ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-593/2022 от 08.04.2022 Дербентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-593/2022г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

г. Дербент. 8 апреля 2022 года.

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова А. Т., при секретаре Рамазановой Ф. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-593/2022 по административному исковому заявлению Султанова Рауфа Магомедовича к административному ответчику Собранию депутатов сельского поселения «<адрес>» о признании решения Собрания депутатов и Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>» незаконными и не вступившими в законную силу, полномочия конкурсной комиссии прекращенными с момента ее формирования и обязании отменить решение Собрания депутатов от 13.09.2016 № 13 и Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Султанов Р. М. обратился в Дербентский районный суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что решением Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» (далее-Собрание депутатов) от 13.09.2016 № 13 было утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>» (далее -Положение).

Решением Собрания депутатов от 04.12.2021 № 7 он был назначен членом конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы сельского поселения «<адрес>». Им и другим членом конкурсной комиссии ФИО4 прокурору г. Дербент была подана жалоба на несоответствие Положения действующему законодательству.

На основании этой жалобы прокурором г. Дербента 28.12.2021 г. был принесен протест, в котором было указано, что при рассмотрении обращения выявлено несоответствие Положения, утвержденного решением от 13.09.2016 № 13, следующим требованиям действующего законодательства:

текст Положения содержит коррупционный фактор, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

глава 2 Положения не содержит пункт, устанавливающий требования к липам, выдвигающимся в состав конкурсной комиссии, назначаемых Собранием депутатов, а также условия, при которых лица не могут быть членами конкурсной комиссии и при которых член конкурсной комиссии выводится из состава комиссии органом, его назначившим;

установленная пунктом 8 Положения норма носит дискриминационный характер, нарушает права других членов конкурсной комиссии, каждый из которых имеет такое же право быть избранным председателем конкурсной комиссии, как и те, которые назначены главой муниципального района «Дербентский район»;

пунктом 14 Положения не приводятся законные условия, при которых закон требует, чтобы заседания конкурсной комиссии были проведены в закрытом режиме, например, в целях неразглашения охраняемой законом государственной <данные изъяты>, а не по желанию одного-двух-трех присутствующих членов комиссии;

пункты 16, 17 и 18 Положения исключают возможность обеспечения для потенциальных кандидатов на должность главы сельского поселения равных условий и прав при проведении конкурса по отбору кандидатур;

пункт 25 Положения противоречит требованиям статьи 3 приложения к Федеральному закону от 26.11.1996. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

пункт 26 Положения противоречит необходимым требованиям, установленным Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-Ф3, от 03.12.2012 № 230-ФЭ, от 07.05.2013 № 79-ФЗ (ред. от 26.05.2021), от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021);

в главе 4 Положения не прописано условие, предусмотренное пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021), это же условие не прописано в пункте 35 Положения;

в пункте 36 Положения не предусмотрены условия недопущения к участию в конкурсе граждан, в соответствии с подпунктом «6.1», введенным Федеральным законом от 23.05.2020 № 153-Ф3 в пункт 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, а также пунктом 3 3 статьи 4 указанного Федерального закона;

в тексте Положения указано на наличие 4-х приложений, которые отсутствуют;

нарушены условия, которые должны быть соблюдены для признания нормативного правового акта (указанного Положения) вступившим в силу и действующим: Положение нигде и никогда не был опубликован и не был обнародован.

Само существование указанного Положения в том виде, в каком его представили членам конкурсной комиссии, вызывает множество вопросов.

Согласно пункту 8 Положения, утвержденного решением Собрания депутатов от 13.09.2016 № 13 «председатель конкурсной комиссии избирается из числа членов конкурсной комиссии, назначенных главой муниципального района «Дербентскийрайон»...».

В своем протесте на указанное Положение прокуратура г. Дербента прямо указывает на то, что норма, установленная пунктом 8 Положения содержит коррупционный фактор (выборочное изменение объема прав), так как остальные члены конкурсной комиссии также вправе быть избранными на должность председателя конкурсной комиссии.

Должность председателя конкурсной комиссии (равно как и должности председателя Собрания депутатов, главы сельского поселения) является выборной должностью. Оспариваемым им Положением установлено ограничение его права быть избранным на должность председателя конкурсной комиссии.

Конкурсная комиссия - это ключевой элемент в процедуре проведения конкурса по отбору кандидатур. Именно конкурсная комиссия организует и проводит процедуру приема документов от потенциальных кандидатов и отбор кандидатур.

В пункте 16 Положения указано, что при равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Учитывая данное положение, определенная в нарушение закона структура конкурсной комиссии (без соблюдения прав других членов комиссии быть избранными на должность ее председателя), как ключевого и основного элемента процесса отбора кандидатур, делегитимизирует всю процедуру конкурса по отбору кандидатур. Следовательно, конкурсная комиссия, сформированная в нарушение закона, не может быть законной и не может провести конкурс по отбору кандидатур на законных основаниях.

Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

При правовом применении указанного Положения прямо затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, такое Положение не может применяться без обеспечения для граждан условий для ознакомления с его официальным текстом (текстом его проекта при предварительном обсуждении и текстом документа после его принятия).

Есть много оснований полагать, что являясь полностью противоречащим действующему федеральному законодательству, при этом указанное Положение не соответствует установленным законом требованиям для вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов: оно никогда не было опубликовано ни в одном из источников опубликования. Такой муниципальный нормативный правовой акт не соответствует закону и не может полноценно быть применен как документ, не вступивший в законную юридическую силу.

Положение не соответствует требованиям действующего законодательства, так как было принято с нарушением закона, не было обнародовано и опубликовано ни в одном из источников средств массовой информации в соответствии с законом и Уставом сельского поселения «<адрес>» и не считается вступившим в законную юридическую силу в соответствии с законом и Уставом.

Более того, при обсуждении и принятии оспариваемого Положения не было проведено ни одной правовой экспертизы, прокуратурой не было дано никакого заключения.

Указанным Положением нарушаются его права и обязанности, как жителя сельского поселения «<адрес>» <адрес> и члена конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы сельского поселения «<адрес>», так как он ограничен в своих правах быть избранным на должность председателя конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения «<адрес>».

На основании изложенного, административный истец просит:

признать решение Собрания депутатов от 13.09.2016 № 13 и Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>» незаконными и не вступившими в законную юридическую, конкурсную комиссию созданной не в соответствии с законом и ее полномочия прекращенными с момента ее формирования и обязать административного ответчика отменить решение Собрания депутатов от 13.09.2016 № 13 и утвержденное им Положение.

Административный истец Султанов Р. М. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Амаханов Т. М. в судебном заседании административное исковое заявление признал полностью, подтвердил изложенные в заявлении обстоятельства.

Согласно ст.46 ч.3 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В соответствии со ст.157 ч.1 КАС РФ заявление о признание представителем административного ответчика административного иска приобщено к делу. Последствия признания административного иска разъяснены.

Судом установлено, что представитель административного ответчика, выразив согласие на удовлетворение административного иска, тем самым признает обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

Согласно ст. 65 ч. 4 КАС РФ, если обстоятельства признанные и удостоверенные стороной в порядке, предусмотренном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по делу.

Исходя из ст. 46 ч.5 КАС РФ, суд не принимает признание иска административным ответчиком, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд считает возможным принять признание административного иска представителем административного ответчика, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В деле имеются доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных административных исковых требований и свидетельствующие о том, что принятие судом признания административного иска административным ответчиком возможно в силу того, что это не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-178, 273, ч.5 ст.298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение Собрания депутатов от 13.09.2016 № 13 МО сельского поселения «<адрес>» и Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>» незаконными, не вступившими в законную силу, конкурсную комиссию созданной не в соответствии с законом, и ее полномочия прекращенными с момента ее формирования, обязать Собрание депутатов от 13.09.2016 № 13 МО сельского поселения «<адрес>» отменить решение Собрания депутатов от 13.09.2016 № 13 и Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Дербентский районный суд.

Председательствующий Магомедов А. Т.

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 г.