Дело № 2а- 586/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - Рябцевой А.И.
при секретаре - Воронько А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район об оспаривании решения должностного лица, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район об оспаривании решения о выдаче разрешения на строимтельство.
В судебное заседание административный истец не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, предоставила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Административное исковое заявление мотивировано тем, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей пл.65 кв.м., земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования строительство и эксплуатация торгового павильона, по адресу: <адрес>, <адрес>.Также, ей на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей пл.65 кв.м., земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации торгового павильона, по адресу: <адрес>, <адрес>. Границы земельных участков установлены в ГКН в соответствии с требованиями земельного законодательства, земельные участки поставлены на кадастровый учет по результатам межевания. В 2021 году она заказала в МУП «Архитектурно-Градостроительный центр Туапсинского района» проектную документацию на торговые павильоны, которые были подготовлены с учетом технического отчета по результатам инженерно-геологических изысканий по земельным участкам, подготовленным в ООО «Черномор УБПР». Данные документы, наряду с правоустанавливающими документами на земельный участок, она предоставилав Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район, вместе с заявлением о выдаче ей разрешений на строительство торговых павильонов на указанных земельных участках.13 января 2022 года Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район ответом №74/03.2 отказало ей в выдаче разрешений на строительство указанных объектов. Основаниями к отказу послужили следующие обстоятельства: Расположение ее земельных участков с кадастровыми номерами № и № в зоне возможного подтопления в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Джубгского городского поселения Туапсинского района; расположение земельных участков в четвертой подзоне приаэродромной территории аэродрома Краснодар (ФИО2), согласно приказу Министерства транспорта РФ от 29 января 2021 года № 50-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Краснодар (ФИО2)», со ссылкой на Воздушный кодекс РФ. Следующим основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство указано, что видом разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № является вид: для строительства и эксплуатации торговых павильонов. Однако, в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом ФРСГКК от 10 ноября 2020 г. №П/0412, а также в Правилах землепользования и застройки Джубгского городского поселения Туапсинского района, отсутствует вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации торгового павильона. Последним основанием для отказа послужило то, что согласно местным нормативам градостроительного проектирования Джубгского городского поселения Туапсинского района, при проектировании объектов общественного назначения следует предусматривать места для временного хранения и парковки автомобилей. Тогда как в представленной ею проектной документации в границах указанных земельных участков не предусмотрены парковочные места для стоянки автотранспорта. Полагает, что данный отказ административного ответчика в выдаче ей разрешений на строительство торговых павильонов, является незаконным, нарушающим ее права на использование арендуемых земельных участков в соответствии с видом их разрешенного использования. Просит суд признать отказ Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район в выдаче ей разрешения на строительство незаконным и необоснованным. Обязать Управление Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район выдать в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда, разрешение на строительство торгового павильона.
Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении административного искового заявления просили отказать в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что заявленные ФИО1 требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Так в судебном заседании установлено, что ФИО1, на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей пл.65 кв.м., земли населенных пунктов, строительство и эксплуатация торгового павильона, по адресу: <адрес><адрес>. Право аренды возникло на основании договора аренды №3300005561 от 08 июня 2012 г, договора об уступке прав по договору аренды от 10 мая 2012 года, и зарегистрировано в ЕГРН, внесена запись 23:33:№
Также, истице на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей пл.65 кв.м., земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации торгового павильона, по адресу: <адрес>,8/12. Право аренды возникло на основании договора аренды №3300005559 от 05 июня 2012 года и договора об уступке прав по договору аренды от 12 сентября 2018 года, и зарегистрировано в ЕГРН, внесена запись № от 24 сентября 2018 года.
Границы земельных участков установлены в ГКН в соответствии с требованиями земельного законодательства, земельные участки поставлены на кадастровый учет по результатам межевания.
В связи с принятым решением о возведении двух торговых павильонов на принадлежащих ей на праве аренды земельных участках истица заказала в МУП «Архитектурно-Градостроительный центр Туапсинского района» проектную документацию на торговые павильоны, которые были подготовлены с учетом технического отчета по результатам инженерно-геологических изысканий по земельным участкам, подготовленным в ООО «Черномор УБПР».
Данные документы, наряду с правоустанавливающими документами на земельный участок, были предоставлены в Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район, вместе с заявлением о выдаче разрешений на строительство торговых павильонов на указанных земельных участках.
Как следует из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район исх. №74/03.2 от 13 января 2022 года ФИО1 отказано в выдаче испрашиваемых разрешений на строительство указанных объектов. В качестве отказа указаны следующие обстоятельства: Расположение земельных участков с кадастровыми номерами № и № в зоне возможного подтопления в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Джубгского городского поселения Туапсинского района, со ссылкой на ст. 67.1 Водного кодекса РФ, согласно которой размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения собственником водного объекта специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Расположение земельных участков с кадастровыми номерами № и № в четвертой подзоне приаэродромной территории аэродрома Краснодар (ФИО2), согласно приказу Министерства транспорта РФ от 29 января 2021 года № 50-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Краснодар (ФИО2)», со ссылкой на Воздушный кодекс РФ. Расположение моих земельных участков с кадастровыми номерами № и № в четвертой подзоне, нарушает запрет на размещение объектов, создающих помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны. При этом административный ответчик указал, что размещение объектов/сооружений, превышающих разрешенную максимальную высоту строения, допускается при наличии одобрения Кубанского центра ОВД филиала «Аэронавигации Юга» ФГУП «Корпорация по ОрВД» по предоставлению застройщиком заключения об отсутствии влияния планируемого к размещению объекта/сооружения на безопасность полетов и работу средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, выдаваемого научной организацией гражданской авиации.
Так же основанием для отказа послужило то обстоятельство что видом разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № является вид: для строительства и эксплуатации торговых павильонов. Однако, в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом ФРСГКК от 10 ноября 2020 г. №П/0412, а также в Правилах землепользования и застройки Джубгского городского поселения Туапсинского района, отсутствует вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации торгового павильона.
Кроме того, в данном ответе указано что согласно местным нормативам градостроительного проектирования Джубгского городского поселения Туапсинского района, при проектировании объектов общественного назначения следует предусматривать места для временного хранения и парковки автомобилей. Тогда как в представленнойпроектной документации в границах указанных земельных участков не предусмотрены парковочные места для стоянки автотранспорта.
Удовлетворяя требования ФИО1 суд принимает во внимание, что согласно п. 16 ст.1 Водного Кодекса РФ, затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты, относятся к формам негативного воздействия вод.
Согласно ч.1 ст.67 ВК РФ, в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Частью 4 ст.67.1 ВК РФ предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. № 360 «О зонах затопления, подтопления» утверждено Положение о зонах затопления, подтопления.
Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, установлено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Кроме того, п. 5 указанного Положения определяет, что зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно п.18 Положения, границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п.3 ч.2 ст.7 ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости», сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п.8 ч.4 ст.31 Водного Кодекса РФ, документированные сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования включаются в государственный водный реестр.
Согласно ч.6 ст.67.1 ВК РФ, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются, в том числе: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Исходя из буквального толкования ст.67.1 ВК РФ, такие зоны, во-первых, должны быть отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, а во-вторых, запрет на строительство в зоне затопления, подтопления, не носит безусловный характер. Строительство запрещено только при несоблюдении обязательств собственником водного объекта по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления. То есть при проведении данных защитных мероприятий строительство разрешается.
Тем более, как следует из отказа административного ответчика, земельные участки с кадастровыми номерами № и №, находятся в зоне возможного подтопления, то есть, с учетом предполагаемого характера указанного события. Однако законом такие зоны вообще не предусмотрены.
Кроме того,в соответствии со ст. 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Ограничения должны быть зарегистрированы в соответствии с ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно сведениям ЕГРН относительно обоих указанных участков, их вид разрешенного использования: строительство и эксплуатация торгового павильона, никаких изменений в данные сведения не вносилось, никаких ограничений и обременений в отношении земельных участков, в части их расположения в зоне возможного подтопления, в сведения ЕГРН не содержат.
Территориальная зона, в которой расположены участки - У1 что позволяет использовать их по целевому назначению.
Кроме того согласно ч.1 и ч.2 ст.47 Воздушного Кодекса РФ, приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности). Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
Согласно п.4 ч.3 ст.47 Воздушного Кодекса РФ, в четвертой подзоне на приаэродромной территории запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны.
Согласно ч.4 ст.47 Воздушного Кодекса РФ, Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством РФ. Указанным Положением в соответствии с земельным законодательством могут быть определены особенности установления приаэродромной территории, связанные с выполнением полетов воздушных судов государственной авиации, экспериментальной авиации.
Вместе с тем, согласно ч.3 и 4 ст. 4 ФЗ РФ от 01.07.2017 N135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны, до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в ч. 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в ч.2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.
Указанное в ч.3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в ч.3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.
Согласно п.1 ч.7 ст.4 ФЗ РФ от 01.07.2017 N135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона: до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом РФ (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в ч. 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в ч.2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Из буквального толкования и.12.1-12.2 ст.51 Гр К РФ, следует, что предусматривается "согласование" разрешения на строительство с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти уже после выдачи разрешения на строительство в границах приаэродромной территории с одновременным допущением выдачи таким органом обязательного для исполнения предписания о прекращении действия разрешения на строительство в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.08.2017 N1055 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", уполномоченным органом в согласовании строительства на приаэродромной территории, в отношении аэродромов гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
Письмом руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Росавиации) от 03 декабря 2020 года исх.№48809/04 «О согласовании строительства (реконструкции, размещения) объектов, в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации», даны рекомендации согласования размещения объектов в пределах приаэродромной территории /полосы воздушных подходов/ санитарно-защитной зоны аэродрома гражданской авиации.
Таким образом, прямого запрета на возведение проектируемых торговых павильонов в четвертой подзоне приаэродромной территории аэродрома Краснодара (ФИО2), не установлено. Необходимо согласие Росавиации, и собственника аэродрома.
Согласно ответу, руководство аэродрома Краснодара (ФИО2) и Росавиации не возражает против строительства на указанных арендуемых истицей земельных участках торговых павильонов.
Данная приаэродромная территория установлена 29 января 2021 года, приказом Росавиации №50-П, как указал административный ответчик.
Земельные участки были сформированыв 2012 году, и тогда же были предоставлены в аренду правопредшественникам. Обратной силы данный подзаконный нормативный акт не имеет.
Согласно приказу Росавиации № 50-П ограничения определяются в зависимости от местоположения объекта.Земельные участки истицы находятся в 4 подзоне в 48 секторе. Для 48 сектора 4 подзоны установлены следующие ограничения - высота объектов не должна превышать максимальную абсолютную отметку верха в диапазоне Н=95.00 м - 100.00 м в Балтийской системе высот 1977 года; Запрещается размещение адиопередающих средств (объектов), работающих в диапазоне частот 0,03 МГц - 300 МГц, 329 МГц - 335 МГц, 740 МГц - 1215 МГц, 2700 МГц - 2900 МГц, 26500 МГц - 40000 МГц. Размещение любых объектов/сооружений, превышающих разрешенную максимальную высоту строения, допускается при наличии одобрения Кубанского центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по предоставлению застройщиком заключения об отсутствии влияния планируемого к размещению объекта/сооружения на безопасность полетов и работу средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, выдаваемого научной организацией гражданской авиации.
Планируемые к строительству торговые павильоны не превышают допустимые нормативы, в связи с чем одобрения Кубанского центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не требуется.
Так же в соответствии со ст.1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст.7 ЗК РФ, земли в РФ подразделяются на 7 категорий, одной из которых являются земли населенных пунктов.
Согласно ч.2 ст.7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Градостроительное зонирование предусматривается специальными нормами земельного и градостроительного законодательства.
Так, по смыслу ст.30,34-37 ГрК РФ, основным документом, определяющим градостроительное зонирование на территории поселения, являются правила землепользования и застройки, включающие в себя карту градостроительного зонирования, а также градостроительные регламенты для территориальных зон, включённых в соответствующие правила землепользования и застройки и регулирующие основные положения о застройке таких зон.
В силу и. 3 ст. 30 Гр К РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Гр К РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе и с учетом сложившейся планировки территорий и существующего землепользования.
Согласно ст.36 Гр К РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
В соответствии со ст.37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования;вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частями 8 и 9 статьи 36 Гр К РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Кроме того, в соответствии с ч. 11 ст.34 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Таким образом, использование земельных участков в соответствии с установленным им видом разрешённого использования допускается действующим законодательством, даже если этот вид не соответствует классификатору.
Частью 13 указанной статьи также предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
При этом, в указанном случае, не устанавливается новый вид разрешенного использования земельного участка, и не изменяется ранее установленный, а лишь приводится в соответствие ранее установленный вид разрешенного использования действующему классификатору. Публичные власти лишь дополнительно подтверждают юридический факт легальности прежнего вида разрешенного использования, не предусмотренного в федеральном классификаторе, но установленного ранее, до его вступления в силу. То есть прежний вид разрешенного использования не меняется, но уточняется.
Арендуемые истицей земельные участки с кадастровыми номерами № и №, были сформированы и поставлены на кадастровый учет, с определенным видом разрешенного использования, до введения в действие ПЗЗ Джубгского городского поселения от 28 марта 2014 г. №90, и до введения Классификатора (утвержден приказом Минэкономразвития РФ №540 от 01 сентября 2014 года.) Данные сведения, внесенные в ЕГРН, признаются действительными. Земельные участки находятся в аренде, именно с таким видом разрешенного использования предоставлены во владение и пользование арендатору. Сведения о таком виде разрешенного использования были внесены в ЕГРН в 2012 году на основании ранее действующих ПЗЗ Джубгского городского поселения.
Следовательно, установленный до дня утверждения Классификатора и существующий в настоящее время вид разрешенного использования обоих земельных участков: для строительства и эксплуатации торговых павильонов, позволял ранее и позволяет в настоящее время строительство и эксплуатацию на данном земельном участке указанных объектов.
Приведение вида разрешенного использования данных земельных участков, в соответствие с Классификатором, не является обязательным, носит рекомендательный характер, зависит от волеизъявления и арендатора, и арендодателя, и не лишает истицу законного права использовать земельные участки в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования.
Кроме того, согласно п. 21 ст.1 ГрК РФ, под «парковкой (парковочное место)» понимается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично¬-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.Аналогичное определение парковки содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ.
В соответствии с ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Устава МО Туапсинский район, к компетенции органов местного самоуправления относится, в том числе, создание и обеспечение функционирования парковок на территории данного района.
Требование об обязании истицы обустраивать отдельную парковку к проектируемым торговым павильонам является незаконным. Данные планируемые торговые павильоны расположены в составе общего торгового комплекса Центрального рынка в пгт.Джубга, созданного по инициативе Администрации поселения, с уже предусмотренной общей парковкой. Парковка может быть осуществлена на части автомобильной дороги или территории, примыкающей к проезжей части в районе данного торгового комплекса.
Местные нормативы градостроительного проектирования Джубгского городского поселения, на которые ссылается ответчик, в части оборудования парковками объектов общественного назначения, не запрещают размещать автомобили для временного хранения и стоянки на соседних участках и прилегающей территории к проектируемому торговому павильону. В связи с чем, само по себе, отсутствие в проектной документации парковочных мест именно в границах арендуемых истицей земельных участков, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом ( за исключением случая, предусмотренного 4.1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка, и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч.4 ст.51 Гр К РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч.5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В части 7 ст. 51 ГрК РФ закреплен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Ч. 10 ст.51 ГрК РФ запрещает требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением предусмотренных действующим законодательством.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, и другие, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и шли) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Перечень указанных в статье 51 ГрК РФ оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Все необходимые документы административному ответчику истицей были представлены. Вместе с тем разрешение указанного вопроса относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, суд разрешает требования в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ по заявленным требованиям, в данном случае, по указанным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227-228 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район об оспаривании решения должностного лица удовлетворить частично.
Признать отказ Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район от 13 января 2022 года в выдаче ФИО1, разрешения на строительство торгового павильона на земельном участке с кадастровым № общей пл.65 кв.м., земли населенных пунктов, строительство и эксплуатация торгового павильона, по адресу: <адрес>; а также разрешения на строительство торгового павильона на земельном участке с кадастровым номером № общей пл.65 кв.м., земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации торгового павильона, по адресу: <адрес>.8/12- незаконным и необоснованным.
Обязать Управление Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда, рассмотреть повторно вопрос о выдаче разрешения на строительство ФИО1 торгового павильона на земельном участке с кадастровым номером № общей пл.65 кв.м., земли населенных пунктов, строительство и эксплуатация торгового павильона, по адресу: <адрес>, уч. №; а также разрешение на строительство торгового павильона на земельном участке с кадастровым номером № общей пл.65 кв.м., земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации торгового павильона, по адресу: <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья : Рябцева А.И.