ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-589/2022640004-01-2021-004052-82 от 01.04.2022 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-589/2022 64RS0004-01-2021-004052-82

Решение

именем Российской Федерации

01 апреля 2022 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Курцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Ермаковой К.И.,

с участием административного истца индивидуального предпринимателя ФИО1,

представителя административного ответчика администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО2,

представителя заинтересованного лица Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО3,

помощника прокурора города Балаково Никитиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта администрации Балаковского муниципального района Саратовской области,

установил:

ИП ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, в котором, отказавшись от части требований (том 2 л.д. 191-192, 230), и уточнив остальные требования (том 2 л.д. 202-211), просит:

Признать часть 4 «Заключение, продление договора на право размещения нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково, утвержденного постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее администрация БМР) от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» и часть 4 Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов (далее НТО) на территории муниципального образования город Балаково, утвержденного постановлением администрации БМР от 19 мая 2020 года № 1594 «О внесении изменений в постановление администрации Балковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» недействующими в части отсутствия правовых норм предусматривающих права наследника НТО, вступившего в права наследования, на заключение договора на право размещения НТО.

Признать часть 4 Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково, утвержденного постановлением администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» и часть 4 Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов (далее НТО) на территории муниципального образования город Балаково, утвержденного постановлением администрации БМР от 19 мая 2020 года № 1594 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» недействующими в части отсутствия правовой нормы, предусматривающей преимущественное право на заключение договора на размещение НТО с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, по инициативе которых был включен НТО в Схему размещения, по их заявлению без проведения конкурсов и аукционов с соблюдением правовых норм изложенных в постановлении администрации БМР от 18 июля 2019 года № 2540 «Об утверждении рекомендаций к типам и видам нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» и федерального законодательства.

Признать в приложении к Порядку предоставления права на размещение НТО, утвержденному постановлением администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864, не действующей методику расчета платы по договору на право размещения НТО на территории муниципального образования город Балаково.

Признать в постановлении администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» в приложении № 1 к постановлению администрации БМР «Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково» недействующими следующие пункты, принятые администрацией БМР с нарушением компетенции на принятие правовых норм, содержащихся в этих пунктах:

- в разделе 1 «Общие положения» пункты 1.4; 1.5; 1.6;; 1.10; 1.10.1; 1.10.2; 1.10.3; 1.10.4; 1.10.5; 1.10.6;

- в разделе 2. «Требования к размещению и внешнему виду НТО» пункты 2.1; 2.2; 2.3;

- в разделе 3 «Порядок платы за право размещения НТО пункты 3.1; 3.2;

- в разделе 4 «Заключение, продление договора на право размещения НТО без проведения аукциона» пункты 4.1;4.5.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводств Российской Федерации (далее КАС РФ), в связи с противоречием оспариваемого нормативного правового акта правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признать части Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково, утвержденного постановлением администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736», постановления администрации БМР от 19 мая 2020 года «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736», оспариваемые по административному иску, недействующими со дня их принятия.

Признать принятыми администрацией БМР с нарушением компетенции на принятие в обжалуемом нормативном правовом акте «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО», содержащемся в Приложении № 2 к постановлению администрации БМР от 02 октября 2019 года № 3736 «Об утверждении Порядка предоставления права на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково и «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО» содержащемся в Приложении № 2 к постановлению администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от 02 октября 2019 года № 3736», и признать их недействующими со дня принятия этих нормативных правовых актов.

Признать в постановлении администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» в приложении № 1 к постановлению администрации БМР «Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково» правовую норму с текстом «на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных по результатам торгов», содержащуюся в пункте 1.3 в разделе 1 «Общие положения», недействующей по основанию ее принятия с нарушением компетенции администрации БМР на принятие данной правовой нормы со дня принятия нормативного правового акта.

Признать не действующим второй абзац пункта 1.8 Порядка предоставления права на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково, утвержденного постановлением администрации БМР от 02 октября 2019 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от 02 октября 2019 года № 3736» с текстом: «В случае досрочного расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта, в случае и порядке, установленных условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации, извещение о проведении торгов на право размещения нестационарного торгового объекта в освободившемся месте размещается на сайте администрации района – www.admbal.ru.».

Определением суда от 01 апреля 2022 года на основании пункта 1 части 1, части 2 статьи 194 КАС РФ прекращено производство по делу по административному исковому заявлению ИП ФИО1 к администрации БМР о признании недействующим в части нормативно-правового акта администрации БМР в части следующих административных исковых требований:

- о признании недействующей с момента принятия части 4 Порядка предоставления права на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково, утвержденного постановлением администрации БМР от 19 мая 2020 года № 1594 «О внесении изменений в постановление администрации Балковского муниципального района Саратовской области от 02 октября 2019 года № 3736» в части отсутствия правовых норм предусматривающих права наследника НТО, вступившего в права наследования, на заключение договора на право размещения НТО, в части отсутствия правовой нормы, предусматривающей преимущественное право на заключение договора на размещение НТО с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, по инициативе которых был включен НТО в Схему размещения, по их заявлению без проведения конкурсов и аукционов с соблюдением правовых норм изложенных в постановлении администрации БМР от 18 июля 2019 года № 2540 «Об утверждении рекомендаций к типам и видам нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» и федерального законодательства;

- о признании недействующим с момента принятия «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО», содержащемся в Приложении № 2 к постановлению администрации БМР от 02 октября 2019 года № 3736 «Об утверждении Порядка предоставления права на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково»;

- о признании недействующим пункта 4.5 Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково в редакции постановления администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864.

Административные исковые требования обоснованы тем, что ИП ФИО1 занимается розничной торговлей цветами и ведет свою работу через имеющийся у него нестационарный торговый павильон, включенный в схему размещения НТО в Балаковском муниципальном районе. С 2012 года по 2017 год по договору № 177 аренды земли ему был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 64:40:020102:123 по адресному ориентиру: <...> район магазина «Эксперт», на котором этот торговый объект располагается. Арендная плата земельного участка составляла 4 704 рубля в год. По окончанию договора аренды нестационарный торговый павильон размещался на этом земельном участке до конца 2020 года на основании учетной карточки на размещение НТО без оплаты за размещение.

Постановлением администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от 02 октября 2019 года № 3736» утвержден Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково» (далее по тексту Порядок). В части 4 Порядка «Заключение, продление договоров на право размещения нестационарного торгового объекта без проведения аукциона» отсутствуют правовые нормы, предусматривающие права наследника НТО, вступившего в права наследования, на заключение договора на размещение НТО, что противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) о наследовании и нарушает его права и законные интересы, поскольку он лишен права на заключение договора на размещение НТО в порядке наследования после ближайших родственников, имеющих НТО.

Указанная правовая норма регламентирует заключение договора на размещение НТО без аукциона только при переходе с формы размещения НТО на основании учетной карточки к форме размещения НТО на основании договора на размещение, но не предусматривает дальнейшее продление договорных отношений по окончанию договора на размещение НТО без проведения конкурсов и торгов, что противоречит Приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 года», в пункте 3.2.2 «Обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли» которого указано, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур». Данный Приказ базируется на положении части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», предусматривающей стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долговременного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка. Администрация БМР в противоречии данным нормативным правовым актам внесла изменения в Порядок предоставления права на размещение НТО таким образом, что это было предусмотрено разово, только для перехода с формы размещения НТО на основании учетной карточки к форме размещения на основании договора на размещение НТО и дальнейшее продление договорных отношений не предусматривает. Его права нарушены тем, что по окончании действия заключенного с ним договора на размещение НТО, он обязан его демонтировать, то есть не предусматривается продление договорных отношений.

Постановлением администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от 02 октября 2019 года № 3736» утверждена методика расчета платы по договору на право размещения НТО на территории муниципального образования город Балаково. Оспариваемый нормативно-правовой акт в этой части нарушает его права, поскольку может привести к его банкротству и прекращению предпринимательской деятельности. Годовая стоимость права на размещение НТО, указанная в заключенном с ним договоре на размещение НТО от 30 декабря 2020 года № 61, отличается от арендной платы, которую он платил за этот же участок ранее, по договору аренды земельного участка от 20 апреля 2012 года №177 и возросла в 40 раз. Если аренда земельного участка составляла в 2017 году 4 704 рубля в год, то готовая стоимость права на размещение НТО по договору от 30 декабря 2020 года составила 189 000 руб.

Учитывая схожесть правоотношений по определению размера платы по договору на размещение НТО и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, административный истец считает, что администрация БМР нарушила Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», Приказ Минэкономразвития РФ от 29 декабря 2017 года № 710 «Об утверждении методических рекомендаций по применению основных принципов определения платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582.

Нарушены следующие принципы: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки.

У администрации БМР отсутствует экономическое обоснование применения цифровых значений коэффициентов, применяемых согласно методике при расчете платы за размещение НТО.

Кроме того, у администрации БМР не имелось полномочий по определению порядка и оснований размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково, определению методики расчета платы по договору на право размещения НТО, положения о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО, так как данные полномочия не входят в компетенцию администрации БМР. Органам местного самоуправления пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предоставлены полномочия только по утверждению схемы на размещение НТО. Согласно статье 3 Закона Саратовской области № 5-ЗСО от 28 января 2011 года орган исполнительной власти области, осуществляющий полномочия в сфере государственного регулирования торговой деятельности (далее уполномоченный орган), в соответствии с Федеральным законом, в том числе, разрабатывает нормативы минимальной обеспеченности населения области площадью торговых объектов в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Российской Федерации; определяет порядок разработки и утверждения схемы торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, и сооружениях. При этом перераспределения между органами государственной власти области и органами местного самоуправления полномочий ни в области регулирования торговой деятельности, ни в области земельных отношений в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не производилось.

19 мая 2022 года администрацией БМР будет проводиться аукцион в форме торгов на право заключения договора на размещение НТО по адресному ориентиру: <...>, остановка «Аэлита», где в настоящее время располагается НТО административного истца «Цветы», включенный в схемы размещения НТО на основании его заявления, и ФИО1 будет принимать в нем участие. Как указывалось выше, администрация БМР незаконно утвердила правовую норму «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право на размещение НТО». Обжалуемая часть нормативно-правового акта нарушает его права и законные интересы в предпринимательской деятельности.

Административный истец ИП ФИО1 в судебном заседании просил удовлетворить административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске, дополнил, что представленный администрацией БМР документ, именуемый как финансово-экономическое обоснование расчета платы по договору на право размещения НТО, не соответствует предъявляемым требованиям к таким документам. Не указана дата составления документа, не указан разработчик (состав лиц, участвующих в разработке документа), кто утверждал разработчика, не указаны нормативно-правовые документы, на основе которых составлен документ, требования федерального законодательства к подобному виду документов и выводы о их соблюдении. В документе не имеется обоснования применения базовой доходности земельного участка в размере 1 600 руб. в месяц. Применение администрацией при определении базовой доходности земельного участка значений, применяемых при расчете налогов по патентной системе налогообложения, ничем не обосновано.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (том 3 л.д.1-9), из которых следует, что исходя из действующего Федерального земельного законодательства, законодательства в области организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, законодательства Саратовской области, регулирующего полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности, вопреки утверждению истца, порядок предоставления прав на размещение НТО, нормативное регулирование методики определения размера платы за размещение НТО, порядок проведения торгов, по результатам которых заключаются договоры на размещение торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а так же на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, определяется именно муниципальными нормативными правовыми актами. Норм, регламентирующих порядок и условия заключения договоров на установку и эксплуатацию НТО, в федеральном законодательстве не содержится. Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2021 года № 482-П, установлены только основания продления договоров на размещение НТО без проведения торгов (пункт 8). В силу приведенных положений законодательства и муниципальных правовых актов оспариваемый нормативно-правовой акт в части установленного Порядка предоставления прав на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково принят администрацией БМР в пределах предоставленных ей полномочий.

Оспариваемые положения раздела 4 Порядка соответствуют требованиям действующего законодательства, предусматривающего, что заключение договора на право владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом может быть осуществлено только по результатам торгов, а указанные права не могут переходить в порядке сингулярного или универсального правопреемства к лицам, не являющимся победителями таких торгов.

Заявленное административным истцом требование о признании недействующим абзаца второго пункта 1.8 Порядка в редакции, утвержденной постановлениями администрации БМР № 2864 от 24 августа 2021 года, не подлежит удовлетворению, поскольку, с учетом особенностей договорных обязательств на право размещения НТО, их прекращение влечет обязанность хозяйствующих субъектов, аналогичную предусмотренной статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), согласно которой при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Освобожденное от НТО место не исключается их схемы, орган местного самоуправления, наделенный законодательством дискреционными полномочиями, вправе распорядится освободившимся местом путем проведения аукциона на право размещения НТО, известив заинтересованных лиц о его проведении путем публикации на сайтах информационно-телекоммуникационной системы «Интернет».

В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В соответствии с оспариваемой методикой расчета платы по договору на право размещения НТО на территории муниципального образования город Балаково плата определяется по формуле: Пл = УПКС х Ктип х Кмест х Т, где:

Пл - размер платы по договору (рублей в год без учета НДС);

УПКС - среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в городе Балаково по виду 4 разрешенного использования «Предпринимательство» по кадастровому кварталу 64:49:000000, равное 2 342 руб. за кв.м земли;

Ктип - коэффициент типа НТО. Значения Ктип определяются согласно таблице и устанавливаются в диапазоне от 1 до 37,8, в том числе в зависимости от площади НТО;

Кмест - коэффициент месторасположения НТО;

Т - период размещения НТО. Принимается равным единице при размещении НТО на полный календарный год. В остальных случаях рассчитывается по формуле Т = п / 365, где п - количество дней при размещении НТО на неполный календарный год.

Поскольку базовый размер платы за размещение НТО за 1 кв.м, равный 2 342 рублям, исчислен из нормативной цены земли (среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земли в г. Балаково по виду разрешенного использования «Предпринимательство») - показатель, характеризующий стоимость участка определённого качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчётный срок окупаемости, то правовые основания для вывода о том, что доходность не учитывалась при оценке экономической обоснованности принимаемого нормативного правового акта, у административного истца отсутствуют.

Не нарушен при принятии нормативного правового акта и принцип предсказуемости правового регулирования, поскольку, как усматривается из его содержания, размер платы по договору изменяется не чаще одного раза в год путем корректрировки на индекс инфляции.

Поскольку размещение всех НТО, предусмотренных Схемой, осуществляется без заключения договоров аренды земельных участков, оспариваемая методика в равной мере распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности в этой сфере, основана на анализе экономических факторов, следовательно, разная расчетная стоимость квадратного метра земли по договорам аренды земельных участков и по договорам на размещение НТО не ставит владельцев таких объектов в неравное положение друг с другом, их конкуренцию между собой не ограничивает, не создает и необоснованных препятствий для осуществления ими предпринимательской деятельности.

Для расчета размера платы по договору на право размещения НТО в финансово-экономическом обосновании предусмотрен коэффициент типа НТО в диапазоне от 1 до 37,8 с подробной детализацией по занимаемым площадям. Минимальный коэффициент типа НТО, равный 1, предусмотрен для самых малогабаритных торговых объектов - уличного холодильника, торгового автомата или прилавка. Значение коэффициента увеличивается в соответствии с увеличением торговой площади и имеет различие для нестационарных передвижных торговых объектов и прочих нестационарных торговых объектов. Коэффициент месторасположения НТО определен в зависимости от отдаленности об иных объектов торговли, остановок общественного транспорта.

Административный истец не привёл конкретные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и критерии определения экономической обоснованности размера платы за размещение НТО, форму такого обоснования, положения которого административный ответчик нарушил.

Вопреки доводам ИП ФИО1, оспариваемая методика расчета платы по договору на право размещения НТО на территории муниципального образования город Балаково, имеет экономическую обоснованность и принята не произвольно, а с учетом финансово-экономического обоснования расчета размера платы по договору, содержащего анализ факторов, влияющих на уровень доходности НТО и, как следствие, на размер платы за размещение НТО, в том числе, учтена совокупность коэффициентов, характеризующих различные условия работы НТО, - тип НТО, а также его месторасположение.

Кроме того, административным истцом ставится вопрос о признании Порядка недействующим в связи с отсутствием в нем положений о преимущественном праве на право заключения договора на размещения НТО наследниками собственника НТО, юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, по инициативе которых торговый объект был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов.

Преимущественное право владельца НТО на заключение договора на новый срок без участия в аукционе не предусмотрено федеральным законом. Случаи заключения указанных договоров без проведения торгов установлены пунктом 8 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2021 года № 482-П. Установление иных оснований заключения договоров без проведения торгов относится к сфере усмотрения органов местного самоуправления, установление такого права в судебном порядке означало бы вторжение в нормотворческую деятельность данного органа.

В случае смерти владельца НТО, окончании срока действия договора на право размещения НТО, подлежат применению соответствующие положения гражданского и земельного законодательства, регулирующие наследственные и договорные правоотношения, в том числе правила заключения договоров, их продления, расторжения, замены стороны в договоре.

Представитель заинтересованного лица Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, поддержала доводы представителя административного ответчика.

Прокурор в судебном заседании дал заключение о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании недействующим постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» в части утвержденной Методики расчета платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Балаково, поскольку оспариваемая Методика противоречит требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, нарушает права административного истца. В остальной части административные исковые требования, по мнению прокурора, не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду и не противоречит положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушена.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1, подпунктам «в», «г» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

В судебном заседании установлено следующее.

Административный истец ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 05 июня 2007 года (том 1 л.д. 41).

На основании договора аренды земли от 20 апреля 2012 года № 177, заключенного между Управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР и ФИО1 на срок до 11 апреля 2017 года, административный истец являлся арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <...> район магазина «Эксперт», с кадастровым номером 64:40:020102:123, для размещения нестационарного торгового объекта (том 1 л.д. 43-44, 45).

Из письменного ходатайства административного ответчика о прекращении производства по делу в части (том 2 л.д. 231-234) следует, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уведомлением от 20 июля 2017 года Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР договор от 20 апреля 2012 года № 177 прекратил свое действие с 11 апреля 2017 года.

19 июня 2018 года ИП ФИО1 выдана учетная карточка для размещения объекта потребительского рынка (павильона «Цветы»), в том же месте, но с другим адресным ориентиром: Саратовская область, город Балаково, район дома № 9, со сроком действия до 01 июля 2020 года.

Данные обстоятельства административным истцом в судебном заседании не оспаривались.

30 декабря 2020 года между Комитетом по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР и ИП ФИО1 заключен договор № 61 на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково, в соответствии с которым, Комитет предоставил ИП ФИО1 право на размещение НТО № 206 в соответствии со Схемой размещения НТО, по адресному ориентиру: улица Трнавская, район дома 9, остановка «Словакия», на земельном участке с кадастровым недомером: 64:40:020102:123 для реализации группы товаров – цветы, на срок действия договора с 01 января 2921 года по 31 декабря 2025 года (том 1 л.д. 46-47).

Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 24 августа 2921 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» внесены изменения в постановление администрации БМР от 02 октября 2019 года № 3736 «Об утверждении Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково и Положения о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов». Приложение № 1 к постановлению «Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково» и приложение № 2 к постановлению «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов» изложены в новой редакции (том 1 л.д.207-225).

Данное постановление административный истец считает принятым с нарушением компетенции в части следующих положений, содержащихся в приложении № 1 «Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково»:

Раздел 1 Общие положения

Размещение НТО на территории города Балаково на земельных участках, находящихся в собственности БМР, муниципального образования город Балаково, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется …на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных по результатам торгов (пункт 1.3).

Уполномоченным органом на проведение торгов на право размещения НТО является комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР (пункт 1.4).

Торги на право размещения НТО проводятся в форме аукциона, в соответствии с Положением о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО.

Уполномоченный орган проводит торги на основании служебной записки отдела потребительского рынка и предпринимательства администрации БМР, в которой указываются: место расположения, описание, идентификационные характеристики и период функционирования НТО; тип торгового предприятия (в соответствии с ГОСТ Р 513030-2013 «Торговля. Термины и определения»); группа товаров; площадь НТО; срок действия договора; ограничения на участие аукционе (если Схемой предусмотрена необходимость использования НТО, право на размещение которого является предметом аукциона, исключительно субъектами малого или среднего предпринимательства).

