ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-587/18 от 31.07.2018 Пригородного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия- Алания в составе:

председательствующего судьи Байсангуровой Л.К., с участием: представителя истца - помощника прокурора <адрес> РСО – Алания ФИО4, действующего на основании служебного удостоверения ТО , выданного ДД.ММ.ГГГГ прокурором РСО-Алания, ответчика – главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес><адрес>ФИО5, действующего на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> РСО – Алания в интересах неопределенного круга лиц к администрации местного самоуправления Октябрьского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, о признании бездействия администрации местного самоуправления Октябрьского сельского поселения по неприятию мер к организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их накоплению, незаконным; об обязании организовать места накопления ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации; разработать инструкцию по организации сбора, накопления (хранения) и передачи отработанных ртутьсодержащих ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; назначить лиц ответственных ха обращение с указанными отходами,

установил:

<адрес> РСО – Алания обратился в Пригородный районный суд РСО-Алания с административным иском к администрации местного самоуправления Октябрьского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, о признании бездействия администрации местного самоуправления Октябрьского сельского поселения <адрес> РСО-Алания по неприятию мер к организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их накоплению, незаконным; об обязании организовать места накопления ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации; разработать инструкцию по организации сбора, накопления (хранения) и передачи отработанных ртутьсодержащих ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; назначить лиц ответственных ха обращение с указанными отходами. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> РСО-Алания по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в части безопасного обращения с отходами 1 и 11 классов опасности. Пунктом 2 ст.13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. В соответствии с п.18 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон -Ф3) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по информированию, а также организации сбора и определению мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп ртутьсодержащих ламп. Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения. Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения). В ходе проведенной прокуратурой <адрес> РСО-Алания проверки установлено, что администрации местного самоуправления Октябрьского сельского поселения в нарушение вышеуказанных требований закона меры к организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их накоплению не принимаются.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РСО – Алания ФИО4 административные исковые требования поддержал, и по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении просил суд признать бездействие администрации местного самоуправления Октябрьского сельского поселения <адрес> РСО-Алания по непринятию мер к организации мест накопления отработанных ртутъсодержаших ламп и их накоплению, незаконным. Обязать администрацию местного самоуправления Октябрьского сельского поселения <адрес> РСО-Алания в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, организовать места накопления ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организанизации; разработать инструкцию по организации сбора, накопления (хранения) и передачи отработанных ртутьсодержащих ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; назначить лиц, ответственных за обращение с указанными отходами.

Представитель административного ответчика глава администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> РСО – Алания ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования прокурора признал полностью и пояснил, что в настоящее время предпринимаются все меры по исполнению требования прокурора и в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, все требования будут полностью выполнены.

Исследовав материалы дела в порядке ст.ст. 59, 62 КАС РФ, выслушав прокурора и административного ответчика, оценив доказательства в порядке ст. 61 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Пунктом 2 ст.13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

Статьями 8 и 21 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно статей 1, 3 и 13 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» отходы производства - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законам.

В соответствии с п.18 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон -Ф3) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.

Согласно п.19 ч.1 ст. 19 Закона Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О местном самоуправлении в <адрес>-Алания» (далее - Закон -РЗ) к вопросам местного значения городского поселения среди прочего относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Как следует из ч.4.1 ст.19 Закона -РЗ за сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в ч.4 данной статьи, закрепляются вопросы, по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила ). Согласно п.8 Правил органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу требований ст. 7 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», п.18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городских, сельских поселений, решение которых возложено на орган местного самоуправления, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно объяснениям ответчика прокурору <адрес> РСО – Алания от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Октябрьского сельского поселения <адрес> сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован; мероприятия по информированию о порядке осуществления сбора ртутьсодержащих ламп, администрацией Октябрьского сельского поселения не проводились.

В соответствии с п. 2 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ под местом первичного сбора и размещения понимается место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.

Согласно п. 8 указанных выше Правил, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что в нарушение вышеперечисленных требований природоохранного и санитарного законодательства администрацией Октябрьского сельского поселения не определено место первичного сбора, временного накопления и вывоза отработанных ртутьсодержащих ламп, не приняты меры по информированию о порядке сбора ртутьсодержащих ламп, не приняты меры для отбора специализированной организации по вывозу и утилизации ртутьсодержащих ламп.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> РСО – Алания в организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. При этом, человек подвергается как прямому влиянию вредных веществ, так и непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды, что влечет за собой удовлетворение заявленных требований в полном объеме.

Суд считает необходимым установить срок устранения административным ответчиком нарушений в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд


решил:


Административное исковое заявление прокурора <адрес><адрес> к администрации местного самоуправления <адрес> сельского поселения <адрес><адрес>, о признании бездействия администрации местного самоуправления <данные изъяты> сельского поселения по неприятию мер к организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их накоплению, незаконным; об обязании организовать места накопления ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации; разработать инструкцию по организации сбора, накопления (хранения) и передачи отработанных ртутьсодержащих ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; назначить лиц ответственных за обращение с указанными отходами, удовлетворить.

Признать бездействие администрации местного самоуправления <адрес> сельского поселения <адрес><адрес> по непринятию мер к организации мест накопления отработанных ртутъсодержаших ламп и их накоплению, незаконным.

Обязать администрацию местного самоуправления <адрес> сельского поселения <адрес><адрес> в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, организовать места накопления ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организанизации; разработать инструкцию по организации сбора, накопления (хранения) и передачи отработанных ртутьсодержащих ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; назначить лиц, ответственных за обращение с указанными отходами.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.К. Байсангурова