ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5928/20 от 19.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-5928/2020

56RS0018-01-2020-007680-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2020 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора города Оренбурга Назмутдиновой Г.М, представителя административного истца ООО «АльфаСтрой» – ФИО1, представителя административного ответчика Администрации г.Оренбурга – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску общества с ограниченной ответственностью «АльфаСтрой», прокурора города Оренбурга к Администрации города Оренбурга о признании частично противоречащим закону и не подлежащим применению постановления администрации г.Оренбурга от 29.12.2012 года № 3457-п

У С Т А Н О В И Л:

ООО «АльфаСтрой» обратилось в суд с административным иском указав, что осуществляет предпринимательскую деятельность на территории г. Оренбурга. В целях осуществления предпринимательской деятельности общество размещает и эксплуатирует рекламные конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург".

Нормативным актом, регулирующим порядок размещения рекламных конструкций, является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе". Согласно пунктов 1, 5 и 5.1 статьи 19 Закона «О рекламе» размещение и эксплуатация рекламных конструкций на земельных участках в муниципальной собственности осуществляется на основании договора заключаемого с уполномоченным органом муниципалитета по результатам торгов в форме аукциона или конкурса.

В целях правового регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы отнесенных федеральным законом «О рекламе» к полномочиям муниципалитета в городе Оренбурге Оренбургским городским Советом принят нормативный акт Решение Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795 "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" (приложения к данному акту данному акту "Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", "Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург", "Перечень решений Оренбургского городского Совета, признаваемых утратившими силу").

Согласно пункта 5.4. Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" (утв. Решением № 795 от 28.04.2014): порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций устанавливается постановлением администрации города Оренбурга; размер годовой платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции рассчитывается в соответствии с порядком расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург", утверждаемым Оренбургским городским Советом.

Администрацией города Оренбурга издано Постановление от 29.12.2012 N 3457-п "Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" и Положения о комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" (вместе с "Положением о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", "Составом комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", "Положением о комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург").

В постановление администрации № 3457-п неоднократно вносились изменения, в том числе со ссылкой на решение Оренбургского городского совета № 795 (например, Постановление администрации города Оренбурга от 29.02.2016 года N 468-п, "О внесении изменения в постановление администрации города Оренбурга от 29.12.2012 N 3457-п"). Таким образом, в настоящее время постановление администрации № 3457-п не должно противоречить решению Оренбургского городского совета № 795.

Согласно Порядка расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" определяется по следующей формуле (в рублях за год):

П = БС х S х К1 х К2 х КЗ х К4, где:

П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС).

Пунктом 8.4 Положения о проведении торгов, утвержденным Постановлением администрации города Оренбурга от 29.12.2012 N 3457-п победитель торгов обязан заключить договор на условиях и по форме, размещенной в извещении о проведении торгов иначе Организатор торгов отказывает в подписании договора.

Пунктом 1.12. Положения о проведении торгов, установлено, что подписание договора по итогам торгов производится по форме согласно приложению, к приложению N 1 к Положению.

Таким образом по мнению ООО «Альфастрой», данным нормативным документом установлена обязанность неопределенного круга лиц, включая заявителя, подписать договор исключительно по форме приведенной в этом нормативном акте.

Просит суд признать недействующим постановление администрации города Оренбурга от 29.12.2012 N 3457-п в части слов «в том числе НДС» в пункте 4.1. Приложения к приложению N1 к постановлению администрации города Оренбурга от 29 декабря 2012 г. N 3457-п и слов «с НДС» в Приложении 2 к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Прокурор города Оренбурга действуя в интересах неопределенного круга лиц, так же обратился в суд с административным иском указав, что Прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соответствия постановления администрации города Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п «Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» и Положения о комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» утверждена «Форма договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург».

В соответствии с п. 4.1 которой «...размер годовой платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО «город Оренбург» и составляет (________) руб. (_____) коп., в том числе НДС.». Приложение № 2 к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции «Расчет размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО «город Оренбург» устанавливает, что Годовая величина платы, подлежащая перечислению рекламораспространителем составляет: без НДС (______), с НДС (_______).

Данные нормы муниципального нормативного правового акта по мнению прокурора города Оренбурга не соответствуют требованиям норм федерального законодательства.

Просит суд признать противоречащими закону, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу п. 4.1 приложения № 1 к приложению № 1 Положения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций «Форма договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург» и формулу расчета платы по договору, в части установления годовой платы с НДС, утвержденные постановлением Администрации города Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п «Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» и Положения о комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург».

Учитывая аналогичный характер предмета и оснований заявленных ООО «АльфаСтрой» и прокурором города Оренбурга требований, определением суда вышеуказанные административные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Оренбурга - Назмутдинова Г.М., представитель административного истца ООО «АльфаСтрой» – ФИО1 исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности ФИО2, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав доводы представителей административных истцов, пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч.1 ст.208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.Судом установлено, что между ООО «АльфаСтрой» и Управлением по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации на основании оспариваемого постановления 01.06.2017г. был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург».

Согласно положениям ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, учитывая что положения оспариваемого нормативно-правового акта регулируют правоотношения в сфере размещения рекламы, являющейся одним из видов деятельности ООО АльфаСтрой» распространяются на неопределенный круг лиц, к которым могут быть применены положения оспариваемого нормативного акта, суд полагает заявителей надлежащими административными истцами.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что постановлением администрации города Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п утверждены Положение о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее – Положение о проведении торгов), и Положение о комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее – Положение о комиссии), а так же утверждена Форма договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург (далее – Форма договора).

Данное Постановление принято на основании Конституции РФ, ГК РФ, Федерального закона от 06.12.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-Ф3 «О рекламе», Устава МО город Оренбург принятого решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2015 N 1015, решения Оренбургского городского Совета от 05.09.2007 года № 223 «Об утверждении правил распространения наружной рекламы и информации на территории города Оренбурга».

В частности Уставом МО г.Оренбург, а в частности пп.30 ст.8 и п.10.ст.35, к вопросам местного значения органа местного самоуправления и полномочиям администрации г.Оренбурга, отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Согласно Положению о проведении торгов, регламентирован порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - МО «город Оренбург») и порядок подготовки к проведению торгов, условия участия в торгах, а также определены документация, необходимая для участия в торгах и предмет торгов.

Статьей 46 Устава МО г.Оренбург, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления города Оренбурга по вопросам, отнесенным настоящим Уставом в соответствии с законодательством к их компетенции, принимают (издают) правовые акты. К числу таковых отнесены постановления и распоряжения Администрации города Оренбурга.

Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках имеющихся у администрации г.Оренбурга полномочий и соответствует указанной в Уставе МО г.Оренбург форме и опубликовано в издании "Вечерний Оренбург", N 3, 16.01.2013.

Доводы административных истцов о его несоответствии положениям Решению Оренбургского городского Совета №795 от 28.04.2014г., суд находит не состоятельными.

Согласно п. 1.6. Положения о проведении торгов, начальная цена права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург» (далее - начальная цена лота) устанавливается организатором торгов в пределах от 10 % до 200% от суммы годовой платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО «город Оренбург», рассчитанной в соответствии с Порядком расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО «город Оренбург», утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 № 238, действующим на дату проведения торгов.

Победитель торгов, оплативший право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», в течении десяти рабочих дней после оплаты права обязан заключить такой договор на условиях и по форме, размещенной в извещении о проведении торгов, и получить в установленном Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» порядке разрешение на установку рекламной конструкции (п. 9.7. Положения).

Таким образом, в Положении определен порядок проведения самих торгов, но не порядок заключения договора на условиях и по форме, размещенной в извещении о проведении торгов.

Указанный порядок согласуется с законодательством РФ «О рекламе» и не противоречит нормативно-правовым актам МО г.Оренбург.

Довод административного истца о том, что цена договора на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, а не утверждение методики расчета, относится к компетенции Оренбургского городского Совета и Администрацией были превышены полномочия суд полагает не состоятельным в силу следующего.

Действительно, решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 № 795, размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" определяется по следующей формуле (в рублях за год):

П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4,

где:

П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС);

БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС);

S - площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров);

а так же коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций.

Таким образом, применение данной формулы обусловлено исчислением размера платы исходя из базовой ставки и параметров самой рекламной конструкции и условий связанных с местом её размещения (тип конструкции, степень освещения, вид применяемых технологий, местоположение территории отводимой под её размещение).

Данная формула определяет лишь размер платы подлежащей уплате в доход бюджета города Оренбурга. Содержащееся в вышеуказанной формуле указание (без НДС), не исключает при этом возможности его начисления суммы налога на итоговый размер платы, в случае наличия обязанности по уплате такового.

Положения Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006г. в целях применения которого было принято оспариваемое постановления не содержит требований об обязании организатора торгов (заказчика) указывать включается (или не включается) НДС в цену контракта.

Не вышеуказанное Решение Оренбургского городского Совета от 28.04.2014г., №795, ни оспариваемое административными истцами Постановление, так же не являются нормативно-правовыми актами регулирующими правоотношения в сфере налогового законодательства.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не может быть проверено судом на соответствие требованиям налогового законодательства.

Формулировка оспариваемого пункта п. 4.1 приложения № 1 к приложению № 1 Положения о проведении торгов, предусматривает альтернативность её применения в зависимости является ли заявитель плательщиком НДС.

Вопросы касающиеся наличия у рекламораспространителей и администрации города Оренбурга обязанности по уплате НДС выходят за пределы рассматриваемого судом административного иска. Споры о применении в каждом конкретном случае оспариваемого постановления в части включения, либо не включения в стоимость контракта обязанности по уплате налога, отказа в заключении договора, взыскании суммы недоимки по НДС и т.д., подлежат разрешению в порядке отдельного судопроизводства.

Учитывая изложенное, оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта постановления администрации города от 29.12.2012 № 3457-п «Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» » у суда не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «АльфаСтрой», прокурора города Оренбурга в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «АльфаСтрой», прокурора города Оренбурга о признании недействующим п. 4.1 приложения № 1 к приложению № 1 Положения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций «Форма договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург» и формулу расчета платы по договору, в части установления годовой платы с НДС, утвержденные постановлением Администрации города Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п «Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» и Положения о комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись О.К.Месяц

Мотивированное решение по делу составлено 23 декабря 2020 года

Судья: подпись О.К.Месяц