Дело № 2а-585/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска
в составе председательствующего Валитовой М.С.
при секретаре Аримбековой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Омске 13 марта 2018 года
дело по административному иску Центрального Банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Финансовый Дом», Уразаеву Р. З. о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Центральный Банк Российской Федерации обратился в суд с требованиями к Кредитному потребительскому кооперативу «Финансовый дом», Уразаеву Р.З., Пушкову Н.Н. о ликвидации некоммерческой организации.
В обоснование требований указал, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О кредитной кооперации», п. 4 Указаний Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами» административный ответчик обязан на основе данных об операциях организации с денежными средствами ежемесячно не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, составлять и представлять в Банк России отчетность по форме <данные изъяты>Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций».
Однако данная обязанность кооперативом не выполнена, отчеты об операциях с денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ КПК «Финансовый Дом» не представлен.
В целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации в <данные изъяты> кооперативу выданы предписания от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>
Кроме того, выявлен факт представления кооперативом отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива за <данные изъяты> (по сроку представления не позднее <данные изъяты> дней после окончания календарного года) в Банк России с нарушением требований п. 8 ч. 6 ст. 35 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Указанием Банка России №-У.
За данное нарушение в адрес кооператива было направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, которое не исполнено.
Допущенные кооперативом неоднократные нарушения носят продолжительный характер, создают серьезные препятствия Банку России в реализации целей контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями, проведении работ по выявлению и прекращению участия поднадзорных некредитных финансовых организаций и их клиентов в проведении сомнительных операций.
На основании изложенного с учетом уточнений просит ликвидировать Кредитный потребительский кооператив <данные изъяты>», возложив обязанности по проведению процедуры ликвидации на председателя правления Уразаева Р.З.
Представитель административного истца Хараджа С.С., действующий на основании доверенности (л.д. 13) в судебном заседании требования поддержал.
Административные ответчики, заинтересованные лица Межрайонная ИФНС России № по <адрес>, <данные изъяты>№ по <данные изъяты><адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 9.1 статьи 4, п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций, к которым относятся, в том числе кредитные потребительские кооперативы, в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив является некоммерческой организацией.
Согласно ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона кредитный кооператив ведет бухгалтерский учет и представляет бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 6 ст. 35 указанного Федерального закона саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы обязана направлять в Банк России документы, содержащие отчет о деятельности и персональном составе органов кредитных кооперативов - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность кредитных кооперативов - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. Формы, сроки и порядок составления и предоставления указанных документов и информации устанавливаются Банком России.
Сроки и порядок составления и представления отчетности об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций в Центральный банк Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ был установлен Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами».
Пунктом 4 данных Указаний предписано, что на основе данных об операциях организации ежемесячно составляют и представляют в Банк России отчетность по форме <данные изъяты> «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций»
Отчетность об операциях с денежными средствами представляется не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 1.1. Указаний Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета», действующих до некредитные финансовые организации, саморегулируемые организации в сфере финансовых рынков направляют в Банк России отчетность, документы (информацию), сведения, осуществляют иные права и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, а также получают от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или физического лица (далее - УКЭП), посредством использования информационных ресурсов.
В соответствии с п. 1 Указаний Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива» отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива составляется кредитными потребительскими кооперативами по форме и в порядке, которые установлены в приложении 1 к Указанию, начиная с того отчетного периода, в котором настоящее Указание вступает в силу.
В соответствии с пп. 7, 8.2. ч. 2, п. 6 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона. А также дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
В отношении кредитных кооперативов Банк России вправе направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке;
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация юридического лица - Кредитного потребительского кооператива «Финансовый Дом» (л.д. 54).
Как указывает административный истец, кооперативом допущено нарушение ч. 1 ст. 28 ФЗ №190-ФЗ, а также п. 4 Указания №-У - не представлена в Банк России отчетность по форме <данные изъяты> «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами не кредитных финансовых организаций» <данные изъяты>
Предписанием Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> кооператив был обязан в срок не позднее 15 рабочих дней с момента его получения устранить выявленные нарушения законодательства, представив в Банк России отчетность по указанной форме <данные изъяты> с одновременным направлением в Отделение Омск пояснений по факту нарушения (л.д. 15-16).
В соответствии с предписанием Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ кооператив был обязан в срок не позднее 30 календарных дней с даты его получения устранить выявленные нарушения законодательства, представив в Банк отчетность об операциях с денежными средствами за <данные изъяты> с использованием программы-анкеты, размещенной на официальном сайте Банка России и направить через личный кабинет участника финансового рынка (л.д. 18-19).
В соответствии с предписанием Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ кооператив был обязан в срок не позднее 30 календарных дней с даты его получения устранить выявленные нарушения законодательства, направив в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные потребительские кооперативы, национальный Союз «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс», членом которой является КПК «Финансовый дом», для последующего направления в Банк России отчет о деятельности кредитного потребительского <данные изъяты> (по сроку предоставления не <данные изъяты> дней после окончания календарного года) с использованием программы-анкеты, размещенной на официальном сайте Банка России и направить через личный кабинет участника финансового рынка (л.д. 22-23).
Предписания направлялись Банком путем размещения информации в личном кабинете кооператива (л.д. 17, 20, 24).
При этом меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства кооперативом не приняты.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, возражений против административного иска и доказательств отсутствия обозначенных нарушений законодательства либо исполнения указанных предписаний не представили.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», пп. А, В п. 9 ч. 3 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях: неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
Статьей 61 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При этом решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица (п. 5 ст. 62 ГК РФ). При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п. 2 ст. 62 ГК РФ).
Согласно пп. 2 п. 14.11 устава кооператива его ликвидация производится по решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В пунктах 27, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.
Указанные обстоятельства судом при рассмотрении дела не выявлены.
Таким образом, суд считает установленным, что кооперативом допущено неоднократное неисполнение в течение одного года предписаний об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, а также неоднократное в течение одного года нарушение требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», п. 4 Указания Банка России №-У, п. 5,9 Указаний Банка России №-У.
Следовательно, заявленные административным истцом требования о ликвидации кооператива являются законными и обоснованными.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
По смыслу названных норм единственным доказательством включения лица в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, административный ответчик Пушков Н.Н. в качестве учредителя <данные изъяты>, Уразаев Р.З. является <данные изъяты>, в связи с чем на него следует возложить обязанность по осуществлению ликвидации указанного кооператива.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с удовлетворением требований с административных ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по <данные изъяты> с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Финансовый Дом».
Обязать <данные изъяты>Уразаева Р. З. провести процедуру ликвидации кооператива.
Взыскать с Кредитного потребительского кооператива «Финансовый Дом», Уразаева Р. З. в доход местного бюджета государственную пошлину по <данные изъяты> с каждого.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
мотивированное решение составлено 19.03.2018, не вступило в законную силу