ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5933/2022 от 23.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022г. г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре ФИО2, с участием представителя административного истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что военной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства о воинской обязанности и военной службе, которой выявлены нарушения.

При проведении мониторинга сети «Интернет», установлена возможность доступа к странице сайта https:// на которой публично осуществляется продажа справок о выдаче военного билета.

Вход на указанную страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

В связи с чем, для защиты нарушенного права прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая надлежащее извещение заинтересованного лица, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав и огласив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращаясь с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации, за защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу статьи 9, частей 1 и 6 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 10.2 названного Федерального закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, прибывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Освобождение от исполнения воинской обязанности происходит только по основаниям, предусмотренным ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Исполнение воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны РФ, при этом бланки военных билетов, справок взамен военного билета, персональных электронных данных и удостоверений граждан об отсрочке от призыва на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет изготавливаются по заказам Министерства обороны РФ, размещаемым в установленном законодательством РФ порядке.

Согласно пункту 13 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ справка взамен военного билета является основным документов персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим их отношение к исполнению воинской обязанности, а для граждан, поступивших на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов, до приведения к Военной присяге удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего. Бланк справки взамен военного билета является защищенной полиграфической продукцией. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам РФ, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

На установленном прокуратурой сайте размещена информация о продаже справок о выдаче военного билета.

Данная информация имеет свободный доступ для любых пользователей сети «Интернет», круг которых постоянно меняется и является неопределенным.

Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, страницы сайта не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр на основании пункта 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федераций запрещено.

Согласно пункта 3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникации, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федераций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено» (далее - Правила).

Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Доступ к интернет-страницам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.

Согласно пункту 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно положениям, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, в целях ограничения доступа к странице сайта, выявленной прокурором в сети Интернет, содержащих запрещенную информацию, необходимо внести данные страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой и Российской Федерации запрещено».

Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы«Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Доступ к сайте, где размещен вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере, побуждает граждан к совершению правонарушения, за которое предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Вышеизложенное подтверждается скриншотами страниц с официальных страниц указанных сайтов сайта, а также с скриншотами страниц с единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В ходе проведенной проверки установить и привлечь в качестве ответчика владельцев доменных имен вышеуказанной страницы сайта в сети Интернет не представилось возможным в связи с отсутствием персональных данных, о чем свидетельствует информация с поисковых сайтов владельцев доменных имен и страниц.

В силу статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

Доводы прокурора о том, что указанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования заявлены для ограничения доступа к запрещенной на территории РФ информации, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, для формирования правового сознания в целях пресечения совершения преступлений и правонарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.188 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,– удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице по адресу: https:// на которой публично осущетвляется продажа военных билетов без прохождения службы в армии, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указанное решение суда является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по страницы по адресу: https:// в Единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: