ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-590/2022 от 07.07.2022 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-590/2022

УИД - 24RS0012-01-2022-000399-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2022 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи

Мальченко А.А.,

при секретаре

с участием административного ответчика

Петуховой Е.С.,

Карцева К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю к Карцеву Константину Аркадьевичу о взыскании пени за несвоевременную оплату исчисленных налогов,

Установил:

Межрайонная ИФНС России № 22 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Карцеву К.А. о взыскании в доход государства пени за неуплату налога на доходы физических лиц в сумме 4 035 рублей 17 копеек, пени за неуплату транспортного налога в сумме 1 624 рубля 23 копейки.

Требования мотивированы тем, что 28 апреля 2021 года в налоговый орган Карцев К.А. представил декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в связи с получением дохода в сумме 2 925 000 рублей от продажи квартир. В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено, что размер полученного дохода, указанный налогоплательщиком, занижен. С связи с этим было направлено требование об уплате налогов. Поскольку требование об уплате налогов не было исполнено своевременно, налоговым органом начислены пени. Кроме того, Карцев К.А. являлся собственником автомобиля, в связи с несвоевременным исполнением требования об уплате транспортного налога, начислены пени.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Карцев К.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного иска.

Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

На основании п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. ст. 69, 70 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст. 11.2 НК РФ, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Неуплата в установленный срок налога является основанием для начисления пени, которая, согласно ст. 75 НК РФ, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная со следующего за установленным законодательством сроком уплаты.

Статья 357 НК РФ устанавливает, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

На основании п. 2 указанной статьи, сумма транспортного налога, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно ст. 2 Закона Красноярского края от 08.11.2007 г. № 3-676 «О транспортном налоге», налоговые ставки на транспортные средства установлены соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Согласно данным, имеющимся в налоговом органе, Карцев К.А. в период с 04 апреля 2014 года по 13 ноября 2014 года являлся владельцем транспортного средства.

Налоговым уведомлением № 562225 от 26 мая 2015 года Карцеву К.А. предложено в срок до 01 октября 2015 года уплатить транспортный налог, начисленный за 2014 год, за автомобиль MazdaRX8 в размере 8 092 рубля.

Требованием налогового органа об уплате налога № 36254 установлено, что по состоянию на 22 октября 2015 года за Карцевым К.А. числится задолженность по транспортному налогу 8 092 рубля.

Согласно представленному налоговым органом расчету, Карцев К.А. обязанность по уплате транспортного налога в размере 8 092 рубля в полном объеме исполнил 04 мая 2018 года, в связи с этим за период с 04 декабря 2015 года по 03 мая 2018 года начислены пени в сумме 1 624 рубля 23 копейки.

Требованием налогового органа об уплате налога № 17426 установлено, что по состоянию на 25 августа 2018 года за Карцевым К.А. числится задолженность по пени в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога в сумме 1 744 рубля 31 копейка. При обращении с административным иском в суд налоговым органом размер пени уменьшен до 1 624 рубля 63 копейки.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, физические лица, получившие доход от продажи любого имущества обязаны исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.

В соответствии со ст. 217.1 НК РФ, получаемые налогоплательщиком доходы от продажи объекта недвижимого имущества освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект недвижимости находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

В иных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, приобретенного после 2016 года, составляет пять лет.

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета.

В соответствии с п. 2 ст. 220 Кодекса, имущественный налоговый вычет от продажи жилого помещения предоставляется в размере в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Так в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 01 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 01 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Из материалов дела усматривается, что Карцев К.А. представил в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ за 2020 год в связи с получением им дохода в размере 2 925 000 рублей от продажи квартир, расположенных: Сумма налога, исчисленная уплате в бюджет, в соответствии с представленным налогоплательщиком расчетом, составила 6 500 рублей.

Из представленных в налоговый орган документов следует, что за Карцевым К.А. право собственности на квартиру по адресу: зарегистрировано с 06 декабря 2018 года, в 2022 году указанная квартира продана им за 1 050 000 рублей.

Право собственности на квартиру по адресу: зарегистрировано за Карцевым К.А. 18 ноября 2019 года, продана в 2020 году.

В ходе проведения камеральной проверки налоговым органом установлено, что Карцевым К.А. стоимость имущества была занижена, в связи с чем была произведена недоплата налога на полученный доход. В ходе проведения проверки, по состоянию на 02 октября 2021 года, Карцев К.А. уплатил налог в сумме 61 750 рублей, недоплата налога составила 67 740 рублей.

Из представленных налоговым органом требований, направляемых в адрес Карцева К.А., следует, что за налоговый период 2020 год налогоплательщику необходимо было уплатить налоги на доходы физических лиц в размере 44 850 рублей (требование 11758) и 61 750 рублей (требование 38279). Указанные налоги уплачены Карцевым К.А. с нарушением срока, в связи с этим начислены пени.

Так, в связи с несвоевременной уплатой налога в размере 44 850 рублей за период с 16 июля 2020 года по 01 февраля 2021 года, с 02 февраля 2021 года по 08 апреля 2021 года начислены пени в сумме 2 988 рублей 50 копеек.

В связи с несвоевременной уплатой налога в размере 61 750 рублей, за период с 16 июля 2021 года 02 октября 2021 года начислены пени в сумме 1 046 рублей 67 копеек.

В связи с отсутствием добровольной уплаты начисленных пени налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 19 в г. Дивногорске Красноярского края от 14 февраля 2022 года вынесен судебный приказ о взыскании с Карцева К.А. пени, который был отменен 03 марта 2022 года в связи с поступившими от Карцева К.А. возражениями.

Таким образом, согласно расчету, представленному административным истцом, с Карцева К.А. в доход государства подлежат взысканию денежные средства в размере 5 659 рублей 40 копеек. Доказательств, свидетельствующих об исполнении обязательств по уплате пени, административным ответчиком не представлено, сроки обращения в суд, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, для взыскания задолженности по налогам истцом не пропущены, суд приходит к выводу, что право на их принудительное взыскание налоговым органом не утрачено.

При обращении в суд административный истец Межрайонная ИФНС России № 22 по Красноярскому краю, в силу подп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, от уплаты государственной пошлины был освобожден.

В соответствии с ч.2 ст.103 КАС РФ, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю к Карцеву Константину Аркадьевичу о взыскании пени за несвоевременную оплату исчисленных налогов - удовлетворить.

Взыскать с Карцева Константина Аркадьевича в доход государства:

  • пени за неуплату налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за период с 16 июля 2020 года по 01 февраля 2021 года, с 02 февраля 2021 года по 08 апреля 2021 года в сумме 2 998 (две тысячи девятьсот восемьдесят восемь) рублей 50 копеек. Код бюджетной классификации: 18210102030012100110.
  • пени за неуплату налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за период с 16 июля 2020 года по 02 октября 2021 года в сумме 1 046 (одна тысяча сорок шесть) рублей 67 копеек. Код бюджетной классификации: 18210102030012100110.
  • пени за неуплату транспортного налога с физических лиц за период с 04 декабря 2015 года по 03 мая 2018 года в сумме 1 624 (одна тысяча шестьсот двадцать четыре) рубля 23 копейки. Код бюджетной классификации: 18210604012022100110.

Денежные средства подлежат перечислению по следующим реквизитам:, р/с 40101810600000010001, БИК 040407001 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярска, код ОКТМО 04709000. Получатель: Управление Федерального казначейства (Межрайонная ИФНС России № 22 по Красноярскому краю), ИНН/КПП 2464070001/246401001.

Взыскать с Карцева Константина Аркадьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дивногорский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Мальченко

Мотивированное решение составлено 15 июля 2022 года.

«СОГЛАСОВАННО»:

Судья ________________________ Мальченко А.А.