ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-587/20 от 07.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-587/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2020 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Корольковой А.А.,

с участием прокурора Доминовой И.Н.

административного истца ФИО1

представителя административного ответчика администрации города Перми ФИО2, ФИО3

представителя заинтересованного лица ФИО4 – ФИО5,

представителя заинтересованного лица ООО «Проспект Пермь» - ФИО6,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по административному иску ФИО1 к администрации города Перми о признании нормативно-правового акта недействующим, в части,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации города Перми о признании не действующим с момента принятия постановления администрации города Перми от 15.11.2019 № 906 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми», в части изменения красных линий улицы Советской в городе Перми: п.1.1. в части утверждения новых красных линий ул. Советская на «Чертеже планировки территории. Красные линии и линии регулирования застройки», п.1.2 в части указания новых красных линий ул. Советской на «Чертеже межевания территории. 1 этап» и Чертеже межевания территории. 2 этап», п.2 в части признания утратившим силу постановление администрации г. Перми от 31.12.2013 № 1293 в части установления красных линий ул. Советской.

Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением установлены новые красные линии ул. Советской в г. Перми, являющиеся в соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территорией общего пользования, которой может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. До утверждения проекта планировки территории действовали красные линии, установленные постановлением администрации г. Перми от 31.12.2013 № 1293, территория общего пользования улиц Советская и Попова соединялись. У неограниченного круга лиц было право дойти по ул. Советская со стороны ул. Осинской до ул. Попова. Прежние красные линии оспариваемым постановлением признаны утратившим силу в связи с утверждением нового проекта планировки территории. В проекте планировки территории не сказано об отмене прежних красных линий, в связи с чем указанный вопрос не был предметом обсуждения на публичных слушаниях.

Оспариваемым проектом планировки территории красные линии изменены таким образом, что участок ул. Советской от дома № 78 до ул. Попова перестает быть территорией общего пользования. По ул. Советской до ул. Попова неограниченный круг лиц не имеет права беспрепятственного прохода и проезда. ФИО7 после перекрестка с ул. ФИО8 представляет собой тупик.

В соответствии с Генеральным планом <...> продолжается до ул. Попова. В результате ликвидации части ул. Советской два соседних квартала площадью 2,7 га и 2,6 га объединены в один квартал площадью 5,8 га.

Рассматриваемая территория относится к функциональной зоне Генерального плана г. Перми « СТН-А Ядро городского центра», для которой установлен целевой показатель плотности улично-дорожной сети «предельная площадь кварталов» не более 2 га.

Площадь объединенного квартала превышает предельное значение целевого показателя Генерального плана г. Перми.

Проектом планировки территории не предусмотрено установление публичного сервитута на ликвидированный участок ул. Советской, проход и проезд по нему не обеспечивается альтернативными способами.

Актуальность прохода по спорному участку ул. Советской возрастет, поскольку планируется строительство пешеходного моста через ул. Попова в створе ул. Советская, вместе с этим, с учетом ликвидации мест общего пользования создаст препятствия для перемещения по городу в утренние, вечерние и ночные часы.

Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениями Генерального плана г. Перми и нарушает права административного истца.

Административный истец в судебном заседании на доводах, изложенных в административном исковом заявлении настаивал в полном объеме, дал пояснения аналогичные, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации города Перми ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие по доводам, изложенным в письменных возражениях, дополнительных письменных возражениях, согласно которым порядок принятия оспариваемого нормативно-правового акта соблюден, принят в пределах полномочий, процедура публичных слушаний проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, оспариваемым актом каких-либо прав и законных интересов истца не нарушено.

Представитель административного ответчика администрации города Перми ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие, поддержала позицию представителя ФИО3

Представитель заинтересованного лица ФИО4 – ФИО5 в судебном заседании поддержал позицию административного истца в полном объеме, дал пояснения аналогичные, изложенные в письменном отзыве (л.д.217-219 т.1), согласно которому ФИО4 является собственником жилого дома по адресу <Адрес>, а также земельного участка с кадастровым номером , оспариваемым нормативным правовым актом изменяются основные параметры Генерального плана г. Перми в части изменения границ территорий общего пользования, административный ответчик преследует цель устранить установленные законодательством ограничения оборотоспособности земельных участков, расположенных в пределах исторического центра города; противоправное установление режима частной собственности на территорию общего пользования нарушает права ФИО4, как владельца прилегающего земельного участка.

Представитель заинтересованного лица ООО «Проспект Пермь» в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым административным ответчиком соблюдено действующего законодательство при принятии оспариваемого нормативного правового акта, Генеральный план города Перми не содержит и не должен содержать информации о границах территорий общего пользования; с учетом большого перепада высот рельефа ( до 14 метров) улицы Попова на участке от ул. Петропавловская до ул. Монастырская отсутствует возможность перспективной организации сквозного проезда по ул. Советская через ул. Попова без реализации сложных инженерных решений. В месте смещения красных линий по ул. Советская сохранится возможность сквозного пешего прохода через планируемый объект, а также установится отсутствующая в настоящий момент связь по ул. Советская через улицу Попова путем строительства надземного пешеходного перехода в створе ул. Советская.

Также указано на отсутствие доказательств, подтверждающих нарушений прав административного истца оспариваемым постановлением.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав доказательства, представленные сторонами в материалы дела, заключение прокурора о том, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением процедуры принятия, в пределах компетенции, соответствии его действующему законодательству, отсутствия обстоятельств, подтверждающих нарушение прав административного истца, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с положениями п. 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ), градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

В соответствии с положениями ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

Видами документации по планировке территории являются:

1) проект планировки территории;

2) проект межевания территории.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

В соответствии с положениями ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;

3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат:

1) карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры;

2) результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом;

3) обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;

5) схему границ территорий объектов культурного наследия;

6) схему границ зон с особыми условиями использования территории;

7) обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;

8) схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

9) варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах);

10) перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне;

11) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

12) обоснование очередности планируемого развития территории;

13) схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

14) иные материалы для обоснования положений по планировке территории.

В состав проекта планировки территории может включаться проект организации дорожного движения, разрабатываемый в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с положениями ст. 45 Градостроительный кодекс Российской Федерации, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;

2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.

В соответствии с положениями ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи. (ч.4)

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. (ч.10).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В соответствии с положениями ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям, в числе прочих автомобильные дороги местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в числе иного, местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа.

В соответствии с положениями ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реализация документов территориального планирования осуществляется путем:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми поступило заявление ООО «Проспект Пермь» о рассмотрении возможности принятия решения о подготовке документации по планировке территории; проекта межевания, проекта планировки и выдаче технического задания, для территории расположенной по адресу г. Пермь, Ленинский район, ограниченная улицами Петропавловская, Попова, Монастырская, ФИО8 (л.д.69,70).

ДД.ММ.ГГГГ начальником департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми принято распоряжение «О подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми», (л.д.67-68).

На основании заявления ООО «Проспект Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64 т.1), Распоряжением начальника департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД внесены изменения в приложение к распоряжению начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД «О подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми (л.д.71-72 т.1)

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ инвестиционному проекту «Многофункциональный центр с гостиницей» в границах улиц Монастырская-Попова-Петропавловская-ФИО8 г. Перми, реализуемому ООО «Проспект Пермь» присвоен статус « приоритетный инвестиционный проект» для предоставления мер государственной поддержки (л.д.211 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ Пермского края «Агентство инвестиционного развития» и ООО «Проспект Пермь» заключено инвестиционное соглашение о реализации приоритетного инвестиционного проекта Пермского края (л.д. 228-253 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Проспект Пермь» направило начальнику департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми на утверждение проект планировки территории и проект межевания ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми (л.д.73).

Из выводов заключения по результатам проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям градостроительного законодательства РФ, утвержденного 23.07.2019 начальником департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, следует, что рекомендуется принять решение о проведении публичных слушаний по проектам планировки территории и проектов межевания территории ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми. (л.д.76-84).

Постановлением Главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ, назначены публичные слушания по рассмотрению проектов планировки территории и проектов межевания территории ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми, которое опубликовано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-86 т.1).

Из протоколов собрания участников публичных слушаний по рассмотрению проектов планировки территории и проектов межевания территории в ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми, следует, что публичные слушания проведены ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-99)

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности. (л.д. 100 т.1)

ДД.ММ.ГГГГ Главой города Перми проекты отклонены и направлены на доработку для приведения в соответствии с правилами землепользования и застройки города Перми (л.д.101 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Проспект Пермь» направило начальнику департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми на утверждение доработанный проект планировки территории и проект межевания ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми (л.д.102 т.1).

Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми» утвержден:

- проект планировки территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми;

- проект межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми (далее - проект межевания территории).

Пунктом 2 проект планировки территории и проект межевания территории, ограниченной набережной реки Камы - левый берег, ул. Николая Островского, ул. Ленина, ул. Максима Горького, ул. Пушкина, ул. Сибирской, ул. Краснова, ул. Куйбышева, ул. Революции, шоссе Космонавтов, ул. Подгорной, ул. Екатерининской, ул. Окулова, ул. Решетниковский спуск в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми, утвержденные Постановлением администрации города Перми от 31 декабря 2013 г. № 1293 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной набережной реки Камы - левый берег, ул. Николая Островского, ул. Ленина, ул. Максима Горького, ул. Пушкина, ул. Сибирской, ул. Краснова, ул. Куйбышева, ул. Революции, шоссе Космонавтов, ул. Подгорной, ул. Екатерининской, ул. Окулова, ул. Решетниковский спуск в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми, территории общего пользования в пределах границ ул. Попова, ул. Петропавловской, ул. Ленина в Ленинском районе города Перми», в части проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми, признан утратившим силу.

Оспариваемое постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ, и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления. (л.д. 103-121 т.1).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что постановление о назначении публичных слушаний было опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 59 от 16.08.2019 г., который является официальным печатным средством массовой информации, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей города Перми официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города Перми, развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации, в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 26.09.2006 № 255 «Об учреждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».

По итогам проведения публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности от 19.09.2019 № 19-дпт опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 71 от 27.09.2019.

Оспариваемое Постановление администрации г. Перми от Перми, опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 86 от 19.11.2019, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия.

Генеральный план города Перми, утвержденный Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 содержит карты: виды улиц и дорог по назначению и виды улиц и дорог по размещению в планировочной структуре города ( п. 2.1.1., 2.1.2)

В соответствии с указанными картами улица Советская, является квартальной и продолжается от ул. ФИО8 до ул. Попова ( л.д.24-28 т.1).

Главой 4 Генерального плана г. Перми, предусмотрены целевые показатели в отношении структурной организации и параметров функциональных зон - стандартных территорий нормирования (СТН) и территорий ситуативного проектирования промышленно-торгового назначения (ТСП-ПТ) и общественно-делового, специализированного назначения (ТСП-ОД) на перспективу, определенные в Таблице 2.

В соответствии с п. 5 Таблицы 2 Генерального плана г. Перми показатель плотности улично-дорожной сети зона ядра городского центра (СТН-А) предусмотрена предельная площадь кварталов 0,5-2,0 га.

В соответствии с утвержденным, оспариваемым постановлением, проектом планировки территории и проектом межевания территории установлены красные линии, в том числе ул. Советской, на участке между улицами Осинской и Попова г. Перми, таким образом, что ул. Советская перед пересечением с ул. Попова является тупиковой (л.д.13-14, 21).

Оценивая доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление в части изменения красных линий улицы Советской в городе Перми противоречит положениям Генерального плана г. Перми, судом учитывается, что установление красных линий в составе планировки территории обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий, установление красных линий в оспариваемом проекте планировки территории осуществлено администрацией города Перми в пределах предоставленных полномочий, издание оспариваемого акта не противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

При этом судом также учитывается, что в документации по планировке территории (материалах по обоснованию) учтено, что Генеральным планом города Перми запланирована организация сквозного проезда по ул. Советская от улицы ФИО8 до ул. Попова. Вместе с тем ул. Попова имеет крутые откосы вдоль проезжей части и большой перепад высот с ул. Советская. Для организации сквозного проезда по ул. Советская потребуется реализация сложных инженерных решений, в связи с чем возникает невозможность организации сквозного проезда по ул. Советская до ул. Попова. Проектом предложено сократить протяженность ул. Советская ориентировочно на 60 м на участке от ул. Попова в сторону Осинской. (л.д.196 т.1).

Из схемы организации улично-дорожной сети, организации движения транспорта и пешеходов использования территории в период подготовки проекта планировки следует, что ул. Советская от ул. ФИО8 фактически является тупиковой (л.д.203).

