УИД 59RS0005-01-2020-009060-52
Дело № 2а-789/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года город Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Ю.И.,
с участием представителя административного истца (ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю) – Пешехоновой Т.В.,
представителя заинтересованных лиц (ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России) – Мироновой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю (административный истец) обратились в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Требования мотивированы тем, что 09.11.2020 судебным приставом МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного листа серии ФС № от 30.10.2018, выданного Мотовилихинским районным судом г.Перми по делу № от 15.10.2018, предмет исполнения – обязать ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю в течение 6 месяцев с момента получения финансирования оборудовать комнату для хранения оружия площадью на одну единицу оружия (не считая пистолетов) 0,35 кв.м. Постановление поступило в адрес ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю 18.11.2020 вх. №. С постановлением о взыскании исполнительского сбора от 09.11.2020 ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю не согласно, считает его незаконным и подлежащим отмене. Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми по делу № удовлетворены требования Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Суд обязал ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю в течение 6 месяцев с момента получения финансирования оборудовать комнату для хранения оружия площадью на одну единицу оружия (не считая пистолетов) 0,35 кв.м. ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю комнаты для хранения оружия площадью на одну единицу оружия (не считая пистолетов) 0,35 кв.м. Апелляционным определением Пермского краевого суда от 15.10.2018 решение Мотовилихинского районного суда г. Перми оставлено без изменения. ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются в соответствии со сметой расходов казенного учреждения (ст. 6 БК РФ). На момент вынесения постановления судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора от 09.11.2020, ГУФСИН России и ФСИН России не выполнили возложенные на них обязанности, а именно в 2018-2020 годах не организовали финансовое обеспечение расходов на оборудование ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю комнаты для хранения оружия площадью на одну единицу оружия (не считая пистолетов) 0,35 кв.м. В адрес ГУФСИН России по Пермскому краю ежемесячно в 2019-2020 годах направлялась потребность ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю в денежных средствах для исполнения решения суда. Исполнительный лист предъявлен Прокуратурой необоснованно, что существенно нарушает законные интересы ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю. Исполнение судебного акта должником – ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю возникает по истечению 6 месяцев с момента получения финансирования для оборудования комнаты хранения оружия. В адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо от 21.10.2020 исх.№ с требованием отмены постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП. 06.11.2020 постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отказано в удовлетворении заявления (документ получен 18.11.2020 №). По мнению административного истца, ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю прилагает все меры для исполнения судебного решения, неисполнение связано с объективными причинами, которые учреждением в силу наделенных полномочий учредителем, исполнить не может. Постановление о взыскании исполнительского сбора нарушает права и законные интересы истца в части возложения ответственности за неисполнение исполнительного документа.
Административный истец просит освободить ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП РД по ИИ УФССП России по Пермскому краю от 09.11.2020.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю – Пешехонова Т.В. (по доверенности, представлен диплом) на удовлетворении требований, изложенных в административном иске, настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в период с 2018 по 2020 годы со стороны учреждения в адрес ГУФСИН направлялись письма о предоставлении финансирования для исполнения решения, однако, финансирование выделено не было. В декабре 2020 года ФКУ БМТиВС произведена закупка материалов, необходимых для исполнения решения (государственный контракт от 04.12.2020 №). Закупленные материалы переданы ИК-29 10.12.2020. Проведение работ запланировано в первом полугодии 2021 года, ориентировочная дата окончания работ 10.05.2021.
Представитель заинтересованных лиц ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю – Миронова Т.В. (по доверенности, представлен диплом) в судебном заседании поддержала позицию административно истца, просила требования удовлетворить. Отметила, что с момента вступления решения суда в законную силу Главным управлением прорабатывался вопрос о строительстве пристроя к зданию, однако, со стороны ФСИН России было указано на невозможность реализации данного мероприятия ввиду отсутствия возможности включения в программу финансирования. В настоящее время осуществлена закупка материалов в рамках государственного контракта, материалы переданы ИК-29, запланировано проведение работ и их выполнение до мая 2021 года.
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель Сахабетдинова Л.М., Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по розыску должников и их имущества, УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ранее от судебного пристава-исполнителя представлены письменные возражения, в которых указано, что постановление о взыскании исполнительного сбора является законным и обоснованным. Освобождение от исполнительского сбора возможно только при наличии уважительных причин. Доказательств, свидетельствующих о принятии исчерпывающих мер для исполнения решения, административным истцом не представлено.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного производства РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей административного истца и заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3). В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3.1).
В силу части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в Постановлении от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно пункту 74 названного Постановления суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 30.07.2018 по делу № признано незаконным бездействие ФКУ-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившееся в непринятии мер по приведению комнаты для хранения оружия в соответствие с требованиями Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.04.2006 №211 в части несоблюдения норматива обеспечения площадью на одну единицу оружия (не считая пистолетов). На ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента получения финансирования оборудовать комнату для хранения оружия площадью на одну единицу оружия (не считая пистолетов) 0,35 кв.м. На ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю комнаты для хранения оружия площадью на одну единицу оружия (не считая пистолетов) 0,35 кв.м.
Апелляционным определением Пермского краевого суда от 15.10.2018 решение Мотовилихинского районного суда г.Перми оставлено без изменения.
На основании исполнительного листа, выданного Мотовилихинским районным судом г.Перми по делу №, 05.08.2020 судебным приставом-исполнителем Отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство №-ИП, с предметом исполнения – обязать ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю в течение 6 месяцев с момента получения финансирования оборудовать комнату для хранения оружия площадью на одну единицу оружия (не считая пистолетов) 0,35 кв.м.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю простой корреспонденцией 05.08.2020.
Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 05.10.2020 ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 30.07.2018 сроком до 25.08.2021 и отложении исполнительного производства №-ИП, возбужденного 05.08.2020 в отношении ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю до 25.08.2021.
09.11.2020 судебным приставом-исполнителем Отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Заявляя об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю указывает на отсутствие его вины и противоправного поведения при исполнении судебного акта.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому не уклонялось от исполнения решения суда от 30.07.2018, вступившего в законную силу 15.10.2018.
Суд учитывает, что ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.
Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются в соответствии со сметой расходов казенного учреждения (ст. 6 БК РФ).
В данном случае, административным истцом принимались все исчерпывающие меры к исполнению решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 30.07.2018 по гражданскому делу №.
Исполнение возложенных на ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанностей носило объективно длительный характер и требовало соблюдения установленных законом длительных процедур и порядка.
В частности, поиск подрядных организаций, заключение договоров на производство работ и т.д.
Вина административного истца в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа отсутствует.
Так, из материалов дела следует, что на протяжении 2018-2020 годов, ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому направляло в адресу ГУФСИН по Пермскому краю сообщения о потребности в финансировании для оборудования комнаты для хранения оружия, с приложением соответствующих смет.
10.12.2020 в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю поступили стройматериалы на сумму 570 700 рублей 43 копейки от ФКУ БМТиВС для ремонта комнаты для хранения оружия в целях исполнения решения от 30.07.2018 № (справка от 21.01.2021).
В соответствии с ответом на запрос суда от 15.01.2020, поступившего из ФСИН России, во исполнение решения Мотовилихинского районного суда г.Перми от 30.07.2018 по делу № в части приведения комнаты хранения оружия в соответствии с требованиями пункта 8.1 главы 8 Наставления, утвержденного приказом ФСИН России от 28.04.2006 №211 от ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю в Главное управление направлена потребность в лимитах бюджетных обязательств на 2020 год в объеме 500 000 рублей.
ФСИН России 16.11.2020 до ГУФСИН России по Пермскому краю доведены лимиты бюджетных обязательств на 2020 год на приведение мест хранения оружия в соответствие с требованиями Наставления.
Расходным расписанием № от 17.11.2020 с целью приобретения материалов для нужд ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю для выполнения мероприятий по перепланировке караульного помещения направленного на приведение комнаты хранения оружия в соответствии с требованиями Наставления, в части обеспечения площадью 0,35 кв.м. на одну единицу оружия не считая пистолетов ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Пермскому краю доведены лимиты бюджетных обязательств на 2020 год в объеме 594 300 рублей.
В декабре 2020 года ФКУ БМТиВС ГУФСИН России осуществлена закупка материалов (государственный контракт от 04.12.2020 №), необходимых для исполнения судебного акта по делу №. Закупленные материалы ФКУ БМТиВС ГУФСИН переданы ФКУ ИК-29 ГУФСИН на основании универсального передаточного документа от 10.12.2020 №.
В первом полугодии 2021 года запланировано проведение работ по перепланировке и приведении комнаты хранения оружия в соответствии с требованиями Наставления. Ориентировочная дата окончания работ 10.05.2021, что обеспечит исполнение судебного акта.
С момента вступления в законную силу решения Мотовилихинского районного суда г.Перми от 30.07.2018 по делу № Главным управлением первично прорабатывался вопрос по строительству пристроя к зданию, однако ФСИН России было указано на невозможность реализации данного мероприятия ввиду отсутствия возможности по включению данного объекта в федеральную целевую программу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», учитывая отсутствие со стороны ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю каких-либо недобросовестных действий (виновного противоправного бездействия), суд считает возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от 09.11.2020, полностью.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Освободить ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Сахабетдиновой Ларисой Михайловной от 09.11.2020 в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.С. Пепеляева. Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу. Секретарь: