ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-586/2016 от 23.06.2016 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2016 года

город Новосибирск

дело № 2а-586/2016

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

в составе:

судьи

Котина Е.И.

при секретаре

Авхимович К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-586/2016 по административному исковому заявлению Новосибирской таможни к Бикаевой Сабине Рафаэльевне о взыскании сумм неуплаченных таможенных платежей и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Новосибирская таможня обратилась в суд с иском к Бикаевой Сабине Рафаэльевне о взыскании сумм неуплаченных таможенных платежей и пени.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 30.01.2012г. таможенным представителем ООО «Интеллект брокер» от имени и по поручению Бикаевой С.Р. на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни подана пассажирская таможенная декларация, зарегистрированная под а также документы, подтверждающие заявленные сведения.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA WISH» 2004 года выпуска, объем двигателя – 1794 см 3, модель/номер двигателя , номер кузова , шасси отсутствует, цвет черный, страна происхождения – Япония, таможенная стоимость 178 990 рублей), перемещенное физическим лицом из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По результатам таможенного контроля транспортное средство, заявленное в ПТД , в соответствии с пунктом 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза выпущено 31.01.2012г. для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, что подвтерждается надписью, совершенной в графе ПТД «Для служебных отметок»: «ТПО (таможенный приходный ордер) – нет», «Выпуск разрешен».

На транспортное средство - автомобиль «TOYOTA WISH» выдан паспорт транспортного средства от 31.01.2012г. При таможенном декларировании Бикаева С.Р. представила заграничный паспорт Кыргызской Республики , свидетельство о регистрации транспортного средства КР от 25.05.2011г., адресный листок выбытия из Кыргызской Республики в Российскую Федерацию г.Новосибирск, миграционную карту серия , адресный листок прибытия, выданный отделом УФМС России по Новосибирской области в Октябрьском районе г.Новосибирска (адрес пребывания: <адрес>).

Особенности перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами для личного пользования установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение от 18.06.2010).

Пунктами 8, 12, 24 Приложения №3 к Соглашению от 18.06.2010 г. установлены условия предоставления льгот, при которых осуществляется освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства - члена Таможенного союза на постоянное место жительство из иностранного государства.

В соответствии с указанными пунктами Соглашения от 18.06.2010 г. лица, признанные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительство, могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей бывшие в употреблении товары для личного пользования независимо от таможенной стоимости и веса, а также легковой автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа) при одновременном выполнении следующих условий:

-ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство -член таможенного союза;

- такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительство.

В соответствии с п.1 ст. 2 Соглашения от 18.06.2010г. дата прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза – дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

В соответствии с п.4 ст.354 ТК ТС вышеуказанный автомобиль был выпущен для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС по ПТД , с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренной условиями, указанными в п.24 приложения Соглашения от 18.06.2010г.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки была получена информация от Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы при правительстве Кыргызской республике и установлено, таможенным органом о том, что Бикаева С.Р. стала владельцем автомобиля автомобиль «TOYOTA WISH» 25.01.2012г.

Кроме этого, в рамках проведения камеральной таможенной проверки в результате полученных из УФМС России по НСО сведений было установлено, что Бикаева С.Р. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>. Выбыла за пределы РФ 03.02.2012г., в качестве участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом не зарегистрирована.

Таким образом, сведения о нахождении в собственности автомобиля и о дате регистрации транспортного средства 25.05.2011г., указанные в свидетельстве о регистрации ТС и в подтверждении, предоставленные при таможенном декларировании товаров с ПТД недостоверны.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Бикаевой С.Р. при декларировании автомобиля не выполнены условия, предусмотренные п.24 Приложения 3 Соглашения от 18.06.2010г. а именно: нахождение в собственности у физического лица, прибывшего на постоянное место жительства, и регистрации автомобиля на данное лицо в стране предыдущего проживания в течение не менее 6-ти месяцев до даты его прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Следовательно, освобождение от уплаты таможенных платежей предоставлено неправомерно, в нарушение положений пункта 3 статьи 352 подпунктов 1,2 статьи 111 ТК ТС, пункта 24 приложения 3 Соглашения от 18.06.2010г.

В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, выявленного в результате проведения таможенного контроля в соответствии с актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 27.02.2013г. принято решение об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей.

18.03.2013г. Бикаевой С.Р. выставлено требование об уплате таможенных платежей , которым Бикаевой С.Р. установлен срок для уплаты задолженности сумм таможенных платежей в размере 277 917,23 руб. В адрес Бикаевой С.Р. направлены письма по всем известным адресам, в которых содержатся сообщения о факте возникновения задолженности по уплате таможенных платежей и пени и направляется требование об уплате таможенных платежей. Однако до настоящего времени задолженность по уплате таможенных платежей и пени добровольно не погашена.

Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержала полностью с учетом их уточнения, просила взыскать с Бикаевой С.Р. сумму таможенных платежей в размере 250 304,36 руб., пени в размере 108 882,55 руб. на дату 28.04.2016 г., пени за период с 29.04.2016г. по день вынесения решения суда, за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в процентах от суммы неуплаченных таможенных платежей в размере 250 304,36 руб., не возражала против рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика, заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с иском в суд.

Административный ответчик Бикаева С.Р. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена по известному суду адресу.

Суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 114 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

Согласно п.3 ст. 352 Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 27.11.2009 г. N 17, критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств – членов таможенного союза.

В соответствии с п. 17 ст.152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с п.2 ст.150 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно статье 125 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные сборы исчисляются плательщиками, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Таможенные сборы исчисляются таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей, а также при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования.

Судом установлено, что 30.01.2012г. таможенным представителем ООО «Интеллект брокер» от имени и по поручению гражданки Киргизской Республики Бикаевой С.Р. на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни была подана пассажирская таможенная декларация, зарегистрированная под , а также документы, подтверждающие заявленные сведения.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA WISH» 2004 года выпуска, объем двигателя – 1794 см 3, модель/номер двигателя , номер кузова , шасси отсутствует, цвет черный, страна происхождения – Япония, таможенная стоимость 178 990 рублей) перемещенное физическим лицом из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По результатам таможенного контроля – транспортное средство, заявленное в ПТД в соответствии с пунктом 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза выпущено 31.01.2012г. для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, что подтверждается надписью, совершенной в графе ПТД «Для служебных отметок»: «ТПО (таможенный приходный ордер) – нет», «Выпуск разрешен».

На транспортное средство «TOYOTA WISH» 2004 года выпуска выдан паспорт транспортного средства от 31.01.2012г.

При таможенной декларировании Бикаева С.Р. представила: заграничный паспорт Кыргызской Республики №АС1797325; свидетельство о регистрации транспортного средства КР от 25.05.2011г.; адресный листок выбытия из Кыргызской Республики в Российскую Федерацию – г.Новосибирск; миграционную карту серия ; адресный листок прибытия, выданный отделом УФМС России по Новосибирской области в Октябрьском районе г.Новосибирска адрес пребывания: <адрес>.

Особенности перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами для личного пользования установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение от 18.06.2010).

Пунктами 8, 12, 24 Приложения №3 к Соглашению от 18.06.2010 г. установлены условия предоставления льгот, при которых осуществляется освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства - члена Таможенного союза на постоянное место жительство из иностранного государства.

В соответствии с указанными пунктами Соглашения от 18.06.2010 г. лица, признанные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительство, могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей бывшие в употреблении товары для личного пользования независимо от таможенной стоимости и веса, а также легковой автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа) при одновременном выполнении следующих условий:

-ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство -член таможенного союза;

- такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительство.

В соответствии с п.1 ст. 2 Соглашения от 18.06.2010г. дата прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза – дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 354 ТК ТС вышеуказанный автомобиль был выпущен для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС по ПТД , с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренной условиями, указанными в п.24 приложения №3 Соглашения от 18.06.2010г.

В ходе проведения проверки документов и сведений в соответствии со ст.122, 131 ТК ТС должностными лицами Новосибирской таможни был сделан запрос в Департамент регистрации транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республике.

Согласно ответу Департамента транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики от 30.08.2012г. №26-2/1914, Бикаева С.Р. стала владельцем автомобиля «TOYOTA WISH», 25.01.2012г.

Таким образом, сведения о нахождении в собственности автомобиля и о дате регистрации транспортного средства – 25.05.2011г. указанные в свидетельстве о регистрации ТС и в подтверждении, предоставленные при таможенном декларировании товаров с ПТД недостоверны.

Из вышеуказанного следует, что автомобиль «TOYOTA WISH» находился в собственности и был зарегистрирован на Бикаеву С.Р. 5 дней до подачи ПТД.