Начальная цена предмета торгов на право размещение НТО определяется в соответствии с Методикой расчета платы по договору на право размещения НТО на территории муниципального образования город Балаково (приложение № 1 к Порядку) (пункт 1.6).

В договор на право размещения НТО включаются следующие обязательные условия (пункт 10.1):

10.1.1. Цена договора, порядок и сроки внесения платы.

1.10.2. Местоположение (адресные ориентиры) и площадь места размещения НТО.

1.10.3. Вид, специализация, период размещения НТО.

1.10.4. Срок действия договора.

1.10.5. Запрет на право уступки и перевода долга по обязательствам, возникшим из заключенного с Уполномоченным органом договора на право размещения НТО.

1.10.6. Возможность расторжения договора Уполномоченным органом в одностороннем порядке, в одном из следующих случаев: а) неисполнение хозяйствующим субъектом обязательств по соблюдению специализации НТО; б) неисполнение хозяйствующим субъектом обязательств по осуществлению в НТО торговой деятельности (оказанию услуг) в течение 30 календарных дней подряд, если неисполнение указанного обязательства не вызвано обстоятельствами непреодолимой силы; в) неисполнение хозяйствующим субъектом запрета на передачу или перевода долга по обязательствам, возникшим из заключенного с уполномоченным органом договора на право размещения НТО.

Раздел 2 Требования к размещению и внешнему виду нестационарных торговых объектов

Внешний вид, размеры, площадь конструктивная схема и иные требования к размещенным НТО устанавливаются типовыми архитектурными решениями, утвержденными постановлением администрации района от 18 июля 2019 года № 2540 «Об утверждении рекомендаций к типам и видам нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково». Допускается разработка и установка НТО по индивидуальным архитектурным решениям (пункт 2.1).

При размещении НТО запрещается устройство фундамента, увеличение площади и размеров НТО, изменение места расположения НТО, обустройство ограждений и других конструкций вблизи НТО (пункт 2.2).

При размещении НТО должен быть предусмотрен удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов. Разгрузку товаров и оборудования требуется осуществлять без заезда автомобилей на тротуар. Не допускается размещать торгово-холодильное оборудование, столики, зонтики и другие подобные объекты за пределами НТО. Уборка территории, прилегающей к НТО, должна производиться в соответствии с Правилами благоустройства муниципального образования город Балаково, утвержденными решением Совета муниципального образования город Балаково № 379 от 27 октября 2017 года, и требованиями в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Раздел 3 Порядок платы за право на размещение нестационарного торгового объекта.

Плата по договору на право размещения НТО перечисляется в бюджет муниципального образования город Балаково (пункт 3.1).

Внесение платы за право на размещение НТО осуществляется путем перечисления денежных средств в безналичной форме в бюджет муниципального образования город Балаково в порядке, предусмотренном договором на право размещения НТО (пункт 3.2).

Раздел 4 Заключение, продление договора на право размещения нестационарного торгового объекта без проведения аукциона

Уполномоченным органом по заключению, продлению договора на право размещения НТО без проведения аукциона является комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации района (далее - Уполномоченный орган).

Уполномоченный орган заключает (продлевает) договор на право размещения НТО без проведения аукциона на основании служебной записки отдела потребительского рынка и предпринимательства администрации БМР, в которой указывается место расположения, описание, идентификационные характеристики и период функционирования НТО; тип торгового предприятия (в соответствии с ГОСТ Р 513030-2013 «Торговля. Термины и определения»); группа товаров; площадь НТО; срок действия договора.

Кроме того, административный истец считает принятым с нарушением компетенции оспариваемое постановление в части утверждения приложения № 2 «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов».

Данный муниципальный правовой акт опубликован в газете Балаковского муниципального района «Балаковские вести» от 02 сентября 2021 года № 35-Д (том 1 л.д. 226-241).

В соответствии со статьей 12, частью 1 статьи 130, частью 1 статьи 132 и статья 133 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется, в том числе, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом
06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

В силу статей 2, 17 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления по вопросам, отведенным к его ведению, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие нормативных правовых актов.

Принятые органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, а также решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (статьи 48, 78 Закона № 131-ФЗ).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 14 Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-Ф3).

Частью 3 статьи 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 3 статьи 17 Закона № 381-Ф3 органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Таким образом, федеральным законодательством переданы органам местного самоуправления полномочия по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной мили муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Законом № 381-Ф3.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения НТО, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законом Саратовской области от 28 января 2011 года № 5-ЗСО «О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Саратовской области» разграничены полномочия между органами государственной власти Саратовской области в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности. Указанным законом к полномочиям Правительства Саратовской области отнесена реализация государственной политики в сфере торговой деятельности на территории области, принятие нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования торговой деятельности в соответствии с законодательством (статья 2), орган исполнительной власти области, осуществляющий полномочия в сфере государственного регулирования торговой деятельности разрабатывает и реализует мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, определяет порядок разработки и утверждения схемы размещения НТО на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях (статья 3).

В целях реализации предоставленных полномочий Правительством Саратовской области 24 июня 2021 года издано постановление № 482-П, которым утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области.

В соответствии пунктами 4 и 5 указанного Положения размещение НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно в соответствии со схемой размещения НТО, утвержденной уполномоченными органами местного самоуправления, на основании договоров на размещение НТО, заключенных по результатам торгов. Порядок проведения торгов, по результатам которых заключаются договоры на размещение НТО, а также начальная цена предмета торгов на право размещения НТО определяются органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом министерства экономического развития Саратовской области от 18 октября 2016 года № 2424, порядок предоставления права на размещение НТО, включающий в себя в том числе, порядок заключения договоров на размещение НТО, определяется муниципальным правовым актом.

Статьей 10 Федерального закона от №381-Ф3 установлено, что размещение НТО осуществляется только на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения НТО.

Пунктами 3 и 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского поселения.

К вопросам местного значения муниципального образования город Балаково также отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково (пункт 3 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования город Балаково).

Согласно части 1 статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Земельный кодекс РФ закрепил право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 11).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В силу подпункта «а» пункта 1, пункта 2 статьи 26.3-3 Федерального закона
от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые, изменяющие или отменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз
(далее - обязательные требования). Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - оценка регулирующего воздействия) устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской
и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов (часть 5 статьи 46 Закона № 131-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 3 Закона Саратовской области от 24 февраля 2016 года № 14-ЗСО «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Саратовской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Саратовской области, муниципальных нормативных правовых актов» оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях, предусмотренных частью 5 статьи 46 Закона № 131-ФЗ, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами, и в соответствии с настоящим Законом.

Процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - субъекты) или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов и районного бюджета Балаковского муниципального района установлена Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Балаковского муниципального района обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденным постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 декабря 2016 года № 4645
(далее - Порядок).

Согласно пункту 1.2 Порядка оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ) подлежат проекты муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Балаковского муниципального района обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - проекты правовых актов).

Процедура проведения ОРВ состоит из следующих этапов: разработка проекта правового акта, составление сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта и их публичное обсуждение; подготовка заключения об ОРВ проекта правового акта (далее - заключение об ОРВ) (пункт 1.4 Порядка).

Публичное обсуждение проекта правового акта и сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта (далее - публичное обсуждение) включает в себя: размещение информационного сообщения о проведении публичного обсуждения, текста проекта правового акта и сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта на официальном сайте органов местного самоуправления Балаковского муниципального района (далее - официальный сайт); анализ поступивших предложений по проекту правового акта (пункт 1.5 Порядка).

Согласно выводам заключения от 18 мая 2020 года № 274 об оценке регулирующего воздействия проекта постановления администрации Балаковского муниципального района «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» «Об утверждении Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково и Положения о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов» процедуры оценки регулирующего воздействия, установленные порядком, разработчиком соблюдены, документы, предоставленные разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, соответствуют требованиям, установленным порядком. В указанном проекте отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов данных субъектов и бюджета Балаковского муниципального района (том 2 л.д. 20-21).

Информационные сообщения о проведении публичного обсуждения указанного проекта постановления администрации Балаковского муниципального района, сводные отчеты о проведении оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта, устанавливающего новые или изменяющего ранее предусмотренные муниципальными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключения об оценке регулирующего воздействия проектов постановлений администрации Балаковского муниципального района размещены на официальном сайте администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (том 2 л.д. 13-14, 15-16, 17-18).

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 24 августа 2921 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением процедуры его принятия, введения в действие и опубликования.

Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания недействующими положений оспариваемого постановления, содержащихся в разделах: 1 «Общие положения», 2 «Требования к размещению и внешнему виду НТО», 3 «Порядок платы за право размещения НТО», 4 «Заключение, продление договора на право размещения НТО без проведения аукциона» Порядка и Положения о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО не имеется.

Административный истец оспаривает раздел 4 Порядка «Заключение, продление договора на право размещения нестационарных торговых объектов без проведения аукциона», утвержденную постановлением администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864 в части отсутствия правовых норм предусматривающих права наследника НТО, вступившего в права наследования, на заключение договора на право размещения НТО, а также в части отсутствия правовой нормы, предусматривающей преимущественное право на заключение договора на размещение НТО с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, по инициативе которых был включен НТО в Схему размещения, по их заявлению без проведения конкурсов и аукционов.

В соответствии со статьей 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

На основании статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Наследник, вступивший в установленном законом порядке в права наследования на наследственное имущество, в состав которого могут входить права на размещение мест НТО, возникшие из ранее заключенного наследодателем договора, в силу прямого указания закона (статьи 1110, 1112 ГК РФ) имеет право на переоформление прав и обязанностей наследодателя на себя в рамках заключенного договора в порядке универсального правопреемства.

Каких-либо дополнительных норм муниципального правового акта, устанавливающего данное право наследодателя не требуется, отсутствие в муниципальном правовом акте нормы, прописывающей данное право наследника, в данном случае, не является препятствием или основанием для лишения наследника такого права, возникшего из норм федерального законодательства.

