ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-593/2023 от 22.12.2023 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

Дело № 2а-593/2023

УИД 86RS0018-01-2023-000899-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2023 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Косолаповой О.А.,

с участием истца прокурора Ялчибаева Р.А.,

административного ответчика Злыгостева П.Н.,

представителя административного ответчика Вурм М.В.,

при секретаре Загородниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-593/2023 по административному исковому заявлению прокурора Кондинского района в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Леуши Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, заинтересованное лицо ОМВД России по Кондинскому району, о признании незаконным бездействия по обеспечению дорожного движения с.Леуши - п. Лиственичный Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по обустройству дорожного движения с. Леуши - п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец прокурор Кондинского района в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Леуши Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ( администрация с.п. Леуши), заинтересованное лицо ОМВД России по Кондинскому району. Административный истец просит

-признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Леуши по обеспечению безопасности дорожного движения, в части непринятия мер по обустройству стационарного электрического освещения на участках автомобильной дороги с.Леуши-с.Лиственичный, Кондинского района, ХМАО-Югры: км0+700-км0+950 (справа), км 1+340-км 1+490 (справа), км2+410-км2+910 (справа) и км3+010-км3+360 (справа), ограждений дорожного перильного типа на участках автомобильной дороги ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры: км0+530-км0+580 (справа, слева), км0+584-км0+591 (справа, слева), дорожных светофоров Т7 на участках автомобильной дороги по ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры км0+580 (справа) и км0+584 (слева), тротуара (пешеходной дорожки) на участке автомобильной дороги по ул. Космонавтов, п. Лиственичный, Кондинского района, ХМАО-Югры: км0+5 80-км0+597(справа);

-обязать администрацию сельского поселения Леуши в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по обустройству:

-стационарного электрического освещения на автомобильной дороге с.Леуши-с.Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры: км0+700-км0+950 (справа), км 1+340-км 1+490 (справа), км2+410-км2+910 (справа) и кмЗ+010-кмЗ+360 (справа);

-ограждений дорожного перильного типа на участках автомобильной дороги по ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры: км0+530-км0+580 (справа, слева), км0+584-км0+591 (справа, слева);

-дорожных светофоров Т7 на участках автомобильной дороги по ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры: км0+580 (справа) и км0+584 (слева);

-тротуара (пешеходной дорожки) на участке автомобильной дороги ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры: км0+580-км0+597(справа).

В обоснование административных исковых требований указано, что на основании информации ОМВД России по Кондинскому району прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Леуши требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в собственности муниципального образования сельское поселение Леуши находится автомобильная дорога с.Леуши-с.Лиственичный Кондинский район ХМАО-Югры, относящаяся к IV категории и автомобильная дорога по ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинский район ХМАО-Югры, относящаяся к V категории.

По результатам обследования улично-дорожной сети сельского поселения Леуши, проведенного 21.06.2023 совместно с ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району, установлено, что в нарушения вышеуказанных требований закона в районе МКОУ «Леушинская СОШ» на автомобильной дороге с.Леуши-п.Лиственичный и автомобильной дороге по ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры отсутствуют стационарное электрическое освещение, удерживающие ограждения перильного типа, дорожные светофоры Т7 и тротуар (пешеходная дорожка).

По фактам выявленных нарушений закона 26.06.2023 прокуратурой района главе сельского поселения Леуши вносилось представление.

Кроме того, 18.08.2023 и 12.09.2023 ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району по выявленным нарушениям в сфере безопасности дорожного движения в отношении администрации сельского поселения Леуши составлены протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 12.34 КоАП, которые находятся на рассмотрении мирового суда.

Вместе с тем, выявленные нарушения в сфере безопасности дорожного движения администрацией сельского поселения Леуши в настоящее время не устранены.

По результатам обследования улично-дорожной сети сельского поселения Леуши, в том числе в районе МКОУ «Леушинская СОШ», проведенного 26.10.2023 совместно с ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району выявлено следующее:

-отсутствие стационарного электрического освещения на участках автомобильной дороги с.Леуши-с.Лиственичный: км0+700-км0+950 (справа), км 1+340-км 1+490 (справа), км2+410-км2+910 (справа) и км3+010-км3+360 (справа);

-отсутствие ограждения дорожного перильного типа на участках автомобильной дороги ул. Космонавтов, п. Лиственичный: км0+530-км0+580 (справа, слева), км0+584-км0+591 (справа, слева);

-отсутствие дорожных светофоров Т7 на участках автомобильной дороги: ул. Космонавтов, п. Лиственичный км0+580 (справа) и км0+584 (слева);

-отсутствие тротуара (пешеходной дорожки) на участке автомобильной дороги ул. Космонавтов, п. Лиственичный: км0+580-км0+597 (справа).