В рамках проводимого Новосибирской таможней таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки из УФМС России по <адрес> получено письмо от 30.04.2015г. , согласно которому Бикаева С.Р. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, выбыла за пределы РФ 03.02.2012г.

В соответствии с письмом УФМС по Новосибирской области от 01.06.2012г. Бикаева С.Р. в качестве участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом не зарегистрирована.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Бикаевой С.Р. при декларировании автомобиля не выполнены условия, предусмотренные п.24 Приложения 3 Соглашения от 18.06.2010г., а именно: нахождение в собственности у физического лица, прибывшего на постоянное место жительство, и регистрации автомобиля на данное лицо в стране предыдущего проживания в течение не менее 6-ти месяцев до даты его прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Следовательно, освобождение от уплаты таможенных платежей предоставлено неправомерно, в нарушение положений пункта 3 статьи 352 подпунктов 1,2 статьи 111 ТК ТС, пункта 24 приложения 3 Соглашения от 18.06.2010г.

В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, выявленного в результате проведения таможенного контроля в соответствии с Актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств /А0003 от 27.02.2013г. принято решение об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей.

В соответствии со статьей 152 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Новосибирской таможней выставлено требование об уплате таможенных платежей от 18.03.2013г. , в котором Бикаевой С.Р. установлен срок для уплаты задолженности сумм таможенных платежей в размере 277 917,23 рублей.

В адрес Бикаевой С.Р. направлены письма по всем известным адресам от 21.03.2013г. , в которых содержатся сведения о факте возникновения задолженности по уплате таможенных платежей и пени и направляется требование об уплате таможенных платежей. Однако до настоящего времени задолженность по уплате таможенных платежей и пени добровольно не погашена.

Согласно ответу на запрос суда от 17.12.2015г. по данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по Новосибирской области Бикаева Сабина Рафаэльевна в Новосибирской области и городе Новосибирске зарегистрированной по месту жительства (пребывания) не значится.

В соответствии с положениями ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

В соответствии с ч. 1 ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 3 статьи 352 ТК ТС случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.

Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства - члена Таможенного союза на постоянное место жительства из иностранных государств, установлены пунктами 8, 12, 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 года и применяются при одновременном выполнении определенных Соглашением от 18.06.2010 года условий.

Одним из таких условий является то, что товары должны быть приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, а автомобиль должен находиться в собственности указанных лиц и быть зарегистрированным на них в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения от 18.06.2010 года датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что требования пункта 24 приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 г., согласно которому для освобождения от уплаты таможенных платежей автомобиль должен находится в собственности лица, переселяющегося на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, и быть зарегистрирован на такое лицо в стране предыдущего проживания не менее 6 месяцев до даты его прибытия (переселения) на постоянное место жительства, ответчиком не соблюдены.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с п. 1-3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ (вступившего в силу с 15.09.2015 г.) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Срок исполнения требования таможенного органа об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (часть 11 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

В судебном заседании установлено, что требование об уплате таможенных платежей от 18.03.2013 г. в котором гр. Бикаевой С.Р. установлен срок не позднее 20 дней со дня его получения уплатить задолженность в размере 277 917,23 рублей, направлено ответчику 21.03.2013 года, 15.05.2015г.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление о взыскании с Бикаевой С.Р. таможенных платежей и пени было предъявлено в суд с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом уважительные причины пропуска предусмотренного законом срока таможенным органом отсутствуют.

Новосибирская таможня заявила ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, в обоснование ходатайства указала, что первая камеральная проверка по указанной категории дел была проведена Новосибирской таможней в декабре 2012 года. Всего проведено около 62 камеральных проверок, выставлено порядка 490 требований в адрес должников. Должностными лицами правового отдела были подготовлены заявления о выдаче судебных приказов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени с должников, направлены в мировой суд. Вместе с тем, мировые судьи отказали Новосибирской таможне в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени с должника, так как должник находится вне пределов Российской Федерации. Новосибирская таможня реализовывая свое право на судебную защиту интересов государственного органа, обращалась в суды общей юрисдикции с исковыми заявлениями о взыскании по уплате таможенных платежей и пени с ответчиков, однако районными судами также в массовом порядке отказывалось в принятии указанных заявлений, в связи с подсудностью указанной категории дел мировым судьям. Так, определением от 30.06.2015г. по делу М-3632/2015 Октябрьским районным судом города Новосибирска Новосибирской таможне было возвращено заявление о взыскании задолженности в связи с тем, что заявленное требование может быть рассмотрено в порядке искового производства только в случае отмены вынесенного по нему судебного приказа. Таким образом, подача заявления в Октябрьский районный суд г.Новосибирска по данному делу была лишена всякого смысла, поскольку было очевидно, что Новосибирская таможня получит отказ. У Новосибирской таможни, являющейся государственным органом, осуществляющим фискальные функции в указанный период полностью отсутствовала возможность на взыскание возникшей задолженности, судами было полностью нивелировано право на судебную защиту, в то время как защита нарушенных прав и интересов Российской Федерации является одной из основных задач судопроизводства. Кроме того, Новосибирская таможня обращалась с исковыми заявлениями о взыскании сумм неуплаченных таможенных платежей и пени в отношении должников в Дзержинский районный суд г.Новосибирска, согласно пункту 5 части 3 статьи 402 ГПК РФ по месту причинения вреда. Определениями судей Дзержинского районного суда г.Новосибирска исковые заявления были возвращены Новосибирской таможне. По причине того, что возникновение задолженности по уплате таможенных платежей и пени не является причинением вреда имуществу с разъяснением, что для разрешения заявленных требований Новосибирской таможне следует обратиться в суд по месту3 нахождения имущества должника или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации. Новосибирская таможня подавала частные жалобы на определения Дзержинского районного суда г.Новосибирска в Новосибирский областной суд с просьбой обязать Дзержинский районный суд г.Новосибирска принять к рассмотрению исковые заявления Новосибирской таможни о взыскании сумм неуплаченных таможенных платежей и пени в отношении должников. Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 02.06.2015г. судебная коллегия определила, что обстоятельство отсутствия у ответчика места жительства на территории Российской Федерации, не имеет значения для решения вопроса о подсудности спора. Поскольку в исковом заявлении представителем Новосибирской таможни указано последнее место жительства ответчика, что является основанием для предъявления иска с учетом положений части 1 статьи 26 ГПК РФ. Таким образом, с июня по август Новосибирская таможня получила возможность осуществлять взыскание задолженности с ответчиков в районных судах. Однако с 15.09.2015г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства, однозначно установивший порядок обращения в районные суды за взысканием таможенных платежей и пени. Таким образом, с сентября 2015г. по январь 2016 г. Новосибирской таможней велась работа по подготовке исковых заявлений в районные суды с учетом требований КАС РФ. также в этот период по требованию Сибирского таможенного управления Новосибирской таможней была пересчитана сумма пени на дату подачи иска в связи с неуплатой задолженности, иски по КАС РФ подготавливались уже с учетом увеличенного размера пени. В январе 2016г. были подготовлены проекты исков с учетом положений ч.7 ст.125 КАС РФ и направлены в адрес административных ответчиков, в том числе в Октябрьский районный суд г.Новосибирска, однако судами заявления оставлялись без движения, поскольку отсутствовало подтверждение вручения административного иска ответчикам. С учетом данного обстоятельства часть исков, подготовленных в январе, ожидала истечения месячного срока на возврат почтовой корреспонденции, отправленной заказными письмами с уведомлениями. По полученной информации на сайты Почты России, возвращенных конвертов, Новосибирской таможней нарочно было доставлено в Октябрьский районный суд г.Новосибирска порядка 20 административных исков. Таким образом с 2011 года Новосибирская таможня с учетом своих полномочий осуществляла действия, направленные на взыскание задолженности, использовала как приказной, так и исковой порядок ее взыскания, искала пути разрешения возникающих проблем и трудностей. В соответствии с частью 2 статьи 289 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. С учетом изложенных обстоятельств, у Новосибирской таможни были уважительные причины пропуска срока на подачу административного искового заявления, в связи с чем, просит восстановить пропущенный срок.

Оценивая данные одводы, суд исходит из того, что с иском в суд о взыскании недоимки Новосибирская таможня обратилась к Бикаевой С.Р. 30 ноября 2015 года, то есть по истечении 2 лет с момента направления требования.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд. Оснований считать, что срок пропущен по уважительной причине, в связи с большим объёмом претензионно-исковой работы и отсутствием сформировавшейся судебной практики, у суда отсутствуют.

Пропуск срока на взыскание задолженности является основанием для отказа в удовлетворении требований.

В соответствии со ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления о восстановлении срока на обращение в суд отказать.

В удовлетворении заявленных требований Новосибирской таможни отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.

Судья Е.И. Котин

Подлинник хранится в административном деле 2а-586/2016 Октябрьского районного суда г. Новосибирска