ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5871/2016 от 08.08.2016 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

08 августа 2016 г. 2а-5871/2016

Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

при секретаре Текеевой Л.А.,

с участием административного истца Пономарчук Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Пономарчук Н. М. к комитету градостроительства администрации <адрес обезличен> об оспаривании решения,

установил:

Пономарчук Н.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к комитету градостроительства администрации <адрес обезличен> о признании уведомления об отказе <номер обезличен> от <дата обезличена> незаконным, и обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

В обоснование административного иска указано, что Пономарчук Н.М. является собственником земельного участка по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство.

Для целей получения разрешения на строительство Пономарчук Н.М. обратилась в комитет градостроительства администрации <адрес обезличен>.

31.03..2016 заявителю выдано уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги - в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес обезличен>. Отказ мотивирован тем, что согласно градостроительному плану земельного участка от <дата обезличена> № RU <номер обезличен> земельный участок по <адрес обезличен> расположен в территориальной зоне Р-2.1 «Зона городских озелененных территорий общего пользования вдоль улиц и магистралей», виды разрешенного использования которой не предусматривают строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

Административный истец считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.

В судебном заседании административный истец Пономарчук Н.М. поддержала свои административные исковые требования, просила суд и удовлетворить, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Пономарчук Н.М. на основании договора купли-продажи недвижимости от <дата обезличена> принадлежит земельный участок, общей площадью - 545 кв.м., наименование – земли населенных пунктов - ИЖС, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

Кадастровый паспорт земельного участка также содержит сведения: разрешенное использование - под ИЖС.

Пономарчук Н.М. обратилась в комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> для оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства».

<дата обезличена> заявителем было получено уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Отказ мотивирован тем, что согласно градостроительному плану земельного участка от <дата обезличена> № RU <номер обезличен> земельный участок по <адрес обезличен> расположен в территориальной зоне Р-2.1 «Зона городских озелененных территорий общего пользования вдоль улиц и магистралей», виды разрешенного использования которой не предусматривают строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

Суд считает, данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы Пономарчук Н.М.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, корреспондирующей со ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу положений ч. 3.4 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях населенных пунктов и обязательны для исполнения всеми лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории этих населенных пунктов.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить (на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Согласно положениям ст. 5 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований: обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно статье 1 Правил землепользования и застройки <адрес обезличен> настоящие Правила землепользования и застройки <адрес обезличен> разработаны на основе генерального плана <адрес обезличен> в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, <адрес обезличен> и <адрес обезличен> и действуют на всей территории муниципального образования <адрес обезличен>.

В соответствии со ст. 2 настоящие Правила разработаны в целях, в том числе, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно п. 3 ст. 21 Правил землепользования и застройки <адрес обезличен>, положения настоящих правил не подлежат применению к земельным участкам и объектам капитального строительства, которые существовали до вступления в силу настоящих Правил и виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют установленному настоящими Правилами градостроительному регламенту.

В силу ст._56 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Как следует из градостроительного плана земельного участка, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен> отнесен к территориальной зоне Р-2.1 «Зона городских озелененных территорий общего пользования вдоль улиц и магистралей».

В соответствии со ст. 37 Правил градостроительный регламент зоны Р-2.1 не предусматривает возможности индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, как следует из кадастрового паспорта земельного участка, разрешенное использование - под ИЖС.

Согласно п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии с пп.4 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Суд, в силу ст. 120 Конституции Российской Федерации осуществляет косвенный контроль законности нормативно-правовых актов. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта закону, суд принимает решение в соответствии с законом.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 указанного закона в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Таким образом, принятие решения Ставропольской городской Думы от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении Правил землепользования и застройки <адрес обезличен>», которым установлены границы территориальных зон, не должно ограничивать права третьих лиц на соответствующие земельные участки, которые возникли задолго до, введения в действие названных Правил, тем более, когда такие права в установленном законом порядке до настоящего времени не оспорены и должны были быть учтены при составлении соответствующей схемы территориального зонирования.

При таких обстоятельствах административный иск Пономарчук Н.М. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Пономарчук Н. М. удовлетворить в полном объеме.

Признать уведомление комитета градостроительства администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес обезличен> от <дата обезличена> незаконным.

Обязать комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> выдать Пономарчук Н. М. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по <адрес обезличен>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Т.Н. Никитенко