ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5879/20 от 15.12.2020 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение

Именем Российской Федерации

15 декабря 2020 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Орловой Л.А.,

при секретаре Фоминой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5876/20 по административному исковому заявлению ИФНС России по Промышленному району г. Самара к Котловой ФИО5 о взыскании пени по страховым взносам,

Установил:

ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратилась с административным исковым заявлением к Котловой ФИО6 о взыскании пени по страховым взносам за расчетный период 2017 год на общую сумму <данные изъяты> руб., начисленных за период с 10.01.2018г. по 23.10.2019г., ссылаясь на то, что Котлова И.В. состоит на налоговом учете в качестве адвоката с 12.10.2014 года. Своевременно обязанность по уплате страховых взносов за расчетный период не исполнила, в связи с чем образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование пени в размере <данные изъяты> руб. за период с 10.01.2018 года по 23 10.2019 года. В настоящий момент сумма пени, подлежащая уплате, составляет <данные изъяты> руб. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование пени в размере <данные изъяты> руб. за период с 10.01.20128 по 23.10.2019 года. В настоящий момент сумма пени, подлежащая уплате, составляет <данные изъяты> руб.

Административный истец просит взыскать недоимку по обязательным платежам на общую сумму 3428,13 руб. в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год остаток пени <данные изъяты> руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на 2017 г. остаток пени 832 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Карсюков Д.В., полномочия подтверждены доверенностью, административный иск поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании административный ответчик Котлова И.В. иск не признала, просила в иске отказать.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по страховым взносам за 2017 год за адвоката Котлову ФИО7 ИНН всего оплачено в бюджет <данные изъяты> рублей, а именно:

- <данные изъяты> руб. - фиксированные страховые взносы за 2017г. (обязательное пенсионное страхование), что подтверждается платежным поручением Коллегии адвокатов <адрес> «А-Леке» от ДД.ММ.ГГГГ об оплате за Котлову ФИО8 ИНН страховых взносов за 2017 год, заявлением об уточнении платежа КА СО «А-Леке» от ДД.ММ.ГГГГ, обращением от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждением даты отправки через ООО «Компания «Тензор»,

- <данные изъяты> руб. - фиксированные страховые взносы за 2017г. (обязательное медицинское страхование), что подтверждается платежным поручением Коллегии адвокатов <адрес> «А-Леке» от ДД.ММ.ГГГГ об оплате за Котлову ФИО9 ИНН страховых взносов (мед страхование), заявлением об уточнении платежа КА СО «А-Лекс» от ДД.ММ.ГГГГ, обращением от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждением даты отправки через ООО «Компания «Тензор»,

- <данные изъяты> руб., - фиксированные страховые взносы за 2017г., 1% от суммы дохода свыше т.р. за 2017г. за Котлову ФИО10 ИНН , что подтверждается чеком ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ.

Как пояснила ответчик Котлова И.В., в связи с тем, что платежи поступили не с ее личного расчетного счета, а с расчетного счета Коллегии адвокатов, членом которой является адвокат Котлова И.В., то они попали в бюджет РФ, однако ошибочно были отнесены налоговым органом в разряд «невыясненные платежи», где и находятся в настоящее время, что не оспаривается стороной административного истца.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска. При этом, суд учитывает следующее.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном законодательством порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. При этом адвокатская деятельность не является предпринимательской (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон N 63-ФЗ)).

Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация (ст. 20 Закона N 63-ФЗ).

Согласно п. 13. ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов.

Согласно пп.2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее -плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) являются плательщиками страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ (в ред. действовавшей до 01.01.2018 года) плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает <данные изъяты> рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает <данные изъяты> рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего <данные изъяты> рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В Письме ФНС России от 07.03.2017 N БС-4-11/4091@ (ред. от 30.05.2017) «Об исчислении страховых взносов» произведен точный расчет размера страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период 2017 год для данной категории плательщиков,

на обязательное пенсионное страхование:

- в случае, если величина дохода плательщика не превышает <данные изъяты> руб. за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) х 26% х 12 мес. = 23 400 руб.;

- в случае, если доход плательщика превышает <данные изъяты> руб. за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей <данные изъяты> рублей,при этом сумма страховых взносов, уплачиваемая плательщиком, не может быть более размера, определяемого как - 8 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) х 26% х 12 мес. = <данные изъяты> руб.;

на обязательное медицинское страхование за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) х 5,1% х 12 месяцев) = <данные изъяты> руб.

Данные расчеты выполнены исходя из МРОТ, равного 7500 руб., действующему с 1 июля 2016 года (ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ)

Из вышеуказанного следует, что адвокат Котлова И.В. должна была в срок до 31.12.2017 года уплатить в бюджет РФ страховые взносы за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 руб., а в срок не позднее 01.07.2018 года + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей <данные изъяты> рублей.

Своевременная и полная уплата всех вышеуказанных платежей подтверждается прилагаемыми к настоящим возражениям документами: платежными поручениями КА СО «А-Лекс» № 235 и № 236 от 28.12.2017 года, заявлениями КА СО «А-Лекс» об уточнении платежей КА СО «А-Лекс», обращениями в налоговый орган от 07.02.2018 и подтверждением даты отправки через ООО «Компания «Тензор», а также чеком ПАО «Сбербанк» № 156982 от 03.07.2018 года.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления.

Согласно пп.4 п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей не перечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган вправе требовать от банка на бумажном носителе копию поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, оформленного налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Об этом говорит и Минфин в письме от 01.12.2017 г. N 03-02-08/79774.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Учитывая, что денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в качестве оплаты страховых взносов адвокатом Котловой И.В. ИНН за расчетный период 2017 год своевременно и в полном объеме поступили в бюджет РФ, то обязанность адвоката по оплате в бюджет РФ страховых взносов за расчетный период 2017 год считается исполненной.

Неверное отражение в реквизитах получателя, его ИНН и КПП не препятствует поступлению денежных средств в бюджет, их можно скорректировать, подав заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ, п. 9 ст. 26.1 Закона N 125-ФЗ), что и было сделано КА СО «А-Лекс» 07.02.2018 года (подтверждающие документы прилагаются). Об этом говорит и Минфин в письме от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145.

31.07.2020 г. Котлова И.В. направляла в ИФНС России по Промышленному району г. Самары возражения на требование № 48416 от 28.07.2020г. с приложением всех платежных документов.

Дополнительно 04.08.2020г. КА СО «А-Лекс» направляло в ИФНС России по Промышленному району г. Самары письмо о розыске вышеуказанных платежей, и просило учесть их как уплаченные за Котлову И.В. (ИНН ).

При таких обстоятельствах отсутствуют какие-либо основания для начисления ИФНС России по Промышленному району г. Самары пени за просрочку уплаты Котловой И.В. страховых взносов за расчетный период 2017 год, в т.ч. за период с 10.01.2018г. по 23.10.2019г.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.180 КАС РФ, суд

Решил:

Отказать в удовлетворении требований ИФНС России по Промышленному району г. Самары по административному делу № 2а-5879/2020 к Котловой ФИО11 ИНН о взыскании пени по страховым взносам за расчетный период 2017 год на общую сумму <данные изъяты> руб., начисленных за период с 10.01.2018г. по 23.10.2019г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 21 декабря 2020 года.

Председательствующий<данные изъяты> Л.А.Орлова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>