Решение
Именем Российской Федерации
Дело №2а-593/2020
УИД: 53RS0015-01-2020-000800-08
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего - судьи Кулёвой Н.В.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
с участием представителя административного истца - заместителя прокурора Волотовского района Новгородской области Соловьева К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению и.о. прокурора Волотовского района Новгородской области действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области об обязании разместить на официальном сайте администрации сельского поселения постановление от 29 июля 2020 года №31,
установил:
И.о. прокурора Волотовского района обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование указал, что прокуратурой Волотовского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Волотовского муниципального района Новгородской области требований Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой было установлено, что административным ответчиком 29 июля 2020 года издано постановление № 31 «Об отмене постановления администрации Славитинского сельского поселения от 29.04.2019 «Об утверждении порядка получения муниципальными служащими администрации Славитинского сельского поселения разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями». Однако мониторинг официального сайта администрации Славитинского сельского поселения показал, что указанное постановление на официальном сайте не размещено. В своем заявлении просит признать бездействие административного ответчика незаконным и обязать администрацию Славитинского сельского поселения Волотовского района в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу разместить на официальном сайте администрации Славитинского сельского поселения постановление администрации Славитинского сельского поселения от 29 июля 2020 года № 31.
В судебном заседании заместитель прокурора Волотовского района Новгородской области Соловьев К.А. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по иску не имеет.
Заслушав заместителя прокурора, исследовав письменные материалы, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона №8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.
Из ст. 10 указанного закона следует, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В силу подп. "а", "б" п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона размещению в сети "Интернет" в числе прочей подлежит информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов.
Из положений ст. 14 указанного Федерального закона усматривается, что перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
В судебном заседании установлено, что 29 апреля 2019 года администрацией Славитинского сельского поселения Волотовского района издано постановление №29 «Об утверждении порядка получения муниципальными служащими администрации Славитинского сельского поселения разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями (л.д. 13-15).
В рамках осуществления надзора за законностью нормативно правовых актов органов местного самоуправления и противодействии коррупции прокурором Волотовского района принесен протест на данное постановление в связи с тем, что оно не соответствует требованиям федерального законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
Так, Федеральным законом от 16.12.2019 № 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции", вступившим в силу 27.12.2019 в ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" внесены изменения в части запретов, связанных с прохождением муниципальной службы.
В соответствии с новой редакцией п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №25-ФЗ в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается: участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;
г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);
д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами.
Таким образом, регламентация порядка получения муниципальными служащими разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организации отнесена к компетенции субъектов РФ, в связи с чем рассматриваемый муниципальный правой акт вступил в противоречие требованиям действующего регионального законодательства, а именно закону новгородской области от 24.04.2020 №549 «О порядке получения разрешения муниципальным служащими Новгородской области разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно0строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости»).
Также в судебном заседании установлено, что во исполнение протеста прокурора Волотовского района, 29 июля 2020 года административным ответчиком издано постановление № 31 «Об отмене постановления администрации Славитинского сельского поселения от 29 апреля 2019 №29 «Об утверждении порядка получения муниципальными служащими администрации Славитинского сельского поселения разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями» (л.д. 17).
Вместе с тем, мониторинг официального сайта администрации Славитинского сельского поселения показал, что указанное постановление на официальном сайте не размещено, что подтверждается актом проверки от 30 сентября 2020 года (л.д. 9).
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства по противодействию коррупции в защиту интересов неопределенного круга лиц - посетителей официального сайта администрации Славитинского сельского поселения, которые должны иметь открытый доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Суд полагает, что прокурор Волотовского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, суд полагает необходимым установить срок 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства по противодействию коррупции.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования и.о. прокурора Волотовского района Новгородской области, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области, выразившееся в непринятии мер к размещению на официальном сайте администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области постановления администрации Славитинского сельского поселения от 29 июля 2020 года № 31, незаконным.
Обязать администрацию Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации Славитинского сельского поселения постановление администрации Славитинского сельского поселения от 29 июля 2020 года № 31.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Председательствующий Н.В.Кулёва