ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5917/2018 от 26.06.2018 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-5917/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 26 июня 2018 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Холминовой В.Н.,

при секретаре судебного заседания Куверовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бриленковой Л. В. к Управлению социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города Вологды о признании незаконным заключения органа опеки о невозможности Бриленковой Л.В. быть приемным родителем,

УСТАНОВИЛ:

Бриленкова Л.В. обратилась в суд с указанным выше административным иском. Орган опеки вынес заключение о ее невозможности быть приемным родителем, ссылаясь на недостаточную площадь занимаемого ею жилого помещения. Органом опеки не учтено, что двое детей ее супруга от предыдущего брака большую часть года находятся в БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению». Также органом опеки не учтено, что она (Бриленкова Л.В.) имеет в собственности еще одну квартиру площадью 29 кв.м., в которой проживает мать ее супруга. Норматив площади жилого помещения при устройстве детей в семью законом не предусмотрен.

Бриленкова Л.В. просит суд признать незаконным заключение Управления социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города Вологды о возможности быть приемным родителем; обязать Управление социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города Вологды выдать ей заключение о возможности быть приемным родителем.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен старший инспектор отдела опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Управления социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города Вологды Неволин М.А.

В судебном заседании административный истец Бриленкова Л.В. и ее представитель Суслов И.С. исковые требования поддержали полностью.

Представитель административного ответчика Управления социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города Вологды Курская А.В. и заинтересованное лицо Неволин М.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, указывая на то, что при вынесении оспариваемого заключения учитывались интересы несовершеннолетних детей, зарегистрированных и проживающих в квартире заявителя. В настоящее время на каждого члена семьи заявителя, проживающего в квартире, приходится менее 10 кв.м. общей площади жилого помещения, что свидетельствует о стесненных условиях проживания и невозможности создать надлежащие условия для жизни и развития приемного несовершеннолетнего ребенка.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса РФ приемная семья, патронатная семья, а также опека и попечительство являются, наряду с усыновлением, формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре (пункт 1 статьи 152 Семейного кодекса РФ). Такой договор носит возмездный характер (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ).

Согласно части 3 статьи 152 Семейного кодекса РФ порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее Правила).

Согласно пункту 8 Правил в целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном.

Согласно пункту 9 Правил орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (решение о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Решение органа опеки и попечительства о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном оформляется в форме заключения.

Судом установлено, что Бриленкова Л.В. проживает в трехкомнатной благоустроенной квартире общей площадью 49,4 кв.м. В квартире зарегистрировано семь человек, фактически проживает пять человек. В семье Бриленковых трое малолетних детей.

Орган опеки на основании акта обследования условий жизни Бриленковой Л.В. вынес заключение о ее невозможности быть приемным родителем, ссылаясь на недостаточную площадь занимаемого ею жилого помещения.

Данное заключение органа опеки суд считает обоснованным.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству является защита прав и законных интересов подопечных и обеспечение достойного уровня их жизни.

Постановлением Главы города Вологды от 15.07.2005 № 202 установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно данному постановлению на каждого члена семьи должно приходиться не менее 10 кв.м. общей площади жилого помещения.

В настоящее время на каждого члена семьи заявителя, проживающего в квартире, приходится менее 10 кв.м. общей площади жилого помещения, что свидетельствует о стесненных условиях проживания и невозможности создать достойные условия для жизни и развития приемного несовершеннолетнего ребенка.

Ссылки Бриленковой Л.В. на то, что двое детей ее супруга большую часть года проживают в школе-интернате, а также на наличие в ее (заявителя) собственности еще одной квартиры площадью 29 кв.м., суд считает необоснованными.

Бриленкова Л.В. намерена создать приемную семью именно по месту своего постоянного жительства, которое и было обследовано органом опеки. Поэтому нахождение в ее собственности еще одной квартиры, а также временное проживание несовершеннолетних детей в школе-интернате, не имеют правового значения для дачи положительного заключения о возможности быть приемным родителем.

На основании изложенного суд считает законным заключение Управления социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города Вологды о невозможности Бриленковой Л.В. быть приемным родителем;

Руководствуясь ст.ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Бриленковой Л.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 02.07.2018 года.

Судья В.Н. Холминова