Дело №2а-593/2022 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2022 г. п.Добринка Липецкая область
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Наставшевой О.А.,
при секретаре Сергиенко Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Добринского района Липецкой области к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности определить предмет охраны культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Добринского района Липецкой области обратился в суд с иском к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности определить предмет охраны культурного наследия. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, которой установлено бездействие административного ответчика в лице Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по определению предмета охраны объекта культурного наследия. Согласно ст. 44 (ч.2 и 3) Конституции РФ каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В порядке реализации указанных конституционных требований был принят Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», обеспечивающий сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия. Данные задачи достигаются за счет принятия мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, а также за счет последующего обеспечения сохранности этих объектов. Объектами культурного наследия являются объекты недвижимого имущества и иные объекты с историческими связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, и иные, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, градостроительства, искусства, науки, техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В соответствии со ст. 15 указанного ФЗ, ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Согласно ст. 20.1 Закона при регистрации в реестре объектов данного культурного наследия указываются вид объекта культурного наследия и учитываются предмет охраны объекта культурного наследия, определенный в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и границы территории объекта культурного наследия. По смыслу пп.6 п.2 ст. 18 Закона предмет охраны объекта культурного наследия – особенности объекта, являющиеся основаниями для включения его в реестр и подлежащие обязательному сохранению. С предметом охраны объекта культурного наследия непосредственно связана и государственная охрана такого объекта. В частности, согласно пп. 5 и 10 п.2 ст. 33 Закона, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление предмета охраны и законодательное закрепление ответственности за осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны. В силу ст. 9.2 Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия. Распоряжением администрации Липецкой области от 09.01.2018 №3-р утверждено Положение об управлении по охране объектов культурного наследия Липецкой области. В силу п.п. 2.1 и 2.3 Положения, Управление осуществляет в пределах своей компетенции деятельность по сохранению объектов культурного наследия, находящихся на территории Липецкой области, по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия. Проверкой установлено, что на территории Добринского района по адресу: 399420, Липецкая область, Добринский район, с. Богородицкое ул. Богородицкая, дом 57а, расположена Церковь Казанской Божией Матери, зарегистрированная в качестве объекта культурного наследия регионального значения в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации за № 481510350720005. До настоящего времени Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области не установлен предмет охраны указанного объекта, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по государственной охране объекта культурного наследия (памятника) регионального значения. Определение предмета охраны как совокупности особенностей, описывающих историко-культурную ценность объекта культурного наследия, направленно на сохранение памятника как самого объекта охраны. Установление предмета охраны объекта культурного наследия необходимо для сохранения историко-культурной ценности объекта охраны. Бездействие Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по определению предмета охраны объекта культурного наследия, расположенного на территории Добринского района, может повлечь за собой утрату историко-культурных ценностей такого объекта, препятствует надлежащей государственной охране такового. Ненадлежащее осуществление Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области предусмотренных законодательством полномочий по государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Добринского района в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко- культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Просит суд признать бездействие Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по неисполнению полномочий по государственной охране объекта культурного наследия «Церковь Казанской Божией Матери», расположенного по адресу: 399420, Липецкая область, Добринский район, с. Богородицкое ул. Богородицкая, дом 57а, в части не установления предмета охраны указанного объекта культурного наследия, незаконным. Обязать Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по установлению предмета охраны объекта культурного наследия «Церковь Казанской Божией Матери», расположенного по адресу: 399420, Липецкая область, Добринский район, с. Богородицкое ул. Богородицкая дом 57а.
В судебном заседании прокурор – Казельская В.Н. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить, не возражала против установления срока – в течении 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик – Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области и заинтересованное лицо – Религиозная организация «Липецкая Епархия Русской Православной Церкви» в судебное заседание не явились; о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ: прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, объектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ст. 44 (ч.2 и 3) Конституции РФ каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направлен на обеспечение сохранения, использования, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия. Данные задачи достигаются за счет принятия мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, а также за счет последующего обеспечения сохранности этих объектов.
Объектами культурного наследия являются объекты недвижимого имущества и иные объекты с историческими связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, и иные, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, градостроительства, искусства, науки, техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 15 указанного ФЗ, ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Согласно ст. 20.1 Закона при регистрации в реестре объектов данного культурного наследия указываются вид объекта культурного наследия и учитываются предмет охраны объекта культурного наследия, определенный в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и границы территории объекта культурного наследия.
По смыслу пп.6 п.2 ст. 18 Закона предмет охраны объекта культурного наследия – особенности объекта, являющиеся основаниями для включения его в реестр и подлежащие обязательному сохранению. С предметом охраны объекта культурного наследия непосредственно связана и государственная охрана такого объекта. В частности, согласно пп. 5 и 10 п.2 ст. 33 Закона, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление предмета охраны и законодательное закрепление ответственности за осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны.
В силу ст. 9.2 Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Распоряжением администрации Липецкой области от 09.01.2018 №3-р утверждено Положение об Управлении по охране объектов культурного наследия Липецкой области. В силу п.п. 2.1 и 2.3 Положения, Управление осуществляет в пределах своей компетенции деятельность по сохранению объектов культурного наследия, находящихся на территории Липецкой области, по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Судом установлено:
На территории Добринского муниципального района Липецкой области расположен объект культурного наследия: «Церковь Казанской Божией Матери», расположенный по адресу: 399420, Липецкая область, Добринский район, с. Богородицкое ул. Богородицкая дом 57а. На данный объект не утвержден предмет охраны.
Указанный объект значится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются как и ответом самого административного ответчика, так и представленными прокурором материалами с административным исковым заявлением.
При установленных обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Устанавливая срок исполнения обязанности суд учитывает требования разумности, справедливости, приходит к выводу об установлении срока в 24 месяца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Добринского района Липецкой области к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности определить предмет охраны культурного наследия - удовлетворить.
Признать бездействие Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по неисполнению полномочий по государственной охране объекта культурного наследия «Церковь Казанской Божией Матери», расположенного по адресу: 399420, Липецкая область, Добринский район, с. Богородицкое ул. Богородицкая дом 57а, в части не установления предмета охраны указанного объекта культурного наследия, незаконным.
Обязать Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области ИНН 4826134421 в течении 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по установлению предмета охраны объекта культурного наследия «Церковь Казанской Божией Матери», расположенного по адресу: 399420, Липецкая область, Добринский район, с. Богородицкое ул. Богородицкая дом 57а.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Добринский районный суд Липецкой области.
Судья Наставшева О.А.
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2022 г.