ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-591/2022 от 11.05.2022 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-591/2022

УИД 81RS0006-01-2022-001001-87

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Щипициной Т.А.,

при секретаре Фирсовой Л.Б.,

с участием прокурора Ярковой О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре административное дело по административному исковому заявлению Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Кудымкарский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование иска указывает, что в ходе мониторинга сети «Интернет» Кудымкарской городской прокуратурой были выявлены сайты: , содержащие информацию о том, как самостоятельно изготовить запрещенные орудия охоты (самострел, самоловы в виде петель на косулю, волка, медведя, кабана и других животных). Посещение сайтов доступно для всех граждан, каких-либо ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц на сайтах не содержится. Информация распространяется бесплатно, срок пользования ею не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь, без предварительной регистрации. В свою очередь, ст. 258 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную охоту, часть 1 ст. 8.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил охоты. Таким образом, информация, размещенная на таких сайтах, носит противоправный характер. Предоставление с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» доступа к информации, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодательством предусмотрена уголовная ответственность, является распространением запрещенной информации. На основании изложенного, просит признать информацию, содержащуюся в сети «Интернет» на вышеуказанных сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю для включения указателей страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в Интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В судебном заседании прокурор Яркова О.К. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю Юшков А.А. в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на заявленные требования, в котором просил их удовлетворить, административное дело рассмотреть без его участия.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Приказом Минприроды России от 24 июля 2020 г. N 477 утверждены Правила охоты, пунктами 62.23, 62.24, 62.27 которых предусмотрено, что при осуществлении охоты запрещается: - применение самострелов, настороженного огнестрельного, пневматического и метательного оружия, падающих пик, крючьев, ловчих ям, "подрезей", "башмаков" и других самоловов, способных нанести вред человеку; - применение петель для добычи копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, за исключением случаев отлова волка, шакала, зайца беляка, белой и тундряной куропаток, рябчика, глухаря, предусмотренных в пункте 39 и подпункте 62.25 настоящих Правил; - применение самоловов для добычи копытных животных и медведей, коралей и заграждений для добычи дикого северного оленя, за исключением случаев отлова этих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, а также случаев применения живоловушек для отлова кабана в целях регулирования его численности.

За незаконную охоту статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Частью 1 ст. 8.37 КоАП РФ за нарушение правил охоты также предусмотрена административная ответственность.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 указанного Федерального закона в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Из материалов дела следует, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Кудымкарской городской прокуратурой выявлены сайты: , содержащие информацию о том, как самостоятельно изготовить запрещенные орудия охоты (самострел, самоловы в виде петель на косулю, волка, медведя, кабана и других животных).

Указатели страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включены.

Таким образом, информация, размещенная на вышеперечисленных сайтах, носит противоправный характер, поскольку побуждает к самостоятельному изготовлению запрещенных орудий охоты, содержит сведения о деяниях, за совершение которых предусмотрена уголовная и административная ответственность. Следовательно, распространение такой информации запрещено действующим законодательством.

По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

С учетом изложенного, размещение вышеуказанной информации является незаконным, наличие ее в свободном доступе в сети «Интернет» нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, административный иск Кудымкарского городского прокурора подлежит удовлетворению.

В целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, прав и законных интересов граждан, в том числе в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений, доступ к вышеуказанным сайтам следует ограничить.

Руководствуясь ст. ст. 180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах:

запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет»:

в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Щипицина