Следовательно, отсутствие в оспариваемом муниципальном правовом акте правовых норм, предусматривающих право наследника, вступившего в права наследования, на заключение договора на право размещения НТО, не может рассматриваться как нарушающее права административного истца, в связи с чем, данные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 4.2 раздела 4 Порядка «Заключение, продление договора на право размещения нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» договор на право размещения НТО продлевается без проведения торгов в следующих случаях:

1) наличие у хозяйствующего субъекта действующего договора на право размещения НТО при одновременном соблюдении следующих условий: хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение НТО на основании договора на право размещения НТО, надлежащим образом исполнял договорные обязательства по такому договору; адресный ориентир, по которому размещен НТО, включен в Схему;

2) предоставление хозяйствующему субъекту свободного (компенсационного) места в соответствии с пунктом 1.9 Порядка.

Общие случаи заключения договора в обязательном порядке установлен статьей 445 ГК РФ, по смыслу которой заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой Гражданским кодексом РФ или иным законом установлена обязанность по его заключению.

В силу пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» предусмотрено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь Гражданским кодексом Российской Федерации либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса РФ).

ГК РФ, ЗК РФ, Закон № 381-Ф3, иные федеральные законы не содержат обязанности муниципального образования заключить договор на размещение НТО с лицом, с которым ранее такой договор был заключен.

Кроме того, постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2021 года № 482-П утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области, пунктом 8 которого, предусмотрено, что договор на размещение НТО продлевается без проведения торгов в следующих случаях:

- наличие у хозяйствующего субъекта действующего договора на размещение НТО при одновременном соблюдении следующих условий: хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение НТО на основании договора на размещение НТО, надлежащим образом исполнял договорные обязательства по такому договору;

- адресный ориентир, на котором размещен НТО, включен в схему;

- предоставление хозяйствующему субъекту свободного (компенсационного) места в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

Установление Постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2021 года № 482-П оснований продления договоров на размещение НТО не нуждается в их дублировании, дополнительном правовом регулировании в муниципальном правовом акте.

Таким образом, оспариваемые положения раздела 4 Порядка в части отсутствия правовой нормы, предусматривающей преимущественное право на заключение договора на размещение НТО с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, по инициативе которых был включен НТО в Схему размещения, по их заявлению без проведения конкурсов и аукционов, не противоречат действующему законодательству и не нарушают права административного истца, поэтому в этой части требования не подлежат удовлетворению.

Административным истцом заявлено требование о признании недействующим абзаца второго пункта 1.8 Порядка, утвержденного постановлением № 2864 от 24 августа 2021 года, согласно которому, при досрочном расторжении договора на право размещения НТО, в случае и порядке, установленных условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации, извещение о проведении торгов на право размещения НТО в освободившемся месте размещается на сайте www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации района - www.admbal.ru.

Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона № 381-Ф3 нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии с пунктом 3.14 ГОСТ Р 51773-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 года № 771-ст (далее ГОСТ Р 51773-2009), нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение.

В примечании к пункту 3.14 ГОСТ Р 51773-2009 указано, что к нестационарным торговым объектам относят павильоны, киски, палатки, торговые автоматы или временные торговые объекты.

С учетом особенностей договорных обязательств на право размещения НТО, их прекращение влечет обязанность хозяйствующих субъектов, аналогичную предусмотренной статьей 622 Гражданского кодекса РФ, согласно которой при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Освобожденное от НТО место не исключается из схемы, орган местного самоуправления вправе распорядится освободившимся местом путем проведения аукциона на право размещения НТО, известив заинтересованных лиц о его проведении путем публикации на сайтах информационно-телекоммуникационной системы «Интернет».

В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

При таких обстоятельствах, оспариваемый пункт Порядка, утвержденного оспариваемым постановлением, не нарушает права административного истца, не противоречит действующему законодательству, поэтому оснований для удовлетворения требований в этой части не имеется.

Рассматривая административные исковые требования в части оспаривания Методики расчета платы по договору на право размещения НТО на территории муниципального образования город Балаково, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с оспариваемой методикой расчета платы по договору на право размещения НТО на территории муниципального образования город Балаково плата определяется по формуле: Пл = УПКС х Ктип х Кмест х Т, где:

Пл - размер платы по договору (рублей в год без учета НДС);

УПКС - среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в городе Балаково по виду 4 разрешенного использования «Предпринимательство» по кадастровому кварталу 64:49:000000, равное 2 342 руб. за кв.м земли;

Ктип - коэффициент типа НТО. Значения Ктип определяются согласно таблице и устанавливаются в диапазоне от 1 до 37,8, в том числе в зависимости от площади НТО;

Кмест - коэффициент месторасположения НТО;

Т - период размещения НТО. Принимается равным единице при размещении НТО на полный календарный год. В остальных случаях рассчитывается по формуле Т = п / 365, где п - количество дней при размещении НТО на неполный календарный год.

Заключенным с административным истцом 30 декабря 2020 года договором № 61 на размещение НТО установлен годовой размер платы за размещение НТО, который составляет 189 000 руб.

Как следует из объяснений административного истца, плата за размещение НТО отличается от арендной платы, которую он платил за этот же участок ранее, по договору аренды от 20 апреля 2012 года №177 и возросла в 40 раз, что не оспаривалось административным ответчиком в судебном заседании.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплено, что одним из принципов, на которых основывается настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вопрос об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на федеральном уровне не урегулирован, вместе с тем с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года N 209-О, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.

Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями федерального законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, что, в частности, следует из постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 и нормативных документов, утвержденных этим постановлением (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года N 424-О).

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Представителем административного ответчика в материалы дела представлено финансово-экономическое обоснование расчетов размера платы по договору на право размещения нестационарных торговых объектов, подписанное председателем Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР, начальником отдела экономического анализа и прогнозирования и председателем комитета финансов. Дата разработки данного документа отсутствует (том 3 л.д. 10-11).

Согласно данному документу, при расчете размера платы по договору на размещение НТО учитывается совокупность коэффициентов, характеризующих различные условия работы НТО – тип НТО, а также местоположение НТО. С учетом данных особенностей, размер платы по договору на право размещения НТО определяется по формуле: Пл = УПКС х Ктип х Кмест, где:

Пл - размер платы по договору (рублей в год без учета НДС за 365 календарных дней или 366 дней високосного года);

УПКС - среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в городе Балаково по виду 4 разрешенного использования «Предпринимательство» по кадастровому кварталу 64:49:000000, равное 2 342 руб. за 1 кв.м земли;

Размер платы по договору подлежит корректировке в случае изменения УПКС.

Ктип - коэффициент типа НТО.

В зависимости от используемой площади торговых объектов, для расчета размера платы по договору на размещение НТО установлен коэффициент типа торгового объекта от 1 до 37,8 в том числе, с учетом занимаемой площади, вида НТО (передвижной, стационарный).

Минимальный коэффициент типа торгового объекта равный 1 установлен для самых малогабаритных НТО – уличного холодильника и торгового автомата. Далее коэффициент увеличивается по мере увеличения размеров торговых площадей.

При расчете значений коэффициента типа НТО учтены положения налогового кодекса РФ по патентной системе, базовой доходность для НТО определена в размере 1 600 рублей в месяц с 1 кв.м, а общая сумма доходности увеличивается пропорционально площади торгового объекта.

Кмест - коэффициент месторасположения НТО.

Ценообразующим фактором цены договора является местоположение объекта. НТО, расположенные вблизи больших торговых центров, являются более привлекательными для торговой деятельности, вследствие чего и размер платы по договору на право размещения НТО в таких объектах выше.

Из анализа представленного финансово-экономического обоснования расчета размера платы по договору на право размещения НТО следует, что при расчете указанной платы учтены местоположение НТО, размер занимаемой торговой площади, градостроительная ценность земельного участка, однако, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности НТО, не проведен.

Определение базовой доходности для НТО а размере 1 600 рублей в месяц за 1 кв.м исходя из положений Налогового кодекса РФ о патентной системе не учитывает данные об оценке доходности земельного участка: о прибыли, получаемой владельцем НТО от осуществления торговой деятельности на таком земельном участке; о совокупных затратах владельца НТО, связанных с использованием торгового объекта на земельном участке. Отсутствует анализ уровня коммерческой привлекательности земельных участков на территории БМР, потребительского спроса на землю, развития инфраструктуры, оценка экономических факторов, валяющих на уровень доходности земельного участка.

Соблюдение принципа экономической обоснованности уполномоченным государственным или муниципальным органом должно доказываться путем предоставления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Такие расчеты и документы административным ответчиком не представлены.

Кроме того, административным истцом не представлено доказательств, что данный документ разработан до принятия оспариваемого постановления, поскольку в нем отсутствует дата его подготовки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что утвержденная оспариваемым постановлением Методика расчета платы по договору на право размещения НТО на территории муниципального образования город Балаково, не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», Приказа Минэкономразвития РФ от 29 декабря 2017 года № 710 «Об утверждении методических рекомендаций по применению основных принципов определения платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582. Административным ответчиком при определении платы нарушены принципы экономической обоснованности, предсказуемости расчета арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы.

При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению административные исковые требования о признать недействующим постановление администрации БМР от 24 августа 2021 года № 2864 в части применения приложения к Порядку предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково Методики расчета платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Балаково.

Согласно части 1 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый нормативно-правовой акт в части утвержденной Методики применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, что подтверждается информацией о заключенных договорах на размещение НТО по состоянию на 12 июля 2021 года (том 1 л.д.151), суд считает, что оспариваемое постановление в части утвержденной Методики подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Решение суда по настоящему делу подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Балаковского муниципального района «Балаковские вести».

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Учитывая, что административные исковые требования удовлетворены в части, с администрации БМР в пользу ФИО1 подлежат взысканию понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.(том 1 л.д. 4).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

частично удовлетворить административный иск индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» в части применения приложения к Порядку предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково Методики расчета платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Балаково.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Балаковского муниципального района «Балаковские вести».

Взыскать с администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба, прокурором апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья И.А. Курцева

В окончательной форме решение изготовлено 11 апреля 2022 года.

Судья И.А. Курцева