Дело № 2а-648/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2018 года г. Иркутс
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Демьяновой К.Э.,
с участием представителя административного истца Шухановой Н.Г., административного ответчика Ангерман Г.А., заинтересованных лиц Налетова В.Г., Гусевской Л.Ф., Антоновой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-648/2018 по административному иску Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области к Потребительскому обществу «Круглый стол «Новая Сибирь», Ангерман Г.А. о ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь», о возложении обязанности провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, о возложении обязанности по ликвидации на учредителя Ангерман Г.А.,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование административного иска с учетом уточнений указано, что Дата в Межрайонную ИФНС России № по Иркутской области Налетовым В.Г. представлен пакет документов для государственной регистрации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» при создании. На основании вышеуказанного пакета документов Инспекцией принято решение о государственной регистрации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь», о чем в Единый государственной реестр юридических лиц внесена запись и присвоен основной государственный №. Пунктом 1.2. Устава Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» предусмотрено, что общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией. Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от Дата N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон 99-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с Дата. При этом вышеуказанной главой Гражданского кодекса (в редакции Закона №99-ФЗ) не предусмотрено такой организационно-правовой формы юридического лица, как потребительское общество. Таким образом, решение о государственной регистрации создания Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» принято на основании несоответствующего требованиям закона протокола № общего собрания учредителей Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» от Дата и устава юридического лица. Документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона 129-ФЗ, должны соответствовать установленной форме, в том числе, с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие установленной законом форме, не могли быть основанием для внесения записи в государственный реестр. Согласно п.2 ст.25 Закона 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Учитывая вышеизложенное, при создании Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» грубо нарушены положения действующего законодательства и Закона 129-ФЗ в части представления в Инспекцию для государственной регистрации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» решения общего собрания учредителей Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» и утверждения устава юридических лиц, оформленного протоколом № от Дата, принятого с нарушением требований, установленных п. 3 ст. 50 ГК РФ и ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Противоправные действия Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь», выразившиеся в грубом нарушении общих положений о сущности юридического лица, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом 129-ФЗ, затрагивают не только интересы государства, но также права и законные интересы третьих лиц, вступающих в финансово-хозяйственные отношения с ПО «Круглый стол «Новая Сибирь».
Административный истец просит суд принять решение о ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь; обязать Потребительское общество «Круглый стол «Новая Сибирь» провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, в шестимесячный срок; возложить обязанности по ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» и завершению ликвидационной процедуры в срок, не превышающий 6-ти календарных месяцев, на учредителя Ангерман Г.А.
В судебном заседании представитель административного истца Шуханова Н.Г. требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила требования удовлетворить.
Административный ответчик Ангерман Г.А. в судебном заседании требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании заинтересованные лица Налетов В.Г., Гусевская Л.Ф., Антонова Т.Г. указали, что требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.
Ранее заинтересованным лицом Налетовым В.Г. в материалы дела представлены письменные возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что документы для регистрации были подготовлены после консультации с работниками МИФНС № 17 по Иркутской области. В случае несоответствия документов действующему законодательству налоговая инспекция должна была отказать в регистрации юридического лица, однако, регистрация была произведена, что свидетельствует о том, что документы были подготовлены в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, заинтересованным лицом указано о том, что инспекцией пропущен срок исковой давности.
Представитель административного ответчика Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь», представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, заинтересованные лица Брылко В.Ф., Быстрова Г.Г., Гафурова И.М., Гурова Л.И., Ершова М.С., Иванова О.Н., Костанич С.А., Костюкова Е.И., Леонтьева Т.Д., Махмутова Н.Г., Милославская Л.В., Мишарин И.Л., Передреева З.А., Тимонин В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как установлено абз. 1 ч. 3 ст. 61 ГК РФ, требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Согласно ч. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право предъявлять в суде иски о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Из материалов дела судом установлено, что Дата общим собранием учредителей Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» среди прочих решений приняты решения о создании Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь», утверждении устава данного общества и государственной регистрации данного Потребительского общества, что подтверждается протоколом № общего собрания учредителей Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» от Дата.
Учредителям являлись Ангерман Г.А., Гусевская Л.Ф., Антонова Т.Г., Брылко В.Ф., Быстрова Г.Г., Гафурова И.М., Гурова Л.И., Ершова М.С., Иванова О.Н., Костанич С.А., Костюкова Е.И., Леонтьева Т.Д., Махмутова Н.Г., Милославская Л.В., Мишарин И.Л., Налетов В.Г., Передреева З.А., Тимонин В.А.
Дата в Межрайонную ИФНС России №17 по Иркутской области Налетовым В.Г. представлен пакет документов для государственной регистрации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь».
На основании представленного пакета документов Дата Инспекцией принято решение о государственной регистрации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь», о чем в Единый государственной реестр юридических лиц внесена запись и присвоен основной государственный №.
Потребительское общество «Круглый стол «Новая Сибирь» является действующим юридическим лицом, им ежегодно предоставляет отчетность о своей деятельности.
Председателем совета Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» является Ангерман Г.А., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от Дата.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что при создании Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» были грубо нарушены положения действующего законодательства в части представления в Инспекцию для государственной регистрации Потребительского общества решения общего собрания учредителей Потребительского общества и утверждения устава юридических лиц, оформленного протоколом № от Дата, принятого с нарушением требований, установленных п. 3 ст. 50 ГК РФ и ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Положения п. 2 ст. 25 Закона о регистрации предусматривают, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, в том числе в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 26 и 32 постановления от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.
Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.
Данный подход подлежит применению при рассмотрении судом административного иска о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан по другим основаниям.
Судом установлено, что регистрация Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» в качестве юридического лица произведена Дата на основании поданного в МИФНС России № 17 по Иркутской области заявления одного из учредителей, к которому были приложены необходимые в силу ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица.
Суд приходит к выводу о том, что приведенные в административном иске нарушения не являются существенными и неустранимыми, поэтому данные нарушения служить основанием для ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» не могут. При этом, суд исходит из того, что применение такой крайней меры ответственности, как ликвидация, не является соразмерным допущенным указанным нарушениям. На какие-либо вызванные этими нарушениями последствия административный истец не ссылается, доказательств не представляет. Потребительское общество «Круглый стол «Новая Сибирь» в настоящее время осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, предоставляет необходимую отчетность о своей деятельности.
Как видно из материалов административного дела, государственная регистрация общественного движениям осуществлена самим административным истцом при наличии указанных нарушений в момент государственной регистрации, внимания на которые при государственной регистрации административным истцом не обращено; впоследствии относительно указанных нарушений административным истцом письменное предупреждение общественному движению не выносилось.
Какие-либо объективные данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 61 ГК РФ и в ч. 2 ст. 25 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ в качестве оснований для ликвидации юридического лица, судом не установлены.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований судом не установлено, в удовлетворении требований надлежит отказать.
Возражая против иска, заинтересованное лицо Налетов В.Г. заявил о пропуске срока исковой давности.
Статьями 196, 199, 200 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года для обращения в суд за защитой нарушенных прав, который исчисляется с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку государственная регистрация Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» произведена Дата, с административным исковым заявлением о ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» за нарушение требований ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ, о возложении обязанности провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, в шестимесячный срок, о возложении обязанности по ликвидации и завершению ликвидационной процедуры в срок, не превышающий 6-ти календарных месяцев, на учредителя Инспекция обратилась Дата, суд приходит к выводу, что срок исковой давности административным истцом не пропущен.
Ссылка заинтересованного лица на положения части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, устанавливающей, что административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, является необоснованной, основанной на ином толковании действующий положений закона, поскольку указанные положения применяются при рассмотрении категории административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таких требований в рамках данного иска не заявлено.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
исковые требования Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области к Потребительскому обществу «Круглый стол «Новая Сибирь», Ангерман Г.А. о ликвидации Потребительского общества «Круглый стол «Новая Сибирь» за нарушение требований ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ, о возложении обязанности провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, в шестимесячный срок, о возложении обязанности по ликвидации и завершению ликвидационной процедуры в срок, не превышающий 6-ти календарных месяцев, на учредителя Ангерман Г.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 20 февраля 2018 года.
Судья Е.П. Глебова