ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-592/2022 от 23.08.2022 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2022 год г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кайдалиной Н.М.,

при секретаре Богдановой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности Рыбинского межрайонного прокурора – заместителя прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, органов местного самоуправления, Российской Федерации к администрации Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности определить для централизованных систем холодного водоснабжения сельсоветов района гарантирующие организации,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности Рыбинского межрайонного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, в интересах неопределенного круга лиц, органов местного самоуправления, Российской Федерации к администрации Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности определить для централизованных систем холодного водоснабжения сельсоветов района гарантирующие организации. Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки ДД.ММ.ГГГГ и решения о расширении предмета проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения администрацией Рыбинского района Красноярского края законодательства в сфере ЖКХ и водоснабжения. Установлено, что в Рыбинском районе Красноярского края находятся 14 сельских поселений: Александровский, Успенский, Налобинский, Уральский, Новинский, Двуреченский, Переясловский, Рыбинский, Красногорьевский, Бородинский, Большеключинский, Новосолянский, Новокамалинский, Малокамалинский сельсоветы. В сельских поселениях Рыбинского района Красноярского края имеется централизованное холодное водоснабжение, осуществляемое посредством эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения. Однако, соглашений о передаче полномочий ДД.ММ.ГГГГ год в сфере водоснабжения, в том числе в части определения для централизованной системы водоснабжения гарантирующей организации, утверждения схем водоснабжения сельских поселений и их актуализации, между органами местного самоуправления Рыбинского и сельских поселений района не имеется и не имелось в предыдущие годы. По результатам проверки в адрес администрации Рыбинского района Красноярского края внесено представление об устранении имеющихся нарушений, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, меры к устранению не приняты. Просит признать бездействие администрации Рыбинского района Красноярского края по непринятию мер по определению гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения сельских поселений Рыбинского района Красноярского края незаконным и обязать определить для централизованных систем холодного водоснабжения Александровского, Успенского, Налобинского, Уральского, Новинского, Рыбинского, Двуреченского, Переясловского, Красногорьевского, Бородинского, Большеключинского, Новосолянского, Новокамалинского, Малокамалинского сельсоветов Рыбинского района Красноярского края гарантирующие организации и зоны их деятельности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель Рыбинского межрайонного прокурора Агуленко О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений, ходатайств суду не представил, об отложении судебного заседания не просил.

Представитель заинтересованного лица глава администрации Александровского сельсовета Рыбинского ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.

Представитель заинтересованного лица глава администрации Успенского сельсовета Рыбинского ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна. Ранее в судебном заседании пояснила, что полномочия по определению гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения возложены по закону на администрацию Рыбинского .

Представитель заинтересованного лица глава администрации Налобинского сельсовета Рыбинского ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.

Представитель заинтересованного лица глава администрации Уральского сельсовета Рыбинского ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.

Представитель заинтересованного лица глава администрации Новинского сельсовета Рыбинского ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.

Представитель заинтересованного лица администрации Рыбинского сельсовета Рыбинского ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна. Ранее в судебном заседании глава администрации Рыбинского сельсовета Рыбинского ФИО9, а так же представитель ФИО8 административные исковые требования поддержали, суду пояснили, что полномочия по определению гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения возложены по закону на администрацию Рыбинского .

Представитель заинтересованного лица глава администрации Двуреченского сельсовета Рыбинского ФИО10 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заинтересованного лица глава администрации Переясловского сельсовета Рыбинского ФИО11 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен. Ранее в судебном заседании поддержал административные исковые требования, суду пояснил, что полномочия по определению гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения возложены по закону на администрацию Рыбинского .

Представитель заинтересованного лица глава администрации Красногорьевского сельсовета Рыбинского ФИО12 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен. Ранее в судебном заседании поддержал административные исковые требования, суду пояснил, что полномочия по определению гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения возложены по закону на администрацию Рыбинского .

Представитель заинтересованного лица глава администрации Бородинского сельсовета Рыбинского ФИО13 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен. Ранее в судебном заседании поддержал административные исковые требования, суду пояснил, что полномочия по определению гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения возложены по закону на администрацию Рыбинского .

Представитель заинтересованного лица глава администрации Большеключинского сельсовета Рыбинского ФИО14 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна. Ранее в судебном заседании поддержала административные исковые требования, суду пояснила, что полномочия по определению гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения возложены по закону на администрацию Рыбинского .

Представитель заинтересованного лица и.о. главы администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского ФИО15 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании поддержала административные исковые требования, суду пояснила, что полномочия по определению гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения возложены по закону на администрацию Рыбинского .

Представитель заинтересованного лица глава администрации Малокамалинского сельсовета Рыбинского в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений, ходатайств суду не представил, об отложении судебного заседания не просил.

Представитель заинтересованного лица глава администрации Новокамалинского сельсовета Рыбинского ФИО16 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен. Ранее в судебном заседании поддержал административные исковые требования, суду пояснил, что полномочия по определению гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения возложены по закону на администрацию Рыбинского .

Суд, с учетом мнения административного истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав заместителя Рыбинского межрайонного прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.

Пунктом 4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, городских округов (а не сельских поселений) по определению для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

При этом в силу ч. 1.1 ст. 6 этого же закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 15 октября 2015 года №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края в части водоснабжения и (или) водоотведения закреплена только организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.а ст.1). Вопрос об определении для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения за сельскими поселениями не закреплен, соответственно, это полномочие на территории сельского поселения должно осуществляться органами местного самоуправления муниципального района, в данном .

Таким образом, администрация сельсовета не наделена полномочиями по определению гарантирующей организации, поскольку это осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.

Гарантирующей организацией, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу части 4 статьи 12 поименованного Федерального закона гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ч.2 указанной статьи закона №416-ФЗ).

Таким образом, законом определены четкие критерии определения гарантирующей организации: наличие водопроводных и (или) канализационных сетей, к которым подключено наибольшее количество абонентов.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Рыбинского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в администрациях Рыбинского района Красноярского края, г.Заозерного, п. Саянский, п. Ирша, Александровского, Успенского, Малокамалинского, Новокамалинского, Новосолянского, Большеключинского, Красногорьевского, Уральского, Новинского сельсоветов Красноярского края, проведена проверка по оценке соблюдения требований законодательства в сфере ЖКХ и водоснабжения (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем Рыбинского межрайонного прокурора ФИО2 принято решение о расширении предмета проверки, в части необходимости проверки также соблюдения требований законодательства в сфере ЖКХ и водоснабжения в части определения гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения, определения зон их деятельности, а так же утверждения схем водоснабжения сельских поселений (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Рыбинского внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ и о водоснабжении. Так проверкой было установлено, что соглашений о передаче полномочий на 2022 год в сфере водоснабжения, в том числе в части определения для централизованной системы водоснабжения гарантирующей организации, утверждения схем водоснабжения сельских поселений и их актуализации, между органами местного самоуправления Рыбинского и сельских поселений района не имеется и не имелось в предыдущие годы (л.д.15).

ДД.ММ.ГГГГ на представление Рыбинского межрайонного прокурора дан ответ, в котором глава администрации Рыбинского ФИО17 разъясняет, что полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения в части определения для централизованной системы холодного водоснабжения сельского населения гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения сельских поселений закреплены за сельскими поселениями. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). Заявок на предоставление технического задания для разработки инвестиционной программы от ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих свою деятельность по водоснабжению не поступало, в связи с этим необходимости на разработку технических заданий не было (л.д.18-20).

ДД.ММ.ГГГГ в ответе Рыбинской межрайонной прокуратуре глава администрации Рыбинского ФИО17 дополнительно указывает, что в адрес администрации поступил запрос о присвоении статуса гарантирующей организации по холодному водоснабжению на территории Рыбинского , что подтверждается приложенному в ответу заявкой на присвоение статуса гарантирующей организации (л.д.21,23-24).

В свою очередь ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Рыбинского ФИО17 в был дан ответ, согласно которому было рекомендовано по вопросу присвоения статуса гарантирующей организации по холодному водоснабжению обратиться в соответствующие поселения района (л.д.25).

Между тем, как следует из обстоятельств дела организация, осуществляющая холодное водоснабжение и эксплуатирующая водопроводные сети, на территории сельских поселений: Александровский, Успенский, Налобинский, Уральский, Новинский, Двуреченский, Переясловский, Рыбинский, Красногорьевский, Бородинский, Большеключинский, Новосолянский, Новокамалинский, Малокамалинский сельсоветов, отсутствует. При этом, объекты водоснабжения на территории Большеключинского сельсовета: в водопроводные сети, скважина – 1472,56 метров, скважина и водопроводные сети, протяженностью 2 415,06 метров, скважина; объекты водоснабжения на территории Налобинского сельсовета: в д.Налобино водонапорная башня, водопроводная сеть, протяженностью 2600 метров; объекты водоснабжения на территории Двуреченского сельсовета представлены водонапорной башней, двумя скважинами и водопроводной сетью протяженностью 4 040 метров; объекты водоснабжения на территории Малокамалинского сельсовета представлены тремя водозаборными башнями; объекты водоснабжения на территории Уральского сельсовета представлены водозаборной скважиной, водонапорной скважиной, водопроводными сетями, протяженностью 13089,10 метров, 2355 метров; объекты водоснабжения на территории Новинского сельсовета представлены скважиной и водопроводной сетью, протяженностью 560,70 метров; объекты водоснабжения на территории Александровского сельсовета представлены водонапортной, водозаборной скважинами, водопроводной сетью, протяженностью 3000 метров; объекты водоснабжения на территории Рыбинского сельсовета представлены водонапорной башней, водозаборной скважиной, водопроводной сетью, протяженностью 767 метров, 120 метров, 1146 метров; объекты водоснабжения на территории Бородинского сельсовета представлены водозаборными скважинами, водонапорными башнями, водопроводной сетью, протяженностью 1826 метров; объекты водоснабжения на территории Новосолянского сельсовета представлены водонапорными башнями, скважинами, водопроводными сетями, протяженностью 821 метр, 1244,25 метров, 719,44 метров, 10245,45 метров, 4102,74 метра, 2860 метров, 781,95 метров, 868,8 метров; объекты водоснабжения на территории Переясловского сельсовета представлены водонапорной башней, водозаборной скважиной, водопроводными сетями протяженностью 8000 метров; объекты водоснабжения на территории Новокамалинского сельсовета представлены водонапорными башнями, водопроводной сетью, протяженностью 11932 метра; объекты водоснабжения на территории Успенского сельсовета представлены водозаборными скважинами, водонапорной башней, водопроводной сетью, протяженностью 753 метра; объекты водоснабжения на территории Красногорьевского сельсовета водозаборными скважинами, водонапорными башнями, водопроводной сетью. Главы Бородинского сельсовета, Рыбинского сельсовета подтвердили данные обстоятельства в судебном заседании (л.д.26,27,28,29-30,36,38,43,44,46,48,100).

В ходе рассмотрения дела факт отсутствия соглашений о передаче полномочий на ДД.ММ.ГГГГ в сфере водоснабжения, в том числе в части определения для централизованной системы водоснабжения гарантирующей организации, утверждения схем водоснабжения сельских поселений и их актуализации, между органами местного самоуправления Рыбинского и сельских поселений района, нашёл свое подтверждение. В Рыбинском в 14 сельских поселениях имеется централизованное холодное водоснабжение, осуществляемое посредством эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения, однако администрацией Рыбинского не определена гарантирующая организация для данных поселений.

Представленными по делу доказательствами достоверно подтверждено, что администрацией Рыбинского района Красноярского края не определена гарантирующая организации для централизованных систем холодного водоснабжения сельских поселений Рыбинского района Красноярского края, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности Рыбинского межрайонного прокурора – заместителя прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, органов местного самоуправления, Российской Федерации к администрации Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности определить для централизованных систем холодного водоснабжения сельсоветов района гарантирующие организации – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Рыбинского района Красноярского края по непринятию мер по определению гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения сельских поселений Рыбинского района Красноярского края незаконным.

Возложить на администрацию Рыбинского района Красноярского края обязанность определить для централизованных систем холодного водоснабжения Александровского, Успенского, Налобинского, Уральского, Новинского, Рыбинского, Двуреченского, Переясловского, Красногорьевского, Бородинского, Большеключинского, Новосолянского, Новокамалинского, Малокамалинского сельсоветов Рыбинского района Красноярского края гарантирующие организации и зоны их деятельности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Рыбинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий: Н.М. Кайдалина