ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-591/19 от 05.11.2019 Зарайского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«05» ноября 2019 года г.Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П.,

с участием представителя административного ответчика Администрации городского округа Зарайск Московской области по доверенности ФИО1,

заинтересованного лица ФИО2,

при секретаре судебного заседания Пуцыкиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-591/2019 по административному иску ФИО3 к Администрации городского округа Зарайск Московской области, главе городского округа Зарайск Московской области о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2019 года №1202/7 «О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Зарайск Московской области, в котором просил признать незаконным и отменить постановление главы городского округа Зарайск Московской области от 29.07.2019 года №1202/7 «О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В обоснование административного иска в его тексте указано на следующие обстоятельства:

В соответствии с оспариваемым постановлением ФИО3, семья 3 человека, в связи с утратой основания, дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно: члены семьи имеют на праве собственности жилое помещение, расположенное в г.Зарайске по адресу: (адрес 1), площадью --- кв.м., снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием снятия с учета административного истца и членов его семьи является наличие у дочери административного истца ФИО4 на праве собственности жилого помещения по адресу: (адрес 1), и обеспечение нормой предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи. Указанная квартира принадлежит ФИО4 на основании завещания от 11.04.2008 года, право собственности оформлено только в конце 2017 года. ФИО4 проживает отдельно. При проверке документов в 2018 году наличие у дочери права собственности на квартиру не стало основанием для снятия истца и членов его семьи с учёта.

Административный истец считает постановление главы городского округа Зарайск Московской области от 29.07.2019 года №1202/7 «О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» незаконным, поскольку оно противоречит ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как в нём не указано основание снятия с учета.

В тексте иска указано, что оспариваемое постановление в нарушение ч.3 ст.5 Закона Московской области от 12.12.2005 года №260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не направлялось истцу, не было вручено ему в надлежащем порядке и в установленные сроки, о его издании ему стало известно от супруги ФИО2 23.08.2019 года, так как документ в этот день вручили ей.

Также в административном иске указано, что ФИО3 является ветераном, в собственности жилых помещений он не имеет, жилое помещение по адресу: (адрес 2), является для него единственным. Более того, названное жилое помещение является аварийным и подлежит реконструкции.

В качестве правового обоснования в административном иске приводятся ссылки на ст.10 п.1, ст.13 ч.1 п.3, ст.21 п.1 п.п.4, ст.23.2 п.1 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ст.56 Жилищного кодекса РФ.

В предварительном судебном заседании 08.10.2019 года в качестве второго административного ответчика к участию в деле привлечен глава городского округа Зарайск Московской области.

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Зарайск Московской области ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.

Второй административный ответчик - глава городского округа Зарайск Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников, ввиду их надлежащего извещения, без ущерба для судебного разбирательства.

Суд, выслушав представителя ответчика, заинтересованное лицо, тщательно исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства, не находит оснований для удовлетворения иска.

Судом установлено, что ФИО3 с супругой ФИО2 и дочерью ФИО4 зарегистрированы по месту жительства по адресу: (адрес 2) (л.32 учетного дела).

Комнаты №--,--,-- в коммунальной квартире, расположенной по адресу: (адрес 2), принадлежат на праве собственности ФИО2 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан, заключенного 25.04.2008 года между Комитетом по управлению имуществом Зарайского муниципального района и ФИО2, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 21.05.2008 года --- № --- (л.24 учетного дела).

Общая площадь жилого помещения --- кв.м., жилая площадь --- кв.м. (л.24, л.102 учетного дела).

Судом установлено, что семья ФИО3 (3 человека) состояла на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 20.02.1990 года, что подтверждается копией решения Исполкома Зарайского городского Совета народных депутатов Московской области №49/3 от 20.02.1990 года (л.102 учетного дела). Первоначально семья была поставлена на очередь из-за недостатка жилой площади.

Как следует из постановления главы Администрации Зарайского района Московской области №40/3 от 10.02.1992 года «Рассмотрение предложений городской жилищной комиссии», с 19.04.1991 года, ФИО3, с семьей, включен в список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений, как сотрудник милиции (л.101 учетного дела).

Согласно справке ОМВД России по г.о.Зарайск №57/ОРЛС от 07.06.2019 года подполковник полиции ФИО3, оперативный дежурный дежурной части ОМВД России по городскому округу Зарайск, с 13.06.2001 года по 13.09.2001 года, с 19.02.2003 года по 19.02.2004 года, с 27.06.2007 года по 27.12.2007 года принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона (л.д.11, л.14 учетного дела).

Согласно справке временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России в составе объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации от 18.12.2007 года №171243/1 ФИО3 во исполнение Указа Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, приказа МВД России от 13.10.1999 года №068, от 30.10.1999 года за №857, от 24.02.2000 года за №07 находился в служебной командировке в районе вооруженного конфликта (л.23 учетного дела).

На основании постановления Администрации города Зарайска от 30.12.2013 года №б/н ФИО3, как участник боевых действий, и во исполнение Закона Московской области от 26.07.2006 года №125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», как лицо, вставшее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, был включен в Список очередников, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, номер очереди на 30.12.2013 года - №14 (л.19-20 учетного дела).

Постановлением главы городского округа Зарайск Московской области от 25.06.2019 года №951/6 «Об утверждении актуализированных списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за 2 квартал 2019 года» утверждены Списки: граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (приложение №1); граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (приложение №2); граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений (приложение №3).

В Списке (приложение №1) ФИО3, семья 3 чел., значится под номером очереди - №60.

В Списке (приложение №3) ФИО3, семья 3 чел., значится под номером очереди - №33 (л.д.62-67).

Согласно выписке из Сводного списка 2 граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона Московской области от 26.07.2006 года №125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, утвержденного распоряжением Министерства жилищной политики Московской области от 02.08.2019 года №102 «Об утверждении Сводного списка 2 граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона Московской области от 26.07.2006 года №125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета» по городскому округу Зарайск, ФИО3 значится в указанном Списке под номером №213 (л.д.68).

На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 17.10.2017 года, выданного нотариусом Зарайского нотариального округа Московской области ФИО5 17.10.2017 года, реестровый номер ---, ФИО4 приобрела в собственность квартиру, с кадастровым номером: (1), расположенную по адресу: (адрес 1), площадью --- кв.м. (л.д.13, л.15 учетного дела).

29.07.2019 года главой городского округа Зарайск Московской области издано оспариваемое постановление №1202/7, на основании которого, ФИО3, семья 3 человека, снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как члены семьи имеют на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес 1), площадью --- кв.м., то есть семья обеспечена нормой предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д.27).

В качестве нормативного обоснования в тексте постановления указано на ст.56 ЖК РФ, Закон Московской области от 12.12.2005 года №260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», решение Совета депутатов городского округа Зарайск от 28.12.2017 года №13/19 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учётной нормы жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Также при принятии названного постановления учитывалось решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Зарайск от 26.07.2019 года (л.д. 23-25, 27).

В соответствии с пунктом 2 Решения Совета депутатов городского округа Зарайск Московской области от 28.12.2017 года N 13/19 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", учетная норма площади жилого помещения установлена в размере не более 9 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Исходя из размера учётной нормы, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст.6 абзацам 1 и 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года N260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" ведение учета граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Законом вне зависимости от уровня дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина, членов семьи гражданина. Снятие с учета таких граждан осуществляется в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно п. 1 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР в качестве одного из оснований признания граждан нуждающимся в улучшении жилищных условий была названаобеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии с абз. 2 п.1 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Согласно ст.38 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия на учет семьи ФИО3, норма жилой площади устанавливалась в размере 12 кв.м. на одного человека.

В ст.42 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года N 335, содержалось положение о том, что предоставляемое гражданам жилое помещение не могло быть меньше социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений.

Данное положение было закреплено Законом Российской Федерации от 24.12.1992 года N4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", в ст.1 которого было определено, что социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, а ст.11 этого же Закона устанавливала, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений.

Согласно федеральному стандарту социальной нормы площади жилья, введенному в действие Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 года N621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг", социальная норма площади жилья для одиноко проживающих граждан установлена в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии со ст.2 Закон Московской области от 30.12.2004 года N 213/2004-ОЗ "О социальной норме площади жилья для предоставления компенсаций (субсидий) и оказания меры социальной поддержки гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Московской области" на территории Московской области устанавливается социальная норма площади жилья в размере 33 кв.м. общей площади на одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. - на семью из двух человек, 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

В силу пунктов 9, 9.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, введенных в действие с 01.01.1985 года Решением Мособлисполкома и президиума МОСПС от 29.12.1984 года N 1728/24 (ред. от 30.12.1994 года, с изм. от 24.11.2003 года) "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области", нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв.м.

В соответствии с пунктами 14-14.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных Постановление Правительства Московской области от 05.02.2004 года N 1/46, нуждающимися признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв.м.

Исходя из содержания ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

При этом согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание вышеназванной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

Поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений составляет: --- кв. м (--- кв.м + --- кв.м), то есть более учетной нормы, приходящейся на административного истца, его супругу и дочь, что не позволяет ФИО3 с семьей находиться на жилищном учете, то решение жилищной комиссии об утрате им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным, а последующее издание главой городского округа Зарайск Московской области оспариваемого постановления о снятии ФИО3 с семьей с учета, - законным.

Изложенное обстоятельство в силу п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ является основанием для снятия административного истца с семьей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Ссылка на ст.56 ЖК РФ и расшифровка – «семья обеспечена нормой предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи»- в постановлении главы городского округа Зарайск №1202/7 от 29.07.2019 года имеется.

При конкретных обстоятельствах дела, суд отказывает в удовлетворении административного иска ФИО3 в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Администрации городского округа Зарайск Московской области, главе городского округа Зарайск Московской области о признании незаконным и отмене постановления главы городского округа Зарайск Московской области от 29.07.2019 года №1202/7 «О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение судом изготовлено 15 ноября 2019 года.

Судья Н.П.Бондаренко