Административное дело № 2а-58/2024
УИД 55RS0018-01-2023-000931-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2024 года р.п. Марьяновка
Марьяновский районный суд Омской области под председательством судьи Кузнецова И.Г., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Марьяновского района Омской области Митиной Н.К.,представителя заинтересованного лица ТОНД и ПР по Марьяновскому и Москаленскому районам ГУ МЧС России по Омской области заместителя начальника отдела – заместителя главного государственного инспектора Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С., при секретаре Меньковой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по обеспечению пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения законодательства.
Суд,-
установил:
Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с административным иском (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) к администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по обеспечению пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения законодательства, указывая в обоснование на то, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере противопожарной безопасности в деятельности администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, в ходе которой были выявлены нарушения. Согласно акту внеплановой выездной проверки заместителя главного государственного инспектора Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности в <адрес> и <адрес>. Так, не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения здания и сооружения на территории с<адрес> по следующим адресам: <адрес> дома №№; <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (последовательная нумерация многоквартирных домов), №, с № по № (четная сторона), с № по № (нечетная сторона); на <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); а также на территории <адрес> по следующим адресам: <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (группа зданий сельхозназначения). Не проведены проверки на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, в также приемо-сдаточные испытания пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес> (№ метров на юго-восток от водонапорной башни на северной окраине населенного пункта). В связи с выявленными нарушениями законодательства о пожарной безопасности в части непринятия мер к обеспечению первичных мер пожарной безопасности и иных мероприятий в данной сфере прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление в адрес административного ответчика, однако необходимых и достаточных мер до настоящее времени не принято.
Просит признать незаконным бездействие администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по обеспечению пожарной безопасности, заключающееся в непринятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения зданий и сооружений, расположенных в <адрес> и <адрес>. Обязать администрацию Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области провести проверку на водоотдачу с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, провести приемо-сдаточные испытания пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес> (№ метров на юго-восток от водонапорной башни на северной окраине населенного пункта) в течение 9 месяцев после вступления решения в законную силу. Обязать администрацию Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в течение 18 месяцев после вступления решения в законную силу установить источники пожарного водоснабжения путем оборудования пожарных гидрантов, обеспечивающих расход воды на тушение пожара не менее № куб.м. в час № литров в секунду), либо оборудовать противопожарные резервуары объемом не менее № куб.м., обеспечивающие полный охват территории <адрес> по следующим адресам: <адрес> дома №№; <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (последовательная нумерация многоквартирных домов), №, с № по № (четная сторона), с № по № (нечетная сторона); на <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); а также на территории <адрес> по следующим адресам: <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (группа зданий сельхозназначения).
В судебном заседании представитель административного истица старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Митина Н.К. поддержала исковые требования в полном объеме с учетом уточнений и просила их удовлетворить по основаниям, изложенными в административном иске и в заявлении об уточнении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика глава администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ТОНД и ПР по Марьяновскому и Москаленскому районам ГУ МЧС России по Омской области заместитель начальника отдела – заместитель главного государственного инспектора Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С. в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора к администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области не возражал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу абз. 2, 3 ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
На территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары (п.п. 1, 2 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ).
В силу части 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Требования к пожарной технике и пожарным гидрантам определены ГОСТом Р 53691-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее – СП 8.13130). Настоящий свод правил устанавливает нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободным напорам в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам. Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов.
Согласно п. 4.1. Свода правил в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием. Количество пожарных гидрантов и расстояние между ними определяют расчетом, исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов (п.п. 8.9., 8.10. СП 8.13130.2020).
Требования к пожарным резервуарам предусмотрены 10-ой главой СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».
В соответствии с п. 10.2. и 10.3. СП 8.13130.2020 объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Пунктом 10.4. названного Свода правил предусмотрено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров при заборе воды насосами пожарных автомобилей.
Согласно п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность: устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности бездействия уполномоченного органа и реального нарушения этим прав граждан.
Из материалов дела следует и судом установлено, что актом внеплановой выездной проверки заместителя главного государственного инспектора Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ и проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства в сфере противопожарной безопасности выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Так, имеющиеся на территории с. <адрес> и <адрес> источники наружного противопожарного водоснабжения не обеспечивают полного охвата территорий данных населенных пунктов. Фактически не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения здания, дома и сооружения на территории <адрес> по следующим адресам: <адрес> дома №; <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (последовательная нумерация многоквартирных домов), №, с № по № (четная сторона), с № по № (нечетная сторона); на <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); а также на территории <адрес> по следующим адресам: <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (группа зданий сельхозназначения). Не проведены проверки на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, в также приемо-сдаточные испытания пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес> (№ метров на юго-восток от водонапорной башни на северной окраине населенного пункта).
По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Марьяновского и Москаленского районов по пожарному надзору Савченко Д.С. в адрес главы администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области было внесено предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурором Марьяновского района Омской области ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области также внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Представление прокурора рассмотрено, однако, действенные меры административным ответчиком по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в течение более 8 месяцев с момента вынесения органом пожарного надзора предписания № не принимаются, нарушения до настоящего времени не устранены. При этом, по истечении установленного органом пожарного надзора срока для устранения выявленных нарушений глава администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в орган пожарного надзора с заявлением о продлении срока исполнения предписания не обращался. Доказательств принятия исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности бездействия органа местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов Заринского сельского поселения и реального нарушения этим прав неопределенного круга лиц.
Учитывая характер заявленных прокурором требований, касающихся пожарной безопасности населения, суд находит данные требования к администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в указанные в административном исковом заявлении сроки обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации об уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, судебные расходы в виде государственной пошлины взысканию с административного ответчика – администрации муниципального образования Заринское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РВ, суд,-
решил:
Административное исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области к администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по обеспечению пожарной безопасности, заключающееся в непринятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения зданий и сооружений, расположенных в <адрес>.
Обязать администрацию Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области провести проверки на водоотдачу с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, а также провести приемо-сдаточные испытания пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес> (№ метров на юго-восток от водонапорной башни на северной окраине населенного пункта) в течение 9 (девяти) месяцев после вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию Заринского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в течение 18 (восемнадцать) месяцев после вступления решения в законную силу установить источники пожарного водоснабжения путем оборудования пожарных гидрантов, обеспечивающих расход воды на тушение пожара не менее № куб.м. в час (№ литров в секунду), либо оборудовать противопожарные резервуары объемом не менее № куб.м., обеспечивающие полный охват территории зданий и сооружений, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> дома №№; <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (последовательная нумерация многоквартирных домов), №, с № по № (четная сторона), с № по № (нечетная сторона); на <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); а также на территории <адрес> по следующим адресам: <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (четная сторона); <адрес> дома с № по № (нечетная сторона), с № по № (группа зданий сельхозназначения).
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Марьяновский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Кузнецов
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.