РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Л.А.,
при секретаре Маликовой К.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-589/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 (далее - налогоплательщик) <...> адрес: <адрес> состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ФИО1 является плательщиком транспортного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в налоговые органы, в соответствии с п.4 ст. 85, п.1 ст.362 НК РФ.
В соответствии с данными Управления ГИБДД по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства, перечень которых указан в уведомлении об уплате налога.
ФИО1 начислен транспортный налог и направлено налоговое уведомление № * от дата по месту его регистрации, которое в установленный срок исполнено не было.
Для добровольного исполнения обязанности по уплате налога и пени, установленной на основании п.1 ст.23, п.1 ст. 45, ст.69, ст. 75 НК РФ налогоплательщику направлено требование по месту регистрации № * от дата на сумму: пени - 5,40 руб.; налог- 3000,00 руб., общая сумма: 3005,40 руб., сроком исполнения до дата В установленный срок требование не исполнено.
В соответствии с п. 6. ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с латы направления заказного письма.
Указанная задолженность взыскивалась в порядке приказного производства. Межрайонная ИФНС России №12 по Тульской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к Мировому судье №59 Привокзального судебного района г.Тулы на взыскание с должника ФИО1 налога и пени по транспортному налогу.
Мировым судьей судебного участка №59 Привокзального судебного района г.Тулы вынесен судебный приказ № * от дата в пользу Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области.
На основании возражений ФИО1 относительно исполнения судебного приказа Мировым судьей судебного участка №59 Привокзального судебного района г.Тулы ФИО2 было вынесено определение от дата об отмене судебного приказа № * от дата
На основании п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Инспекция предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплатить транспортный налог, однако до настоящего времени добровольное погашение задолженности не произведено.
Административный истец просит суд взыскать с ФИО1 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области: транспортный налог на физических лиц на сумму: пени -5,40 руб., налог - 3000,00 руб., на общую сумму: 3005,40 руб.
Представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца. Предоставила письменное дополнение к административному исковому заявлению, в котором указала, что ФИО1 состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ФИО1 является плательщиком транспортного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в налоговые органы, в соответствии с п.4 ст. 85, п.1 ст.362 НК РФ.
В соответствии с данными Управления ГИБДД по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства, перечень которых указан в уведомлении об уплате налога.
ФИО1 начислен транспортный налог и направлено налоговое уведомление № * от дата по месту его регистрации.
Также налогоплательщику направлено требование по месту регистрации № * от дата на сумму: пени - 5,40 руб.; налог- 3000,00 руб. Общая сумма: 3005,40 руб., со сроком исполнения до дата
В установленный срок требование исполнено.
дата налогоплательщик представил кассовые чеки в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.
Инспекция по городу Москвы произвела двойной расчет налога по транспортному средству. В связи этим за налогоплательщиком образовалась задолженность. При передаче карточки расчета с бюджетом налоговый орган города Москвы не внес корректирующие изменения по транспортному налогу.
Административный истец просит вынести решение на усмотрение суда.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ч.2 ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
На основании части 1 и части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
В силу требований ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 4 ст. 85 НК Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно частям 1-3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным Законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 14 и 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Как следует из материалов дела ФИО1 является плательщиком транспортного налога.
Согласно налоговому уведомлению № * от дата ФИО1 на праве собственности принадлежит: моторная лодка, государственный регистрационный знак <...> которая является объектом налогообложения, в связи с чем, ему за дата начислен транспортный налог в размере 3000 рублей.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ч. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае направления налогового уведомления, требования об уплате налога, по почте заказным письмом налоговое уведомление и требование об уплате налога считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Из представленных административным истцом документов следует, что в связи с неуплатой транспортного налога в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика ФИО1 заказным письмом направлено требование № * об уплате налога в размере 3000 рублей, пени в размере 5,40 рублей, в срок до дата
Факт направления административному ответчику уведомления об уплате налога, требования об уплате налога, подтверждается списками заказных писем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу положений пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, исходя из системного толкования пп. 2 п. 2 ст. 48, п. 6 ст. 58 НК РФ, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять со дня окончания предоставленного срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанного в требовании.
Для взыскания в судебном порядке налога и пени п. 2 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок, исчисляемый с даты истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ) и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма по почте (ч. 6 ст. 69 НК РФ).
Таким образом, по смыслу указанных положений налогового законодательства в их совокупности, а также с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О, обязанность по уплате пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после ее исполнения.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Аналогичным образом не подлежат принудительному взысканию пени, если налоговым органом пропущен шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о ее взыскании, рассчитанный с учетом правил, предусмотренных п. 2 ст. 48, ч. 6 ст. 69 и ст. 70 НК РФ.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту-КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что по заявлению МИФНС России № 12 по Тульской области дата мировым судьей судебного участка №59 Привокзального судебного района г.Тулы был вынесен судебный приказ №* взыскании с ФИО1 транспортного налога с физических лиц, пени, государственной пошлины.
В свою очередь, от ФИО1 поступило заявление, в котором он просит отменить судебный приказ №*, поскольку задолженностей он не имеет. Является ветераном боевых действий в Афганистане.
На основании определения мирового судьи судебного участка №59 Привокзального судебного района г.Тулы от дата судебный приказ №* от дата по заявлению МИФНС России № 12 по Тульской области о взыскании с ФИО1 транспортного налога с физических лиц, пени, государственной пошлины, отменен.
Срок обращения в суд с административным исковым заявлением истекал дата
С данным административным исковым заявлением истец обратился в суд дата то есть в пределах предусмотренных законодательством сроков.
Однако, как усматривается из материалов дела, административным ответчиком ФИО1, требование №* от дата на сумму: пени - 5,40 руб.; налог- 3000,00 руб. Общая сумма: 3005,40 руб., в установленный срок исполнено, что подтверждается чеком-ордером от дата и квитанцией об оплате от дата
Из представленных суду письменных дополнений административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области следует, что Инспекцией по городу Москвы произведен двойной расчет налога по транспортному средству. В связи этим, за налогоплательщиком образовалась задолженность. При передаче карточки расчета с бюджетом налоговый орган города Москвы не внес корректирующие изменения по транспортному налогу.
При таких обстоятельствах, в связи с оплатой административным ответчиком транспортного налога, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени, отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 290 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
отказать Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области в удовлетворении административного иска к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий | Л.А. Щербакова |