ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5862/18 от 19.12.2018 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-5862/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Сочи 19 декабря 2018 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Варданян Л.Т., с участием прокурора Харитоновой Е.А., представителя административного ответчика администрации города Сочи по доверенности Козаева Э.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора края – прокурора города Сочи к администрации города Сочи о признании действий администрации г. Сочи по принятию Постановления администрации г. Сочи от 09.06.2018 г. № 872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи» незаконным, признании Постановления администрации г. Сочи от 09.06.2018 г. № 872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи» недействующим со дня вступления его в законную силу,

установил:

Первый заместитель прокурора края - прокурор г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г. Сочи с административными исковыми требованиями к администрации города Сочи о признании действий по принятию Постановления администрации г. Сочи от 09.06.2018 № 872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи», незаконными, признании Постановления администрации г. Сочи от 09.06.2018 №872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи» не действующим со дня его вступления в законную силу, то есть с 26.06.2018 г.

В обоснование административного иска прокурор указал, что прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Щербаковой И.Н. о нарушениях администрацией г. Сочи законодательства, регулирующего правоотношения в сфере территориальных общественных самоуправлений (ТОС). Так, постановлением администрации г. Сочи от 09.06.2018 № 872 отменено, в числе прочих, Постановление администрации г. Сочи от 01 ноября 2012 года № 2317 «О регистрации Устава Совета территориального общественного самоуправления микрорайона «Завокзальный». Согласно поступившей в прокуратуру г. Сочи информации администрации г. Сочи от 14.08.2018 г. советом ТОС «Завокзальный», по мнению органа местного самоуправления, необходимо было провести конференцию и подать документы на регистрацию устава в орган местного самоуправления (в новой редакции). В связи с тем, что указанные мероприятия Советом ТОС «Завокзальный» не проведены, администрацией г. Сочи издано оспариваемое постановление от 09.06.2018 № 872. В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что статьей 22 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 29.05.2014 №62, определено, что администрация г. Сочи в пределах своей компетенции содействует органам ТОС в осуществлении инициатив по вопросам местного значения (консультирует представителей ТОС по вопросам осуществления деятельности, организует работу координационного совета по взаимодействию администрации г. Сочи, координирует деятельность органов ТОС, оказывает им содействие и иное). К полномочиям администрации г. Сочи ликвидация ТОС, признание правовых актов о регистрации уставов ТОС по вышеперечисленным фактам не относится. Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Харитонова Е.А. настаивала на удовлетворении административных исковых требований прокурора города в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации города Сочи по доверенности Козаев Э.П. в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признал, при этом пояснил, что согласно статьи 21 решения Городского Собрания Сочи от 29.05.2014 № 62 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сочи» (далее - положение о ТОС в городе Сочи) территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС уполномоченным органом администрации города Сочи. В связи с тем, что Городским Собранием Сочи принято решение от 29 марта 2018 года № 30 «О внесении изменений в решение Городского Собрания Сочи от 27 февраля 2017 года № 21 «Об установлении границ территорий, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление микрорайона «Завокзальный» Центрального района города-курорта Сочи», необходимо внести изменения в Устав ТОС «Завокзальный» Центрального района города Сочи (далее - Устав ТОС), так как Устав ТОС в обязательном порядке содержит описание границ деятельности территориального общественного самоуправления. В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 12 решения Городского Собрания Сочи от 29.05.2014 № 62 Положения о ТОС в городе Сочи, принятие Устава территориального общественного самоуправления, внесения в него изменений и дополнений относится к исключительным полномочиям конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление. Руководствуясь вышеуказанной статьей, для внесения изменений в Устав ТОС «Завокзальный» после вступления в силу решения Городского Собрания Сочи от 29.03.2018 № 30 Совету ТОС «Завокзальный» (в лице инициативной группы, зарегистрированной администрацией Центрального внутригородского района города Сочи в количестве не менее трех человек, проживающих на соответствующей территории) необходимо было провести в установленном порядке конференцию граждан и в течение двух месяцев со дня проведения конференции подать документы на регистрацию Устава в администрацию города Сочи в новой редакции. На заседании Координационного Совета по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления администрации Центрального внутригородского района города Сочи (протокол № 4 и протокол №5) председателю ТОС «Завокзальный» была доведена информация о необходимости проведения вышеуказанных мероприятий. 12 июля 2018 года на личном приеме у заместителя Главы города Сочи К.П. Чеботаря заинтересованному лицу по данному делу Щербаковой И.Г. были даны дополнительные разъяснения о необходимости внесения изменений в Устав ТОС в соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 29 марта 2018 года № 30. В связи с тем, что Совет ТОС «Завокзальный» не провел необходимые мероприятия, Управлением по взаимодействию с общественными объединениями администрации города Сочи подготовлено и издано Постановление администрации города Сочи от 09.06.2018 № 872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи» в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством.

Заинтересованное лицо Щербакова И.Г. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом, о причине своей неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания не просила, в связи с чем, с учетом мнения участвующих в деле лиц суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица на основании ч.5 ст. 213 КАС РФ.

Выслушав доводы прокурора, возражения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора по следующим основаниям.

В силу требований ст.ст. 27 и 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться, среди прочих лиц, также прокурор в пределах своей компетенции.

Согласно части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Щербаковой И.Н. о нарушениях администрацией г. Сочи законодательства, регулирующего правоотношения в сфере территориальных общественных самоуправлений.

Статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) установлено, что под территориальным общественным самоуправлением (далее – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Согласно ч.5 ст. 27 Федерального закона №131-ФЗ ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно ст. 17 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 №92, ТОС считается учрежденным с момента регистрации Главой города Сочи устава ТОС.

