ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5896/19 от 03.01.2019 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-5896/2019

УИД: 18RS0003-01-2019-005211-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2019 года город Ижевск УР

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кочуровой Н.Н., при секретаре судебного заседания Шарманове К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики, обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Требования мотивированы тем, что в результате проведённой прокуратурой Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики проверки соблюдения законодательства о защите информации и исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт, на страницах которого с URL-адресами <данные изъяты> размещена информация о способах обналичивания денежных средств, в том числе полученных преступным путём, посредством создания фирм-однодневок и пр., противоречащих требованиям Федерального закона от 07.08.20014 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Поскольку распространение выявленной информации нарушает публичные интересы Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределённого круга лиц, она должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам сайтов, где размещены такие информационные материалы, – закрыт.

В настоящее судебное заседание стороны, надлежащим образом извещённые о дне и времени судебного разбирательства, не явились, просили о рассмотрении дела бех их участия. В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно части 1 статьи 10 данного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Частью 6 статьи 10 того же Федерального закона установлен запрет на распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Так, по определению статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретёнными другими лицами преступным путём либо приобретёнными в результате совершения преступления в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом влечёт за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьями 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное образование юридического лица и использование документов для его образования, а статьёй 199 Уголовного кодекса Российской Федерации – уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией.

Тем самым, предоставление возможности доступа к информации, содержащей информацию, побуждающей к совершению указанных действий, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Законодателем предусмотрена возможность, ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты прав и законных интересов других лиц, предотвращения распространения информации, за которую установлена уголовная или административная ответственность, в том числе, путём признания её судом запрещённой к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.

В едином реестре доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, интернет-страницы, выявленные в ходе проведения прокуратурой проверки, отсутствуют.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» данной информации, способствует совершению преступлений, что противоречит публичным интересам Российской Федерации и неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

При рассмотрении дела установлено, что выявленный сайт продолжает функционировать и на дату вынесения решения, что подтверждается осмотром сайта.

По требованию части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регламентирующей порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой запрещено, в целях ограничения доступа к таким сайтам создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Частью 8 статьи 15.1 того же Федерального закона установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределённого круга лиц, так и Российской Федерации, направленных на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на Интернет-сайтах страниц с URL-адресами <данные изъяты> информации, противоречащей целям и задачам действующего законодательства, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена указанная информация, – закрыт

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещённую в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2019 года.

Председательствующий судья Н.Н. Кочурова