ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-589/20 от 28.09.2020 Артемовского городского суда (Свердловская область)

66RS0016-01-2020-000165-80

Дело № 2а-589/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский 28 сентября 2020 года

Артемовский городской суд Свердловской области в составе: судьи Пимурзина К.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства в отсутствие сторон административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пени на недоимку,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 23 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 23 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 767 руб. 67 коп., пени по транспортному налогу в размере 334 руб. 71 коп., задолженности по налогу на имущество в размере 12 673 руб., пени по налогу на имущество в размере 47 руб. 74 коп.

МИФНС России № 23 по Свердловской области в обоснование исковых требований в заявлении указала, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит транспортное средство с 02.03.2013 года по 05.07.2014 год Вольво S40, мощностью 140 л/с, которое, согласно статье 358 НК РФ, является объектом налогообложения. В соответствии со ст. 357 НК РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога с физических лиц. Формула расчета налога, согласно налоговому уведомлению: налоговая база (л/с) х налоговая ставка (руб.) х количество месяцев (коэффициент - количество месяцев, за которые производится расчет к году). Административному ответчику начислен транспортный налог за 2014 год в размере 767 руб. 67 коп. (140,00л/с х 9,40 руб. х7/12 мес. = 767 руб. 67 коп.).

Кроме того, ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости с 17.10.2013 года по 19.12.2017 год квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.11.2014 года № 32/24 (ред. от 8.04.2020) «Об установлении и введении в действие на территории МО г. Екатеринбург» налога на имущество физических лиц» установлены ставки: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства суммарная инвентаризационная стоимость которого свыше 500 тыс. руб., установлена 2 500 руб. +1 проц. От суммы свыше 500000 руб.

Административному ответчику начислен налог на имущество за 2017 год в сумме 12 673 руб. 00 коп.

Расчет налога за 2017 год. (2500 руб. +(1517 278 руб. 00 коп. – 500 000 руб.)х1%)х12/12 мес. = 12 673 руб.

Административному ответчику заказным письмом направлены налоговые уведомления , , что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции. На основании статей 69, 70 НК РФ административному ответчику заказным письмом направлено требование , , , , что подтверждается реестром отправки заказной почтовой корреспонденции.

Согласно ст. 75 НК РФ, за неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, административному ответчику начислены пени по транспортному налогу в размере 334 руб. 71 коп., налогу на имущество в размере 47 руб. 7 коп.

По указанной заложенности инспекция обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа в мировой суд, по представленным возражениям, должника, судебный приказ № 2а-5815/2019 от 18.12.2019 года, определением от 14.01.2020 года мирового судьи судебного участка №2 Артемовского судебного района Свердловской области был отменен, требование до настоящего времени Административным ответчиком не исполнено.

Административный ответчик ФИО1 в суд письменный отзыв не представил, факт наличия задолженности и ее размер не оспорил.

Суд, ознакомившись с доводами искового заявления, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 4 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дело подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодеком административного судопроизводства Российской Федерации.

Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).

Согласно пунктам 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Статьей 2 Закона Свердловской области от 29.11.2002 № 43-0З «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» утверждены ставки транспортного налога в пределах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

В силу п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.

Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Пунктами 2 и 3 ст. 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Согласно ч. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст. 409 Налогового кодекса РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Из материалов дела, в частности, сведений о транспортных средствах, судом установлено, что ФИО1 в налоговый период 2014 года принадлежало на праве собственности транспортное средство с 02.03.2013 года по 05.07.2014 год Вольво S40, мощностью 140 л/с (л.д.25).

Налоговым органом ответчику исчислен транспортный налог за 2014 год в размере 767 руб. 67 коп. (л.д.9). Также, ответчику начислены пени по транспортному налогу в размере 334 руб. 71 коп.

Кроме того, ФИО1 в налоговый период 2017 год являлся собственником налогооблагаемого имущества с 17.10.2013 года по 19.12.2017 год квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 26).

Налоговым органом ответчику исчислен налог на имущество за 2017 год в размере 12 673 руб. (л.д. 11). Также, ответчику начислены пени по налогу на имущество в размере 47 руб. 74 коп. за период с 04.12.2018 года по 18.12.2018 года (л.д. 23).

Налоговыми уведомлениями от 26.04.2015 года, от 15.07.2018 года ФИО1 предложено оплатить вышеуказанные налоги (л.д. 9,11).

В связи с неуплатой данных налогов и пени в установленные сроки административному ответчику направлено требование по состоянию на 05.11.2015 года (л.д.13), требование по состоянию на 14.02.2016 года (л.д.140), согласно ведомственного перечня срок хранения реестров 3 года, в связи, с чем срок хранения реестров истек (л.д.15), требование по состоянию на 09.11.2017 года, которое направлено ответчику посредством почтовой связи, что подтверждается сведениями об отправке заказной почтовой корреспонденции (л.д. 17).

Доказательств уплаты вышеуказанных налогов и пени за несвоевременную уплату налогов административным ответчиком в нарушение требований статьи 62 КАС РФ суду не предоставлено.

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество МИФНС России № 23 по Свердловской области обратилась к мировому судье судебного участка №2 Артемовского судебного района Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 18.12.2019 года, и в последующем, в связи с поступившими возражениями от ФИО1 был отменен 14.01.2020 года (л.д.27).

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

Соответственно изложенному регулированию в абз. 3 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Там же предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Следовательно, при исчислении срока на обращение налогового органа в суд подлежат применению положения абз. 3 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ - в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица.

Срок исполнения самого последнего требования по состоянию на 19.12.2018 года был установлен до 17.01.2019 года, в связи с чем, шестимесячный срок для обращения в суд подлежит исчислению с 18.01.2019 года и истек 18.07.2019 года. С заявлением о вынесении судебного приказа административный истец впервые обратился за пределами установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, пени, был вынесен 18.12.2019 года. Определением мирового судьи судебного участка №2 Артемовского судебного района Свердловской области от 14.01.2020 года данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями от должника. С административным исковым заявлением административный истец обратился 17.07.2020 года, то есть с пропуском установленного срока на 3 дня.

Таким образом, у административного истца имелось 6 месяцев для обращения в суд в установленный законом срок, после отмены должником судебного приказа, кроме того, с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец также обратился с пропуском срока почти на 5 месяцев.

Объективно следует исходить из того, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с исковым заявлением, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения с административным иском в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующим своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела не следует, что со стороны административного истца в указанный период предпринимались какие-либо меры по принудительному взысканию недоимки по налогу, пени. Административное исковое заявление в адрес административного ответчика направлено только 17.07.2020 года.

Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока на обращение в суд.

На основании изложенного, суд не усматривает в обстоятельствах, изложенных административным истцом, уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с административным иском, поскольку у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с административным иском, административным истцом не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Таким образом, несоблюдение МИФНС России № 23 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании налога, пени и штрафа является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-179, 291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области к ФИО1 о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пени на недоимку - отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд, в течение одного месяца, начиная со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Судья: К.А.Пимурзина