ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-592/20 от 18.09.2020 Киришского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Киришский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мельниковой Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании сноса аварийного дома,

установил:

Киришский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании сноса аварийного дома, указывая, что Киришской городской прокуратурой во исполнение п. 2.2 решения коллегии прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы органов прокуратуры <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году и мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка в ДД.ММ.ГГГГ году» проведена проверка исполнения администрацией МО Кусинское сельское поселение требований законодательства при исполнении программы переселения граждан из ветхого и аварийного фонда в период ДД.ММ.ГГГГ гг. В ходе проверки установлено следующее. На территории МО Кусинское сельское поселение имеется аварийный фонд - 3 дома (общей площадью 275,6 кв.м.), признанные непригодными для проживания по инициативе собственника - муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ. Жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, включены в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, срок расселения -ДД.ММ.ГГГГ год. На ДД.ММ.ГГГГ год было запланировано расселение 3 домов (восьми жилых помещений (квартир), расположенных по адресам: <адрес> (пять квартир); <адрес> (две квартиры), <адрес> (одна квартира). В рамках этапа ДД.ММ.ГГГГ гг. расселен дом по адресу <адрес> (пять квартир); расселенная площадь составила 115,1 кв.м, число граждан - 9 чел., расселение осуществлено в жилые помещения, приобретенные на вторичном рынке в рамках региональной адресной программы, объем освоенных в рамках программы денежных средств составил 7 114 068,20 руб. Муниципальные контракты на приобретение жилых помещений заключены ДД.ММ.ГГГГ, договоры социального найма с гражданами ДД.ММ.ГГГГ. Расселение оставшихся жилых помещений определено на ДД.ММ.ГГГГ год. Перенос сроков обусловлен: - <адрес> в связи с розыскными мероприятиями гр. ФИО1, отсутствующего по адресу проживания более десяти лет; - <адрес> связи с оспариванием гр. ФИО2 решения о признании дома аварийным в судебном порядке. В настоящее время проводится судебная экспертиза на предмет аварийности дома. Вместе с тем, снос аварийного дома в <адрес>, по истечение трех месяцев с момента расселения, осуществлен не был. Денежные средства в бюджете муниципального образования на снос аварийного жома не предусматривались в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ года, не заложены в бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год. Указанные факты свидетельствуют о неисполнении требований региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ годах», формальном подходе органа местного самоуправления к исполнению возложенных полномочий, неэффективному планированию бюджета, что влечет отсутствие надлежащего контроля за эффективным и целевым использованием муниципальных ресурсов. По результатам проведенной проверки заместителем городского прокурора главе администрации МО Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем, до настоящего момента нарушения не устранены. Просит признать незаконным бездействие администрации МО Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района <адрес> и обязать администрацию МО Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить снос аварийного дома в <адрес><адрес>.

Административный истец при подаче административного иска в просительной части иска ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик – администрация муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района <адрес> - направил в адрес суда заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, исковые требования признает, просит продлить срок для сноса аварийного дома по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ (первый этап) и ДД.ММ.ГГГГ год (второй этап).

В соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 291 КАС РФ КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что Киришской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО Кусинское сельское поселение требований законодательства при исполнении программы переселения граждан из ветхого и аварийного фонда в период ДД.ММ.ГГГГ гг. В ходе проверки установлено следующее, что на территории МО Кусинское сельское поселение имеется аварийный фонд - 3 дома (общей площадью 275,6 кв.м.), признанные непригодными для проживания по инициативе собственника - муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ. Жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, включены в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, срок расселения -ДД.ММ.ГГГГ год. На ДД.ММ.ГГГГ год было запланировано расселение 3 домов (восьми жилых помещений (квартир), расположенных по адресам: п.<адрес> (пять квартир); <адрес> (две квартиры), <адрес> (одна квартира). В рамках этапа ДД.ММ.ГГГГ гг. расселен дом по адресу <адрес> (пять квартир); расселенная площадь составила 115,1 кв.м, число граждан - 9 чел., расселение осуществлено в жилые помещения, приобретенные на вторичном рынке в рамках региональной адресной программы, объем освоенных в рамках программы денежных средств составил 7 114 068,20 руб. Вместе с тем, снос аварийного дома в <адрес>, по истечение трех месяцев с момента расселения, осуществлен не был. Денежные средства в бюджете муниципального образования на снос аварийного жома не предусматривались в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ года, не заложены в бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год.

По результатам проведенной проверки заместителем городского прокурора главе администрации МО Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем, до настоящего момента нарушения не устранены.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с кодексом источниками финансирования дефицита бюджета, в то время как бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В силу ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.

Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип эффективности

и результативности использования бюджетных средств. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года и национальные проекты (программы) их реализации, в том числе национальный проект в сфере жилья и городской среды.

Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)), включает в себя федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», целью которого является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда с расселением к 31 декабря 2024 г. не менее 9,56 млн. кв. м аварийного жилищного фонда, расселением не менее 530,8 тыс. человек.

Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлена обязанность субъекта Российской Федерации до 01 сентября 2025 года расселить все аварийные многоквартирные дома, признанные до 01 января 2017 года авариными и подлежащими сносу.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 года» и Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Ленинградской области от 01 апреля 2019 года № 134 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах» в составе основного мероприятия федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование комфортной городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года № 407.

Целями региональной программы являются:

- обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

- снижение доли аварийного жилья на территории муниципальных образований <адрес>;

- развитие жилищного строительства на территории <адрес>.

Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:

- ликвидация жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в период с 01 января 2012 года по 01 января 2017 года, путем консолидации финансовых ресурсов, в том числе за счет привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

- снос 1076 многоквартирных аварийных домов, признанных таковыми до 01 января 2017 года.

При этом к функциям исполнителей программы относится, в том числе,

обеспечение сноса авариных домов за счет средств местного бюджета не позднее трех месяцев с момента расселения.

На территории МО Кусинское сельское поселение имеется аварийный фонд:

- 3 дома (общей площадью 275,6 кв.м.), признанные непригодными для проживания по инициативе собственника - муниципального образования 05 ноября 2013 года.

Жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, включены в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 01 апреля 2019 года № 134, срок расселения -2019 год.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиком своих обязанностей, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав неопределённого круга лиц, суд приходит к выводу о том, что заявленные Киришским городским прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

При определении срока для исполнения административным ответчиком решения суда, учитывая характер правоотношений, характер работ, подлежащих выполнению, особенностей бюджетного процесса, суд считает возможным установить срок для исполнения ответчиком решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует требованиям ст. 187 КАС РФ, признавая указанный срок разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

требования Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района <адрес> выразившееся в невыполнении обязанности по сносу <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить снос аварийного <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Киришский городской суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья