ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5884/2022 от 11.08.2022 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело .

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

11 августа 2022 года

Балашихинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Мироновой Е.М.,

при секретаре Жур Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства социального развития <адрес> по городскому округу Балашиха о признании незаконным заключения о невозможности быть опекуном и обязании вынести новое заключение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском, указывая на то, что имеет постоянную регистрацию на территории МО в <адрес>. У нее есть двое несовершеннолетних внуков ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которые проживают в <адрес> со своей матерью. Отец внуков участия в их воспитании и содержании не принимает, несколько лет находится в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ее дочь, мать ее внуков, ограничена в родительских правах, несовершеннолетняя ФИО3 помещена в центр реабилитации. Она обратилась в управление опеки по месту ее жительства, которым ДД.ММ.ГГГГ было вынесено заключение, в котором указано, что в настоящее время она не может быть опекуном несовершеннолетних детей. Основанием для принятия такого решения послужило то, что в отношении заявителя имеются сведения о факте уголовного преследования, ее ежемесячный доход не позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность кандидата и принимаемых детей, у нее не имеется в собственности жилья, квартира, в которой она проживает, находится в чужой собственности, в квартире не предусмотрены спальные места, рабочие места и места отдыха для несовершеннолетних.

С данным отказом заявитель не согласна, т.к. она не судима, уголовное преследование осуществлялось не по статьям, которые СК РФ предусматривает в качестве запрета быть опекуном. Она положительно характеризуется, имеет достаточный доход, не имеет заболеваний, препятствующих быть опекуном. Она имеет с внуками тесную эмоциональную связь, внуки ее любят, она желает взять их на воспитание. В настоящее время она переехала в <адрес>, проживает в доме, который является постоянным местом жительства детей, детям в доме созданы все условия. Просит признать незаконным заключение о невозможности быть опекуном и обязать административного ответчика вынести заключение, в котором назначить ФИО1 опекуном несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения

В судебное заседание ФИО1 явилась, административный иск поддержала, указала, что при подаче заявления предоставила все необходимые документы, оснований для вынесения заключения о невозможности быть опекуном не имелось. Она после переезда в <адрес> в органы опеки в <адрес> обращалась, ей было сказано, что решать данный вопрос должен административный ответчик. Просит отменить заключение от ДД.ММ.ГГГГ и признать ее опекуном несовершеннолетних детей

Представитель административного ответчика в судебном заседании против иска возражала, указала, что заключение было вынесено после ознакомления со всеми представленными документами и касалось только возможности или невозможности быть кандидатом в опекуны. Вопрос о назначении лица опекуном несовершеннолетних детей решает орган опеки по месту жительства несовершеннолетних детей на основании выданного заключения о возможности быть опекуном. Адм.ответчик при рассмотрении документов дал оценку только тем документам, которые подтверждали имущественное положение адм.истца и сведения о его жилищных условиях на территории г.о. Балашиха, давать оценку документам, относящимся к иному региону, они не вправе.

Заинтересованное лицо управление социальной защиты населения администрации <адрес> в судебное заседание представителя не направили, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили письменный отзыв, поддержали позицию адм.истца.

Выслушав явившихся представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст.123 Семейного Кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью лицо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до устройства их на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Ст.145 СК РФ предусмотрено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

В соответствии со ст.146 СК РФ опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица.

Не могут быть назначены опекунами (попечителями): лица, лишенные родительских прав; лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления; лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей); лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса). Медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

П.6 ст.127 СК РФ устанавливает, что в целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется их подготовка по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к содержанию программы подготовки, порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.

Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 423 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", предусмотрено, что гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление), в котором указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном; сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном; сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации; сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подтверждает своей подписью с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К заявлению прилагаются следующие документы: краткая автобиография гражданина, выразившего желание стать опекуном; справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица; заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации; копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью; копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.

Документы, указанные в абзаце десятом настоящего пункта, действительны в течение года со дня выдачи, документы, указанные в абзаце одиннадцатом настоящего пункта, действительны в течение 6 месяцев со дня выдачи.

Орган опеки и попечительства в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение сведений, указанных в заявлении в соответствии с абзацами четвертым - шестым пункта 4 настоящих Правил.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов.

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт обследования).

Орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (решение о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Орган опеки и попечительства на основании заключения о возможности гражданина быть опекуном в течение 3 дней со дня его подписания вносит сведения о гражданине, выразившем желание стать опекуном, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес><адрес>.

ФИО1 обратилась в управление опеки и попечительства по городскому округу Балашиха Министерства социального развития <адрес> с заявлением о выдаче заключения о возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетних внуков ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

При подаче заявления указала место фактического проживания – <адрес>, приложила копию паспорта, СНИЛС, сведения о собственниках квартиры, в которой имеет фактическо5е проживание, автобиографию с указанием сведений о родственниках (детях), справку о размере пенсии, о получаемых пособиях, о размере заработка, характеристику с места работы, справку (заключение) о результатах медицинского освидетельствования, справку о наличии (отсутствии) судимости, справку с места работы.

Управлением опеки в установленном порядке составлен акт обследования жилищных условий ФИО1 и ДД.ММ.ГГГГ выдано заключение о том, что в настоящее время ФИО1 не может быть опекуном (попечителем) несовершеннолетних детей.

В обоснование данного вывода об отказе были учтены сведения справки <данные изъяты> о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по ст.327 ч.3 УК РФ в ДД.ММ.ГГГГ, а также указано на отсутствие достаточного ежемесячного дохода и отсутствие надлежащих жилищных условий для детей.

ФИО1 с данным заключением выразила несогласие, указав, что статья 327 ч.3 УК РФ, по которой она привлекалась к уголовной ответственность, не относится к категории тяжких или особо тяжких преступлений, а также к категории преступлений, предусмотренных СК РФ в качестве препятствующих быть опекуном (попечителем), ее судимость погашена. Законодательного обоснования отказа в возможности быть опекуном по причине недостаточного заработка или отсутствия жилищных условий, адм.ответчик в заключении не привел. Кроме того, в настоящее время она переехала в <адрес> в дом, в котором зарегистрированы несовершеннолетние дети (ее внуки), дом принадлежит ее дочери ФИО4, которая в настоящее время ограничена в родительских правах в отношении ее внуков, в доме созданы условия для детей, о чем органами опеки <адрес> составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Наличие отрицательного заключения о невозможности быть опекуном лишает ее возможности стать опекуном ее внуков и заботиться о них. Иных лиц, желающих стать их опекунами, в настоящее время нет.

Данные обстоятельства подтверждены отзывом опеки и попечительства управление социальной защиты населения администрации <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая доводы адм.истца и возражения адм.ответчика, суд приходит к выводу, что при даче заключения адм.ответчиком не была дана оценка тому обстоятельству, что привлечение к уголовной ответственности ФИО1 имело место в ДД.ММ.ГГГГ за преступление небольшой тяжести, не предусмотренное в ст.127 СК РФ в качестве обстоятельства, препятствующего быть опекуном (попечителем). Адм.ответчиком не были запрошены сведения о результатах уголовного преследования адм.истца, а именно копия приговора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не была дана оценка тому обстоятельству, что в настоящее время данная судимость погашена в установленном законом порядке. Также, при осмотре квартиры, в которой фактически проживала ФИО1, не была дана оценка тому факту, что указанная квартира находится в собственности дочери истицы, не было выявлено ее мнение относительно согласия на проживания несовершеннолетних детей (ее племянников) в квартире совместно с ее матерью, не было установлено, как давно адм.истец проживает в данной квартире и имеет ли намерение создать условия для проживания несовершеннолетних детей (с учетом того, что решение об ограничении родительских прав в отношении матери данных детей было принято только в мае ДД.ММ.ГГГГ и на момент обращения адм.истца с заявлением о возможности быть опекуном не вступило в законную силу). Выводы адм.ответчика в заключении об отсутствии достаточного заработка для содержания детей объективно ничем не подтверждены (в том числе каким-либо расчетом, либо ссылками на нормативно-правовые акты) и не учитывают возможность государственной поддержки детей в случае назначения им опекуна.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что заключение от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемое ФИО1, было принято без достаточных оснований, в связи с чем не может быть признано законным и подлежит отмене.

В целях реализации возможности восстановления нарушенного права административного истца суд полагает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть поданное ФИО1 заявление в кратчайшие сроки, предусмотренные законом, после вступления настоящего решения в законную силу, при подготовке повторного заключения дать оценку как ранее приложенным к заявлению, так и вновь представленным со стороны ФИО1 документам.

В связи с изложенным, в данной части поданный административный иск подлежит удовлетворению.

Требование адм.истца о выдаче заключения о назначении ее опекуном несовершеннолетних детей, суд полагает необходимым отказать, поскольку в рамках рассмотрения поданного заявления адм.ответчик вправе лишь вынести заключение о возможности, либо невозможности ФИО1 быть опекуном (попечителем) несовершеннолетних детей.

Распоряжение о назначении ее опекуном несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством выносится при наличии положительного заключения о возможности быть опекуном (попечителем) органом опеки и попечительства того региона, в котором проживают несовершеннолетние дети, над которыми заявитель желает установить опеку.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить заключение от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления опеки и попечительства Министерства социального развития <адрес> по городскому округу Балашиха о признании незаконным заключения о невозможности ФИО1 быть опекуном несовершеннолетних детей.

Обязать Управление опеки и попечительства Министерства социального развития <адрес> по городскому округу Балашиха повторно рассмотреть по существу заявление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения о возможности быть опекуном несовершеннолетних детей в срок, установленный законом, начиная со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В удовлетворении требования о вынесении заключения о назначении ФИО1 опекуном несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.М.Миронова

Мотивированное решение изготовлено 06.09.2022года

Судья: Е.М.Миронова