ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-587/2022 от 15.08.2022 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0014-01-2022-000976-98

производство по делу № 2а - 587 /2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Орловой Г.К.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Урая в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие «Универсал – Прибор» о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Урая (далее административный истец) обратился в суд с указанным административным иском в защиту неопределенного круга лиц, в котором просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах: https://pribor.website/ и https://salda.ws/video.php?id=eXMj6MwzsZs информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование иска указав, что прокуратурой г. Урая в рамках осуществления мониторинга средств массовой информации выявлены сайты, на страницах которых размещена информация о способах искажения показаний приборов учета электроэнергии, о продаже приборов, используемых с целью остановки либо скручивания приборов учета электроэнергии, о стоимости и способах их приобретения, об иных действиях, позволяющих осуществлять безучетное потребление электроэнергии.

Вход на указанные страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с их содержанием может любой Интернет-пользователь.

Вместе с тем, распространение информации о способах искажения показаний приборов учета электроэнергии, о продаже приборов, используемых с целью остановки либо скручивания приборов учета, о стоимости и способах их приобретения, об иных действиях, позволяющих осуществлять безучетное потребление электроэнергии в силу закона недопустимо, доступ к указанным интернет-страницам должен быть запрещен.

Административный истец направил ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

От административного ответчика общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие «Универсал – Прибор» (сокращенное наименование ООО НПП «Универсал Прибор»), привлеченного к участию в деле судом по определению от 05.07.2022, поступили письменные возражения на административный иск, в котором указывает на то, что не является собственником интернет ресурса: https://pribor.website/, а указывающие на это сведения ОМВД РФ по г. Ураю от 24.06.2022 ошибочны. ООО НПП «Универсал Прибор» не занималось и не занимается реализацией, установкой и обслуживанием приборов учета электроэнергии ни в промышленных, ни в бытовых масштабах и объемах, а является поставщиком высокотехнологичного дорогостоящего оборудования, в том числе в рамках исполнения государственных и государственных оборонных заказов, занимая положительное место в рейтинге поставщиков такой продукции. Возражения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства от ООО НПП «Универсал Прибор» не поступали.

Иные административные ответчики по делу - лица, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, судом не установлены, что подтверждается информацией ОМВД России по г. Ураю от 24.06.2022.

От заинтересованного лица Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу (сокращенное наименование Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу, далее также Управление Роскомнадзора), возражения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не поступали, поступил письменный отзыв на административное исковое заявление прокурора, в котором сообщает, что обозначенная в административном исковом заявлении информация, размещенная на странице сайта в сети «Интернет https://pribor.website/по состоянию на 01.08.2022 недоступна, в связи с чем Управление Роскомнадзора оставляет принятие решения по административному делу в части сайта https://pribor.website/ на усмотрение суда. Информация о способах обмана приборов учета на странице сайта в сети «Интернет» https://salda.ws/video.php?id=eXMj6MwzsZs по состоянию на 01.08.2022 г. доступна, в связи с этим полагает возможным удовлетворить заявленные требования в части сайтаhttps://salda.ws/video.php?id=eXMj6MwzsZs.

В силу пункта 2 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

На основании статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Определением от 08.08.2022 суд назначил административное дело к судебному разбирательству без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства.

При рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства вызов и явка сторон в судебное заседание нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрены, суд рассматривает дело без проведения устного разбирательства.

Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее реестр).

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п.5.1.7 (1) п.5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 (ред. от 28.12.2020) «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Из материалов дела следует, что в рамках проведенной прокурором проверки установлено, что на страницах в сети Интернет с URL адресами: https://pribor.website/ и https://salda.ws/video.php?id=eXMj6MwzsZs, размещена информация о способах искажения показаний приборов учета электроэнергии, о продаже приборов, используемых с целью остановки либо скручивания приборов учета электроэнергии, о стоимости и способах их приобретения, об иных действиях, позволяющих осуществлять безучетное потребление электроэнергии.

В соответствии с ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно ч.2 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 4 Федерального закона №261-ФЗ на собственников помещений возложена обязанность по оснащению помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно п.п. г п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила), потребитель обязан в целях учета потреб ленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

В соответствии с п.п. г п.35 Правил потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.

Размещение информации о возможности искажать показания приборов учета электроэнергии и совершать иные действия, позволяющие осуществить безучетное потребление электроэнергии, носит противоправный характер.

Совершение указанных действий и последующая неоплата использованной электрической энергии является противоправным деянием, за которое может наступить административная ответственность по статьям 7.19, 7.27.1 КоАП РФ.

Предоставление доступа к информации, содержащей сведения о способах искажения показаний приборов учета электроэнергии, о продаже приборов, используемых с целью остановки либо скручивания приборов учета электроэнергии, о стоимости и способах их приобретения, об иных действиях, позволяющих осуществлять безучетное потребление электроэнергии, побуждающей общество к совершению противоправных действий, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации, способствует совершению правонарушений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Поскольку информация, размещенная на спорных интернет-страницах прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.

Сведения, указанные в административном исковом заявлении, о размещении на страницах: https://pribor.website/ и https://salda.ws/video.php?id=eXMj6MwzsZs информации о способах искажения показаний приборов учета электроэнергии, о продаже приборов, используемых с целью остановки либо скручивания приборов учета электроэнергии, об иных действиях, позволяющих осуществлять безучетное потребление электроэнергии подтверждается скриншотами, заверенными в установленном порядке.

Интернет-страницы с указанными адресами в едином реестре Роскомнадзора РФ отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru/).

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 2.2 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

С учетом изложенного суд полагает возможным заявление прокурора удовлетворить и признать информацию, размещенную на страницах в сети Интернет с URL адресами: https://pribor.website/ и https://salda.ws/video.php?id=eXMj6MwzsZs, запрещенной к распространению в Российской Федерации, с направлением копии вступившего в законную силу решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с положениями ч. 4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Доводы административного ответчика ООО НПП «Универсал – Прибор» в отношении доменного имени pribor.website судом проверены и нашли свое подтверждение в материалах дела. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 07.07.2022, скриншотам интернет-страниц, а также сведениям, полученным судом при помощи общедоступного сервиса Whois, ООО НПП «Универсал – Прибор» не имеет отношения к доменному имени pribor.website и одноименному сайту https://pribor.website/ с размещенной на нем информацией, в связи с указанным в удовлетворении исковых требований к ООО НПП «Универсал – Прибор» следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление прокурора города Урая в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет на страницах с URL адресом: https://pribor.website/ и https://salda.ws/video.php?id=eXMj6MwzsZs информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанных интернет-страниц в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении требований к обществу с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие «Универсал – Прибор» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, с подачей апелляционной жалобы через Урайский городской суд.

Председательствующий судья Г.К. Орлова