Из представленной административным ответчиком фрагмента карты 2.1 «Развитие улично-дорожной сети, иных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры первый и второй этапы (2011-2016 года и 2017-2022 года) и на перспективу Генерального плана г. Перми следует, что развитие улично-дорожной сети ул. Советская не предусмотрено.

Из проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге местного значения <...> следует, что движение по ул. Советской не является сквозным, пересекающимся с движением по ул. Попова (л.д. т.2).

Из кадастровой выписки на сооружение по адресу <...> протяженностью 2460 м, технического паспорта на дорогу по ул. Советская от ул. Островского до ул. Советская, 118 следует, что на участке между ул. Осинской и ул. Попова дорога по ул. Советская перед ул. Попова прерывается.

Таким образом, судом установлено, что в течение длительного времени (несколько десятилетий) ул. Советская перед ул. Попова не является сквозной, то есть является тупиковой, какого либо благоустройства на участке от ул. Попова до дома № 78 ул. Советской не имеется, что также подтверждается представленными административным истцом космическими снимками.

Доводы административного истца о том, что жителями города Перми, в том числе, административным истцом фактически используется участок ул. Советской для прохода по нему на ул. Попова, что подтверждается космическими снимками, суд считает несостоятельными, поскольку из указанных снимков суду невозможно достоверно убедиться о наличии каких либо тропинок, позволяющих безопасно для жизни и здоровья, с учетом значительного перепада высот, осуществлять прохождение на улицу Попова в створе ул. Советской.

Оценивая доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление противоречит Генеральному плану г. Перми в части превышения предельной площади квартала не более 2 га, установленной п. 5 Таблицы 2 Генерального плана г. Перми, суд учитывает следующее.

Из представленных административным истцом сведений из публичного портала ИСОГД г. Перми следует, что площадь исторически сложившегося квартала ограниченного улицами Монастырской, Осинской, Советской, Попова составляет 27305 кв.м., квартала ограниченного улицами Советской, Осинской, Петропавловской, Попова составляет 26475 кв.м., что более предельной площади квартала установленной п. 5 Таблицы 2 Генерального плана г. Перми.

Установление красных линий оспариваемыми проектами планировки и межевания территории произведено таким образом, что вышеуказанные кварталы на участке ул. Советской от ул. Попова соединяются, чем образуют квартал площадью 58445, 93 кв.м.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры», квартал является одним из видов элемента планировочной структуры.

В соответствии с СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденный Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, микрорайон (квартал) - основной элемент планировочный структуры застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого от 5 до 60 га.

Указанные нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах.

В соответствии с п. 30 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, включен в указанный перечень.

С учетом вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что образование квартала площадью 58445, 93 кв.м. соответствует СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, подлежащего обязательному применению при проектировании новых и реконструкции существующих городских поселений.

Административным истцом не представлено суду бесспорных доказательств, подтверждающих, что оспариваемые правовые нормы нарушают права административного истца.

Доводы о том, что ликвидация территории общего пользования на части ул. Советской от ул. Попова, с учетом фактически отсутствующего благоустроенного участка дороги на указанном участке (при наличии перепада высот до 14 м), создаст административному истцу препятствия для перемещения по городу Перми, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются, бесспорными доказательствами подтверждающими наличие препятствий для перемещения административному истцу по г. Перми, не подтверждены.

Также судом учитываются положения ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Доказательств, подтверждающих, что административный истец проживает на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории и проект межевания территории, является правообладателем находящихся в границах территории, в отношении которой разработан проект планировки, земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателем помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, в материалы дела не представлено, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт не может нарушать права административного истца.

На основании вышеизложенного, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации города Перми о признании не действующим с момента принятия постановления администрации города Перми от 15.11.2019 № 906 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми», в части изменения красных линий улицы Советской в городе Перми: п.1.1. в части утверждения новых красных линий ул. Советская на «Чертеже планировки территории. Красные линии и линии регулирования застройки», п.1.2 в части указания новых красных линий ул. Советской на «Чертеже межевания территории. 1 этап» и Чертеже межевания территории. 2 этап», п.2 в части признания утратившим силу постановление администрации г. Перми от 31.12.2013 № 1293 в части установления красных линий ул. Советской, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Н.В. Подгайная

<данные изъяты>

Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г. Перми № 2а-587/2020.