами от 02.03.2007 N 25-ФЗ является основанием для расторжения договора о прохождении службы.

В силу требований статьи 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации на время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.

Порядок прохождения диспансеризации государственными граждан-скими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также форма заключения медицинского учреждения, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н ( далее Порядок).

Согласно требований пункта 3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгеноло-гия", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - медицинское учреждение).

В случае отсутствия в медицинском учреждении, осуществляющем диспансеризацию гражданских служащих или муниципальных служащих, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, указанным медицинским учреждением заключаются договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности, о привлечении медицинских работников этих организаций.

Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением N 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения ( пункт 17 Порядка).

В силу требований пункта 4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно.

В соответствии с пунктами 5-6 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем). Гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком.

Пунктом 7 Порядка установлено, что для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства, организация диспансеризации муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области является обязанностью директора Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Семикаракорского района Ростовской области проведена проверка исполнения законодатель-ства о муниципальной службе, в части прохождения диспансеризации муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, в ходе которой установлено, что в 2017-2018 гг. в ДСЗН график и календарный план диспансеризации не утверждался, диспансеризация муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области не проводилась; на 2020 год график и календарный план диспансеризации муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области также не утвержден, что влечет за собой не выявление либо несвоевременное выявление у муниципальных служащих заболеваний, препятствующих прохождению муниципальной службы.

24 июля 2020 года, по результатам проведенной проверки прокурором Семикаракорского района в адрес Директора Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства в части организации проведения диспансеризации муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области (л.д.8-10).

В судебном заседании, в том числе из пояснений представителя административного ответчика-Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области- Поповой А.Н. установлено,что график и календарный план диспансеризации муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области на 2020 год до настоящего времени не утвержден.

Нарушение порядка и сроков прохождения диспансеризации муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области влечет за собой не выявление, либо несвоевременное выявление заболеваний у муниципальных служащих, препятствующих прохождению муниципальной службы, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, реализация которых связана с надлежащим исполнением должностных обязанностей муниципальными служащими.

Отсутствие финансирования со стороны Администрации Семикаракор-ского района на проведение диспансеризации муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области не освобождает руководство Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области от исполнения требований действующего законодательства о муниципальной службе.

При вышеуказанных обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Семикаракорского района о признании незаконным бездействия директора Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области при рассмотрении представления об устранении нарушений закона от 24 июля 2020 года, выразившегося в неудовлетворении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных ст.ст.22,24 и 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации", о необходимости утверждения графика и календарного плана диспансеризации муниципальных служащих в 2020 годах, а также об обязывании Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области устранить выявленные нарушения, а именно провести диспансеризацию муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Прокурор просит установить срок для исполнения решения не позднее 31 декабря 2020 года, административным ответчиком обоснованных возражений относительно указанного срока не представлено.

Установление указанного срока для исполнения решения суда является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При наличии препятствий для исполнения решения суда, Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракор-ского района Ростовской области вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного решения.

На основании выше изложенного, руководствуясь требования ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования административного истца и.о.прокурора Семикаракорско-го района к административному ответчику Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области о признании действий Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, выразившихся в неудовлетворении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных ст.ст.22, 24 и 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при рассмотрении представления об устранении нарушений закона от 24 июля 2020 года-незаконными, об обязывании Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области устранить выявленные нарушения, а именно провести диспансеризацию муниципальных служащих Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области до 31 декабря 2020 года-удовлетворить.

Признать незаконными бездействие Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области при рассмотрении представления об устранении нарушений закона от 24 июля 2020 года, выразившиеся в неудовлетворении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных ст.ст.22,24 и 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" о необходимости утверждения графика и календарного плана диспансеризации муниципальных служащих в 2020 годах.

Обязать Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области, устранить нарушения требований трудового законодательства в сфере охраны труда, а также требований законодательства о муниципальной службе, возложив обязанность по принятию мер, направленных на прохождение муниципальными служащими Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района диспансеризации в срок до 31 декабря 2020 года, в том числе обязанность составить списки муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утвердить график прохождения диспансеризации, заключить договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением на основании Федерального закона N 44 от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направить в медицинское учреждение список муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации. Указав Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и прокурору Семикаракорского района ( административному истцу), в течение одного месяца со дня, когда решение должно быть исполнено, то есть не позднее 31 января 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 1 октября 2020 года