ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-593/2022 от 22.09.2022 Чулымского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-593/2022

Поступило в суд 06.09.2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2022 года г.Чулым

Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Ждановой О.А.

с участием представителя административного истца - пом. прокурора Чулымского района Власова Е.А.

представителя административного ответчика ФИО6

при секретаре Пожидаевой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чулымского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг и создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Чулыма Новосибирской области, понуждении к исполнению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чулымского района Новосибирской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг и создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Чулыма, понуждении к исполнению действий, указав, что в силу п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российски Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8- ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего гарантируется оказание на безвозмездной основе закрытого перечня услуг, указанных в пунктах 1-4 части-1 статьи 9 Закона о погребении.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, сказанные в части 1 статьи 9 Закона о погребении, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

При этом Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 9 Закона о погребении, иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Положениями ч. 2 ст. 25 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ предусматривается, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно положений ст. 26 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06. 1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

Таким образом, приведенными выше нормами закона предусматривается обязанность органов местного самоуправления по организации специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности, а также выделение необходимых денежных средств для оказания услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ.

Постановлением главы города Чулыма от 23.11.2018 №242 утверждено положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на теоритории города Чулыма Чулымского района Новосибирской области (далее - сложение), с внесенными 09.02.2018 изменениями.

Согласно указанному Положению, услуги по погребению, содержанию кладбищ и иным вопросам похоронного дела возложены на специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Однако вопреки указанным требованиям закона и Положения администрацией города Чулыма специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не определен.

По фактам выявленных нарушений 13.07.2022 прокурором района внесено представление главе города Чулыма с требованием организовать надлежащим образом ритуальные услуги, создав на территории г. Чулыма специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Однако по состоянию на 05.09.2022 данные нарушения не устранены.

Согласно информации администрации города Чулыма от 18.08.2022 следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, из-за отсутствия денежных средств в бюджете г. Чулыма.

Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования города Чулыма, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просят признать бездействие администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг и создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Чулыма незаконным.

Обязать администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области исполнить требования ст.ст. 9, 25, 26, 29 Федерального Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» по надлежащей организации похоронного дела на территории города Чулыма Новосибирской области, создав спецированную службу по вопросам похоронного дела на территории города Чулыма Новосибирской области, либо наделив функциями специализированной службы уже действующие учреждения (предприятия).

Установить администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области срок для совершения указанных действий в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. (л.д. 7 -10).

В судебном заседании пом. прокурора Чулымского района Власов Е.А. заявленные требования и доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации г.Чулыма Чулымского района Новосибирской области – ФИО1 с заявленными требованиями согласна, подтвердила, что по спецированная служба по вопросам похоронного дела на территории не создана, действующие учреждения (предприятия) не наделены функциями специализированной службы, намерены сделать это в течение 6 месяцев.

Выслушав пом. прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно в силу п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российски Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8- ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего гарантируется оказание на безвозмездной основе закрытого перечня услуг, указанных в пунктах 1-4 части-1 статьи 9 Закона о погребении.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о погребении, услуги по погребению, сказанные в части 1 статьи 9 Закона о погребении, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

При этом Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 9 Закона о погребении, иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ, гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06. 1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

Таким образом, приведенными выше нормами закона предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по организации специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности, а также выделение необходимых денежных средств для оказания услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ.

Распоряжением главы администрации города Чулыма № 85-р от 03.10.2018 года назначено ответственное лицо за работу в сфере погребения и похоронного дела – заместитель главы администрации города Чулыма – Чепиков С.В. (л.д. 25).

Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на теоритории города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, являющееся приложением к постановлениюж администрации города Чулыма, Чулымского района, Новосибирской области от 09.02.2018 года № 25, с внесенными изменениями постановлением главы города Чулыма от 09.02.2018, предусматривает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела – организация, создаваемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, основным видом которой является оказание услуг по погребению (п. 1.2.5). Организация похоронного дела на территории муцниципального образования осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, муниципальными правовыми актами (л.д. 17 – 24).

Согласно информации руководителя ГАУ НСО «Чулымский специальный дом- интернат для престарелых и инвалидов» от 16.06.22 прокурору Чулымского района, данное учреждение просит оказать содействие по вопросу захоронения умерших получателей социальных услуг данного учреждения, самостоятельно осуществлять захоронения не имеют право, так как данный вид деятельности не предусмотрен их Уставом. Достигнута договоренность между учреждением и администрацией города Чулыма, что в случае смерти получателя социальных услуг, в этот же день им направляется уведомление о смерти, с приложением оригинала паспорта умершего, после чего принимаются меры по захоронению. Однако, данное соглашение регулярно не выполняется. Ответственное лицо из числа сотрудников администрации, не назначено. В случае, когда возникает необходимость доставить тело умершего в МОРГ г. Чулыма, возникают проблемы (л.д. 11 – 12).

Согласно информации администрации города Чулыма от 30.06.2022 года, направленной в адрес прокурора Чулымского района, на территории города Чулыма специализированная служба по вопросам похоронного дела отсутствует (л.д. 14)

13.07.2022 прокурором района внесено представление главе города Чулыма с требованием организовать надлежащим образом ритуальные услуги, создав на территории г. Чулыма специализированную службу по вопросам похоронного дела. (л.д. 15)

Согласно ответу главы администрации города Чулыма от 13.07.2022 года, представление прокурора рассмотрено, специализированная служба по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании г. Чулыма не создана в связи с тем, что в бюджете г. Чулыма на 2022 год денежные средства на данные цели отсутствуют (л.д. 16).

Таким образом, в суде установлено, подтверждено представителем административного ответчика, что администрацией города Чулыма специализированная служба по вопросам похоронного дела, не создана, порядок ее деятельности не определен.

Неисполнение администрацией города Чулыма Чулымского района Новосибирской области возложенной на нее по закону обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаются препятствия к реализации прав неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.

Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права граждан, проживающих на территории муниципального образования города Чулыма, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

Изложенное свидетельствует о неправомерном бездействии администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, поскольку вопросы местного значения сельского поселения в сфере организации похоронного дела посредством реализации полномочий, в том числе, перечисленных в статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не решаются.

Наличие в администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области специалиста, на которого возложены обязанности по работе в сфере погребения и похоронного дела, не свидетельствует о принятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что наделение действующего учреждения (предприятия) функциями специализированной службы также является действием по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, суд полагает требования прокурора удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг и создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Чулыма Новосибирской области. Обязать администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, во исполнение требований ст.ст. 9, 25, 26, 29 Федерального Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» по надлежащей организации похоронного дела на территории города Чулыма Новосибирской области - создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории города Чулыма Чулымского района Новосибирской области.

Доказательств, дающих основание для принятия иного решения по делу, сторонами не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг и создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Чулыма Новосибирской области.

Обязать администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, во исполнение требований ст.ст. 9, 25, 26, 29 Федерального Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» по надлежащей организации похоронного дела на территории города Чулыма Новосибирской области - создать спецированную службу по вопросам похоронного дела на территории города Чулыма Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись О.А.Жданова

Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2022 года.

Председательствующий: подпись О.А.Жданова

Подлинный документ находится в административном деле № 2а-593/2022 Чулымского районного суда Новосибирской области

УИД 54RS0042-01-2022-000954-62