На основании ст. 9 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 29.05.2014 №62 (далее – Положение), устав ТОС подлежит регистрации уполномоченным органом администрации города Сочи. Внесение изменений и дополнений в устав регистрируется в порядке, установленном для регистрации устава территориального общественного самоуправления.

Устав ТОС «Завокзальный» зарегистрирован администрацией г. Сочи постановлением от 01.11.2012 №2317.

Таким образом, ТОС «Завокзальный» фактически считается учрежденным с указанного времени.

Оспариваемым постановлением администрации г. Сочи от 09.06.2018 № 872 отменено, в числе прочих, Постановление администрации г. Сочи от 01 ноября 2012 года № 2317 «О регистрации Устава Совета территориального общественного самоуправления микрорайона «Завокзальный».

По мнению органа местного самоуправления, советом ТОС «Завокзальный» необходимо было провести конференцию и подать документы на регистрацию устава в орган местного самоуправления (в новой редакции). В связи с тем, что указанные мероприятия советом ТОС «Завокзальный» не проведены, администрацией г. Сочи издано постановление от 09.06.2018 №872.

Прокуратурой города на постановление администрации г. Сочи от 09.06.2018 №872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи» в августе 2018 года был принесен Протест с требованиями об отмене указанного муниципального правового акта.

Указанный Протест был рассмотрен, однако требования прокурора не удовлетворены, что подтверждается информацией Главы г. Сочи от 30.08.2018 (вх. №6896-2018 от 05.09.2018).

Удовлетворяя требования прокурора о признании незаконными действий администрации города Сочи по принятию названного постановления, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 29 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 29.05.2014 №62, полномочия органа территориального общественного самоуправления прекращаются по истечении полномочий, по решению собрания или конференции представителей граждан (собрание делегатов) или по решению суда.

Уставом ТОС «Завокзальный» предусмотрено, что ликвидация ТОС осуществляется по решению конференции, принятому большинством голосов делегатов, присутствующих на ней в соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 30.05.2006 №121.

На состоявшейся 21.10.2017 г. отчетно-выборной конференции ТОС «Завокзальный» вопросы истечения полномочий органа ТОС не обсуждались, полномочия органа ТОС не истекли, вступившего в законную силу решения суда по указанным вопросам не имеется. На конференции вопросы о внесении изменений в устав также не обсуждались. Иных конференции не проводилось.

Статьей 22 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 29.05.2014 №62, определено, что администрация г. Сочи в пределах своей компетенции содействует органам ТОС в осуществлении инициатив по вопросам местного значения (консультирует представителей ТОС по вопросам осуществления деятельности, организует работу координационного совета по взаимодействию администрации г. Сочи, координирует деятельность органов ТОС, оказывает им содействие и иное).

Доводы прокурора о том, что к полномочиям администрации г. Сочи ликвидация ТОС или признание правовых актов о регистрации уставов ТОС по вышеперечисленным фактам не относится, а фактически после издания органом местного самоуправления постановления от 09.06.2018 №872 ТОС «Завокзальный» перестал считаться учрежденным, суд признает обоснованными.

Из анализа и содержания изложенных обстоятельств и норм законодательства, постановление администрации г. Сочи от 09.06.2018 №872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи» принято необоснованно и за рамками предоставленных полномочий.

Названное постановление опубликовано в местной газете «Новости Сочи» № 113-114, 26.06.2018 г.

Таким образом, указанный нормативный правовой акт издан в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц (граждан, которые проживают на территории ТОС «Завокзальный»), рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений.

Доводы, приводимые прокурором в качестве обоснования заявленных административных исковых требований, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Доказательств, опровергающих установленные прокурорской проверкой обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

При изложенных обстоятельствах требования прокурора о признании действий администрации г. Сочи по принятию Постановления администрации г. Сочи от 09.06.2018г. № 872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи» незаконным и недействующим со дня вступления его в законную силу являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд пришел к выводу о признании оспариваемого постановления не действующим со дня его вступления в законную силу, то есть с 26.06.2018 года.

В соответствии со статьей 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Согласно п.2 части 4 статьи 215 КАС РФ резолютивная часть решения суда об удовлетворении административных исковых требований должна содержать, кроме прочего, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

С учетом изложенного требования закона суд считает необходимым обязать администрацию города Сочи опубликовать решения суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании части 5 статьи 215 КАС РФ решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 186 КАС РФ решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного настоящим Кодексом для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано (часть 1). В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно (часть 2).

В силу действующего законодательства обе стороны данного спора освобождены от уплаты государственной пошлины (пп.9 и пп. 19 п.1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 208 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования первого заместителя прокурора края – прокурора города Сочи к администрации города Сочи о признании действий администрации г. Сочи по принятию Постановления администрации г. Сочи от 09.06.2018 г. № 872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи» незаконным, признании Постановления администрации г. Сочи от 09.06.2018 г. № 872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи» недействующим со дня вступления его в законную силу - удовлетворить.

Признать действия администрации г. Сочи по принятию Постановления администрации г. Сочи от 09.06.2018 №872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи» незаконными.

Признать Постановление администрации г. Сочи от 09.06.2018 № 872 «Об отмене муниципальных правовых актов администрации города Сочи», опубликованное в газете «Новости Сочи» № 113-114, 26.06.2018 г., не действующим со дня вступления его в законную силу, то есть с 26.06.2018 г.

Обязать администрацию города Сочи опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Понесенные судом судебные издержки отнести на счет средств бюджета.

Мотивированное решение суда составлено 24.12.2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е.М. Вергунова