ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5862/2015 от 11.11.2015 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-5862/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2015 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова, при секретаре судебного заседания Е.П. Москаленко, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПЕВ, БСВ, ПТТ, Вронской ВТЭ, КИВ, ДЛГ, МАЕ, ЛОВ, БЛВ, БВМ, И (имя, отчество не указаны), КАВ, ФАВ, ЛЕВ, Л, ЛВБ, ЕЮВ, ЛНВ, СЕС, ЧАВ, ЧМВ, ВЕВ, ЛАЯ, ЗЕН, ЛЕЮ, РНЯ к Администрации города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, бюджетному учреждению города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» о признании действий незаконными,

В судебном заседании принимали участие:

от административных истцов:

ЗЕН (по паспорту), РНЯ (по паспорту),

иные административные истцы в суд не явились,

от административных ответчиков:

Администрации города Омска – БЕА (по доверенности, л.д. 157),

Департамента городского хозяйства Администрации города Омска – БОЮ (по доверенности, л.д. 44),

БУ города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» - ДОА (по доверенности, л.д. 155),

У С Т А Н О В И Л:

25.09.2015 ПЕВ и иные лица обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят суд признать действия Администрации г. Омска в части ненадлежащего контроля за деятельностью Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска по организации и планированию вырубки деревьев в сквере напротив дома № 141 по ул. Красный Путь в г. Омске незаконными. Признать действия Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в части ненадлежащего контроля за деятельностью БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» по организации и планированию вырубки деревьев в сквере напротив дома № 141 по ул. Красный Путь в г. Омске незаконными. Признать действия БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» по организации и планированию вырубки деревьев в сквере напротив дома № 141 по ул. Красный Путь в г. Омске незаконными.

ДД.ММ.ГГГГ в суд с аналогичным административным заявлением обратился РНЯ (л.д. 75-79).

В обоснование требований указано, что административные истцы проживают в домах №№ 139, 141, 139а по ул. Красный путь в г. Омске, в непосредственной близости от которых, находится озелененный участок земли (сквер), в котором произрастают зеленые насаждения в количестве более 40 стволов.

10.09.2015 истцам в ходе встречи, организованной КТОС «Водники», стало известно, что БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» по инициативе Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска и с согласия Администрации г. Омска планируется произвести вырубку деревьев в данном сквере в количестве 23 штук.

Истцы считают, что действия по вырубке деревьев «являются незаконными, поскольку они не имеют под собой правового основания и не приведут к благоустройству».

Также истцы полагают действия административных ответчиков противоречащими Конституции России (ст. 42).

Указывают, что «вырубка деревьев в сквере приведет к существенному снижению рыночной стоимости недвижимости, принадлежащей истцам».

Указывают, что вырубка деревьев «противоречит решению двух собраний граждан – от 20.01.2015 и 30.01.2015, на которых граждане приняли решение против вырубки зеленых насаждений на территории вдоль жилых домов от остановки общественного транспорта «Городок Водников» до пересечения ул. Красный путь с ул. Березовой».

В судебном заседании административные истцы ЗЕН, РНЯ требования поддержали.

Требования административными истцами в ходе рассмотрения настоящего спора изменены в установленном КАС РФ порядке не были. Право на изменение требований судом административным истцам неоднократно разъяснялось.

Представитель административного ответчика Администрации г. Омска БЕА заявление требования не признала, поддержала доводы письменных возражений (л.д. 77-79).

Пояснила, что свои полномочия в области местного самоуправления Администрация г. Омска реализует через структурные подразделения. Деятельность в сфере дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения осуществляется в г. Омске Департаментом дорожного хозяйства Администрации г. Омска. В г. Омске образована комиссия по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске.

07.11.2014 комиссия Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений дала заключение о возможности произвести снос 327 аварийных деревьев и обрезку 8 тополей по ул. Красный путь. Снос деревьев произведен фактически не был.

В августе 2015 г. БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» обратилось в комиссию с просьбой согласовать снос деревьев по ул. Красный путь у дома № 141 на территории, которую указывают в административном иске истцы.

Комиссией 03.09.2015 было принято решение об отказе в сносе 40 аварийных деревьев.

Таким образом, администрацией г. Омска не было осуществлено действий, противоречащих закону и нарушающих права, свободы и законные интересы других лиц.

Представитель административного ответчика БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (далее – учреждение) ДОА требования также не признала, поддержала письменные возражения на заявление (л.д. 23-24, 107). Пояснила, что учреждение осуществляет в силу возложенных на него учредителем полномочий уход за зелеными насаждениями. В рамках своих полномочий учреждение производило осмотр территории общего пользования САО г. Омска по ул. Красный путь от ул. 4 Северная до ОТТ «Телецентр».

07.11.2014 комиссия Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений дала заключение о возможности произвести снос 327 аварийных деревьев и обрезку 8 тополей по ул. Красный путь. Однако снос деревьев произведен фактически не был.

В августе 2015 г. учреждение обратилось в комиссию с просьбой согласовать снос деревьев по ул. Красный путь у дома № 141 на территории, которую указывают в административном иске истцы. Комиссией 03.09.2015 было принято решение об отказе в сносе 40 аварийных деревьев. Учреждение получило заключение комиссии 10.09.2015. Работы по обрезке учреждение в настоящее время не производит.

Представитель административного ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска БОЮ требования не признал, поддержал доводы письменных возражений на заявление (л.д. 108-110), дал пояснения, аналогичные учреждению и Администрации г. Омска. Дополнительно пояснил, что решений о предоставлении каким-либо коммерческим либо иным организациям земельного участка в районе дома 141 по ул. Красный путь в г. Омске не принималось. Пояснил, что в органы местного самоуправления по вопросу сноса ряда деревьев, которые несут опасность для окружающих, обращалась прокуратура САО г. Омска

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В соответствии с п. 1 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, являющегося Приложением к Решению Омского городского Совета от 28 сентября 2011 г. N 443, Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации г. Омска.

Подпунктом 11 пункта 17 того же Положения предусмотрено, что одной из основных задач департамента является организация благоустройства, озеленения и обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска.

Пунктами 3, 6 ст. 117 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска" предписано, что создание, снос, обрезка, пересадка деревьев и кустарников производится:

- на территориях общего пользования - бюджетным учреждением города Омска в сфере благоустройства,

- на придомовой территории многоэтажной застройки - лицами, осуществляющими деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

- на прилегающей территории к индивидуальным жилым домам - собственниками индивидуальных жилых домов.

Содержание зеленых насаждений осуществляется:

- на территориях общего пользования - бюджетным учреждением города Омска в сфере благоустройства

- на придомовой территории многоэтажной застройки - лицами, осуществляющими деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

- на прилегающей территории к индивидуальным жилым домам - собственниками индивидуальных жилых домов или лицами, проживающими в индивидуальных жилых домах.

В соответствии с пунктами 2, 8 ст. 120 того же решения снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников выполняются лицами, указанными в ст. 117 настоящего Решения, при наличии, в частности, решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения объектов с кратковременным сроком эксплуатации, принимаемого комиссией Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске в соответствии с правовым актом Администрации г. Омска

Снос аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников производится лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при выполнении мероприятий по содержанию территории по согласованию с соответствующей комиссией по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске, указанной в части 2 настоящей статьи, на основании акта обследования территории, оформленного указанной комиссией в вегетационный период - с мая по октябрь. В акте указываются аварийно-опасные и сухостойные деревья, соответствующие признакам категорий состояния деревьев и кустарников, подлежащих санитарной вырубке, в соответствии с приложением N 4 к настоящему Решению.

Постановлением Администрации г. Омска от 10.08.2010 N 683-п в г. Омске в целях упорядочения решения текущих вопросов по сносу, обрезке и пересадке зеленых насаждений и обеспечения контроля за их сохранностью, создана комиссия Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске.

Комиссия осуществляет свои функции в соответствии с положением о комиссии, которое является приложением № 2 к постановлению Администрации г. Омска от 10 августа 2010 г. N 683-п.

Подпунктом 9 пункта 2 положения предусмотрено, в частности, что данная комиссия, в том числе, осуществляет обследование зеленых насаждений с целью определения необходимости сохранения, обрезки или сноса зеленых насаждений, выявления аварийных, поврежденных и сухостойных деревьев и дает заключение о возможности проведения работ по улучшению качественного состава зеленых насаждений.

Из устава учреждения, утвержденного приказом первого заместителя Мэра г. Омска, следует, что именно данное учреждение выполняет муниципальные работы по озеленению территории городского округа и благоустройству территории городского округа (л.д. 124, 125).

Судом установлено, что в рамках предоставленных БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» указанными выше нормами закона полномочий, последнее обратилось в комиссию по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г Омске по вопросу о согласовании работ по сносу и обрезке зеленых насаждений на объектах общего пользования в Советском и Центральном округах г. Омска.

Заключением комиссии от 07.11.2014 № 230 на основании решения протокола заседания комиссии от 06.11.2014 и актов обследований территорий было принято решение о возможности произвести в САО г. Омска снос 327 аварийных сухостойных деревьев (208 кленов, 84 яблонь, 22 вязов, 5 лиственниц, 8 лип), обрезку 8 тополей по ул. Красный путь, она участке от ул. 4 Северной до ООТ «Телецентр» (л.д. 27-31).

Также из материалов дела усматривается, что в сентябре 2015 г. учреждение вновь обращалось в комиссию по вопросу согласования работ по сносу и обрезке зеленых насаждений на территории г. Омска в рамках муниципального задания: снос 40 аварийных сухостойных деревьев (35 кленов, 5 ив) на ул. Красный путь, 141 (л.д. 36).

К письму (о согласовании сноса) были приложены акты обследования зеленых насаждений, схема выполнения работ и фотографии.

По данному вопросу комиссией было принято решение (протокол № 9, 03.09.2015), которым в сносе аварийных деревьев по ул. Красный путь было отказано (л.д. 33-35), учреждению было выдано соответствующее заключение от 10.09.2015 № 190 со сроком действия 1 год (л.д. 32).

Кроме того, из материалов дела видно, что 10.09.2015 прокуратура САО г. Омска обратилась к директору Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска с просьбой о назначении и проведении комиссионного обследования земельного участка напротив дома № 141 по ул. Красный путь в г. Омске и расположенных на нем зеленых насаждений на предмет выявления сухостойных и представляющих угрозу обрушения деревьев с целью их дальнейшего кронирования и сруба (л.д. 115).

02.10.2015 состоялось очередное заседание комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске, по итогам которого комиссия приняла решение о возможности организации работ по результатам рассмотрения настоящего административного дела (л.д. 114).

Кроме того, из дела видно, что 15.10.2015 состоялась встреча главы администрации САО г. Омска с жителями микрорайона «Водники» по вопросу благоустройства территории сквера у дома № 141 по ул. Красный путь (л.д. 119-120), в рамках которой разрешались вопросы по озеленению сквера, сносу зеленых насаждений при условии комплексного благоустройства территории.

05.11.2015 комиссия по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске приняла решение о возможности выполнения сноса кленов, у которых выявлено поражение стволовыми вредителями. Представителям дома 139А по ул. Красный путь рекомендовано организовать независимую экспертизу с приглашением специалиста соответствующей квалификации и специализации до 01.12.2015. Администрации САО г. Омска поручено провести повторную встречу с представителями домовых советов домов № 139а, 139, 141 по ул. Красный путь, а учреждению рекомендовано доработать эскизный проект и представить план мероприятий по благоустройству и озеленению территории у дома № 141 по ул. Красный путь в г. Омске до 21.12.2015 (л.д. ____-____).

Учитывая приведенные выше нормы закона и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции, рассмотрев дело по заявленным требованиям в рамках ст. 178 КАС РФ заключает, что оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований в том виде, в котором они заявлены, не имеется.

Административными истцами заявлены требования о признании незаконными тех действий, которые административные ответчики осуществляют в силу возложенных на них законом (иными нормативными актами) полномочий.

При этом указания на конкретные решения, обоснование их незаконности со ссылками на нормативные правовые акты, административное исковое заявление не содержит. Не указали на такие решения в судебном заседании и административные истцы.

По мнению суда первой инстанции, фактически позиция административных истцов сводится к несогласию с тем, что в районе дома № 141 по ул. Красный путь в г. Омске может быть произведена вырубка всех деревьев.

В то же время такого решения, вопреки мнению административных истцов об обратном, административными ответчиками не принималось.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов (протоколов, писем, обращений), административными ответчиками совместно с истцами разрешается вопрос о возможности сруба деревьев в районе дома № 141 по ул. Красный путь в г. Омске, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей.

При этом работы по сносу деревьев не производились ни на момент обращения истцов в суд, ни на момент разрешения спора между сторонами по существу.

Более того, как было указано выше, снос аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников производится на основании акта обследования территории, оформленного указанной комиссией в вегетационный период - с мая по октябрь (пункт 8 ст. 120 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45).

При этом, в случае несогласия с решением по сносу какого-либо конкретного дерева, административные истцы вправе защищать свои права в установленном законом порядке.

Мнение административных истцов относительно организации озеленения территорий в районе дома № 141 по ул. Красный путь в г. Омске подлежит учету в рамках приведенных выше правовых норм.

Судом факт нарушения (оспаривания) административными ответчиками прав, свобод и законных интересов административных истцов, включая право на благоприятную окружающую среду, не установлен.

Доводы административного искового заявления о том, что действия по вырубке деревьев незаконны, «поскольку они не имеют под собой правового основания», ошибочны, на изложенных выше нормах закона они не основаны.

Доводы о том, что вырубка деревьев в сквере приведет к существенному снижению рыночной стоимости принадлежащих истцам объектов недвижимости в материалах дела своего подтверждения не находят.

Доводы заявления о том, что «вырубка деревьев в сквере противоречит решению собраний граждан» сами по себе основаны на неверном понимании административными истцами норм законодательства в части порядка принятия решений в области кронирования зеленых насаждений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ПЕВ, БСВ, ПТТ, ВТЭ, КИВ, ДЛГ, МАЕ, ЛОВ, БЛВ, БВМ, И (имя, отчество не указаны), КАВ, ФАВ, ЛЕВ, Л, ЛВБ, ЕЮВ, ЛНВ, СЕС, ЧАВ, ЧМВ, ВЕВ, ЛАЯ, ЗЕН, ЛЕЮ, РНЯ к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска, Бюджетному учреждению г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» о признании незаконными действий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья