ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5875/2016 от 13.12.2016 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-5875/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 декабря 2016 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе :

председательствующего судьи Захаровой О.В.,

при секретаре Власовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Челябинска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Челябинска об оспаривании нормативного правового акта в части,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Челябинска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим абзаца 2 пункта 7 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в городской подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденного постановлением администрации города Челябинска от д.м.г., как несоответствующего Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от д.м.г., Жилищному кодексу Российской Федерации, с опубликованием решения, вступившего в законную силу в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления г. Челябинска в течение одного месяца.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что постановлением администрации города Челябинска от д.м.г. утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в городской подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (далее Регламент). Нормативный правовой акт опубликован д.м.г. на официальном сайте администрации города Челябинска **** Регламент разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от д.м.г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При проведении прокурором антикоррупционной экспертизы в соответствии со ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции» выявлено несоответствие абз.2 п.7 указанного Регламента Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от д.м.г., Жилищному кодексу Российской Федерации, о чем д.м.г. принесен протест Главе администрации города Челябинска.

В судебном заседании помощником прокурора города Челябинска Н.А.Д. полностью поддержаны заявленные требования и их правовое обоснование, а также указано, что протест Главой города отклонен, нарушения закона не устранены, услуга была предоставлена по истечении установленных 30 рабочих дней.

Представитель административного ответчика – ведущий специалист юридического отдела имущественных отношений Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями администрации г.Челябинска П.О.А. в судебном заседании возражала против заявленных прокурором требований как необоснованных, представив письменный отзыв, где отражено, что оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на д.м.г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, а также разработанных и принятых в соответствии с ее положениями региональных и муниципальных программ. При этом, согласно условиям указанных программ, формой бюджетной поддержки молодых семей является предоставление им социальных выплат на приобретение строительство жилья экономического класса, с привлечением собственных средств. Правоотношения, регулируемые указанным постановлением Правительства Российской Федерации, имеют специфический характер, и нормы Жилищного кодекса в данном случае подлежат применению в той части, в какой предусматривается самим нормативным правовым актом. Пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на д.м.г. предусмотрено определение нуждаемости молодых семей в жилых помещениях в порядке, установленном статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Иных положений, содержащих прямое указание на применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации, указанная выше подпрограмма не содержит. Результатом предоставления муниципальной услуги, предусмотренной административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от д.м.г.. в рамках осуществления вышеуказанных подпрограмм является: правовой акт Главы города Челябинска или иного уполномоченного должностного лица Администрации города Челябинска о признании граждан, нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»; письменное уведомление об отказе в признании граждан нуждающимися жилых помещениях с указанием оснований отказа, предусмотренных Жилищным кодексом Российский Федерации, и подпрограммой «Оказание молодым семьи государственной поддержки для улучшения жилищных условий. Таким образом, срок, установленный частью 5 статьи 52 Жилищного кодека Российской Федерации для вынесения органом местного самоуправления решения о принятии граждан на учет, обязателен к применению исключительно при рассмотрении вопроса о принятии граждан на учет в целях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации. Дополнительно пояснила, что ни в одном из актов не было указано на 30 календарных или рабочих дней. Сроков установлено нигде не было, в связи, с чем в регламенте был прописан срок - 30 рабочих дней. Пункт 5 статьи 52 ЖК РФ, указывает на срок - не позднее, чем 30 рабочих дней, но данная услуга не предусматривает признание молодых семей нуждающимися.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Постановлением Администрации города Челябинска от **** утвержден административный регламент предоставления
муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в жилых
помещениях в целях участия в городской подпрограмме «Оказание молодым
семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»
(далее – Регламент), опубликован д.м.г. на официальном
сайте Администрации г.Челябинска ****

Регламент разработан в соответствии с Жилищным кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
(п.2).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
заявители при получении муниципальных услуг имеют право на получение
муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом
предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно части 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации
решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть
принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных
представленных или полученных по межведомственным запросам в
соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом,
осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих
дней со дня представления документов, обязанность по представлению
которых возложена на заявителя, в данный орган.

Так в п. 7 Регламента указано, что срок предоставления муниципальной
услуги не должен превышать 30 рабочих дней со дня приема заявления и
документов гражданина на бумажном носителе или в форме электронного
документа с использованием Единого портала.

В соответствии с оспариваемым абзацем 2 пункта 7 регламента, данный срок может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней с
обязательным уведомлением гражданина о продлении срока рассмотрения
его заявления на срок, необходимый для предоставления дополнительных
сведений (в случаях, предусмотренных пунктом 9 настоящего
административного регламента), в том числе с участием гражданина на
основании письменного заявления гражданина (приложение 5 к
административному регламенту), либо для направления повторного запроса в
связи с неполучением ответа на первоначальный запрос, либо для
согласования и подписания проекта правового акта о признании молодой
семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме.

Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона в соответствии с п.п. «в» п.3 Методики, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», расценивается как коррупциогенный фактор.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится прокуратурой Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» согласно методике, определенной Правительством РФ. Проведение такой экспертизы входит в комплекс мероприятий по противодействию коррупции в силу ст.6 Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ст.2 названного закона правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

При проведении прокурором города Челябинска, в рамках своих полномочий, антикоррупционной экспертизы в соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» выявлено несоответствие абзаца 2 пункта 7 Регламента не соответствует федеральному законодательству в части указания на срок предоставления муниципальной услуги не более 30 рабочих дней, а не календарных дней, о чем д.м.г. принесен протест Главе администрации города Челябинска.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Применение нормативного правового акта, содержащего коррупциогенный фактор, способствует проявлению коррупции в действиях должностных лиц органов местного самоуправления города Челябинска.

На основании ч.2 ст.9.1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в актуальной редакции от 28.11.2015 г.) при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На обоснованность позиции заявленных прокурором требований и несостоятельность позиции административного ответчика указывает то, что законность действий муниципального органа по продлению срока предоставления муниципальной услуги по рассматриваемому Регламенту администрацией не обоснована и не подтверждена, тем самым действия администрации города Челябинска по произвольному толкованию текста закона влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, необоснованно вдвое увеличивая установленный в законе срок по предоставлению муниципальной услуги и имеют коррупциогенный фактор.

Таким образом, внесенный прокурором города Челябинска протест на постановление Главы администрации города Челябинска от д.м.г. об утверждении административного регламента «О предоставлении муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в городской подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» от д.м.г. по абзацу 2 пункту 7 данного Регламента, предусматривающих возможность продления установленного срока предоставления муниципальной услуги и устранении нарушений действующего законодательства, является законным и обоснованным.

В письменном ответе заместителя Главы города Челябинска по правовым и имущественным вопросам Е.В.А. от д.м.г. прокурору в удовлетворении протеста было отказано.

В добровольном порядке администрацией города Челябинска нарушение закона не устранено.

В обоснование избранной позиции представителем администрации было акцентировано, что в рамках указанной муниципальной услуги, предоставляемой в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от д.м.г., решение о принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст.52 ЖК РФ органом местного самоуправления не принимается. Положения данной статьи относятся к административному регламенту «О предоставлении муниципальной услуги «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденному постановлением Главы администрации города Челябинска от д.м.г., а по подпрограмме граждане на учет в качестве нуждающихся, не принимаются.

Однако, именно в вышеизложенной норме Жилищного Кодекса РФ содержится остыл на установление 30-дневного срока, исчисляемого в рабочих днях. При этом, представителем ответчика не пояснено, в соответствии с какой иной нормой закона в Регламенте установлен данный срок. Правовое обоснование допустимости пролонгирования установленного срока по предоставлению муниципальной услуги по рассматриваемому Регламенту, что отражено в оспариваемом абзаце 2 пункта 7, представителем муниципального органа ни в письменном ответе на протест, ни в отзыве, ни в пояснениях в судебном заседании не приведено и суду в качестве доказательств избранной категоричной позиции не представлено. Более того, в оспариваемом абзаце нормативного правового акта заложено обоснование продления установленного срока предоставления муниципальной услуги по рассматриваемому Регламенту на 30 рабочих дней - для направления дополнительного запроса, либо согласования подписания проекта правового акта о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в городской подпрограмме, тогда как проверка поданных при обращении документов фактически включает в себя межведомственный контроль, что не было опровергнуто представителем ответчика, и тем самым не требует удвоенных временных затрат на принятие решения.

С учетом изложенного, абзац 2 пункта 7 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в городской подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки улучшения жилищных условий», утвержденного постановлением администрации города Челябинска от д.м.г., подлежит признанию в этой части недействующим.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного истца прокурора города Челябинска, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 2 пункта 7 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в городской подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки улучшения жилищных условий», утвержденного постановлением администрации города Челябинска от д.м.г..

По вступлении в законную силу, направить решение по настоящему делу для опубликования в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления г. Челябинска.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий : О.В.Захарова