Таким образом, необеспечение соответствия автомобильных дорог установленным требованиям создает угрозу возникновения ДТП с участием несовершеннолетних, причинения вреда жизни и здоровью, что не способствует реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской. Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В связи с тем, что длительное непринятие администрацией сельского поселения Леуши мер по обустройству тротуаров, удерживающих ограждений перильного типа, а также стационарного электрического освещения, дорожных светофоров Т7 создает реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения, в том числе детей - учащихся МКОУ «Леушинская СОШ», указанное исковое заявление предъявляется прокурором Кондинского района.

Заинтересованное лицо ОМВД России по Кондинскому району надлежаще извещено о времени и месте разбирательства дела, представитель в суд не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствует.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица.

В судебном заседании истец прокурор Ялчибев Р.А. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, в дополнение указал, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Представители административного ответчика Злыгостев П.Н., Вурм М.В. административный иск признали частично, возражают против признания незаконным бездействие администрации с.п. Леуши по указанным в административном иске требованиям, поскольку административным ответчиком принимались меры по исполнению требований законодательства по вопросам организации дорожного движения, 29.12.2022 принята муниципальная программа «Создание условий для комфортного проживания жителей», в которую включены мероприятия по организации дорожной деятельности, с исполнением в 2-2602030 г.г. в соответствии с финансовыми возможностями с.п. Леуши. Также возражают против указанных в административном иске сроков исполнения обязанностей по устранению нарушений, полагая его неразумным, указали, что выполнения всех указанных требований необходим срок не менее 1 года, ссылаясь на отсутствие финансовых средств и с учетом процедуры муниципальной закупки.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, представленные сторонами, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.«б» п.8 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» к 2024 году необходимо обеспечить решение приоритетной задачи по сохранности автомобильных дорог местного значения, предусмотренной национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Согласно п.4.3 Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», одной из задач реализации данного национального проекта является исполнение Федерального проекта «Безопасность дорожного движения».

В соответствии с подпунктом 7 п.4.3. Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в рамках реализации Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» до 31.12.2024 необходимо создать условия для повышения безопасности участников дорожного движения.

Подпунктом 7.3 п.3 Паспорта Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» задачами и результатами федерального проекта является деятельность в рамках направления по развитию системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышению безопасности дорожных условий предусматривает обеспечение безопасного участия пешеходов в дорожном движении, устранение и профилактику возникновения опасных участков дорожного движения, пробок и заторов, организацию транспортного планирования с целью обеспечения безопасного и эффективного трафика, развитие интеллектуальных транспортных систем, обеспечение пассивной и послеаварийной безопасности дорог и дорожной инфраструктуры.

В соответствии с ч.3, п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу п.4 ст.6 Закона №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В п.5 ч.1 ст.3 Устава муниципального образования сельского поселения Леуши закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п.6 ст.3 Закона №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно п.6.5 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289, дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов.

В силу п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют на нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.

В силу п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если:

- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1;

- не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком

ли пешеходным переходом;

- по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе.

В соответствии с п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

В силу п.4.5.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.

Согласно п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что на основании решения о проведении проверки № 753 от 06.10.2023 исполнения законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой Кондинского района проведена проверка в администрации сельского поселения Леуши, в ходе которой установлено, что в собственности с.п. Леуши находятся автомобильная дорога с.Леуши-с.Лиственичный Кондинский район ХМАО-Югры, относящаяся к IV категории и автомобильная дорога по ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинский район ХМАО-Югры, относящаяся к V категории ( л.д. 19-32).

При обследовании дорожной сети с.п. Леуши установлено, что в районе МКОУ «Леушинская СОШ» на автомобильной дороге с.Леуши-п.Лиственичный и автомобильной дороге по ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры отсутствуют стационарное электрическое освещение, удерживающие ограждения перильного типа, дорожные светофоры Т7 и тротуар (пешеходная дорожка) (л.д.33-44).

Согласно протоколам осмотра ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району №№1, 2 от 26.10.2023 при обследовании улично-дорожной сети сельского поселения Леуши, в том числе в районе МКОУ «Леушинская СОШ», выявлены нарушения:

-отсутствие стационарного электрического освещения на участках автомобильной дороги с.Леуши-п.Лиственичный: км0+700-км0+950 (справа), км 1+340-км 1+490 (справа), км2+410-км2+910 (справа) и км3+010-км3+360 (справа);

-отсутствие ограждения дорожного перильного типа на участках автомобильной дороги ул. Космонавтов, п. Лиственичный: км0+530-км0+580 (справа, слева), км0+584-км0+591 (справа, слева);

-отсутствие дорожных светофоров Т7 на участках автомобильной дороги: ул. Космонавтов, п. Лиственичный км0+580 (справа) и км0+584 (слева);

-отсутствие тротуара (пешеходной дорожки) на участке автомобильной дороги ул. Космонавтов, п. Лиственичный: км0+580-км0+597 (справа) ( л.д. 54-58).

По данным нарушениям прокуратурой района 16.06.2023 главе сельского поселения Леуши внесено представление, принимались меры реагирования со стороны надзорного органа ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району, однако нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в полном объеме не устранены ( л.д.45-51)

В силу п.4 ст.6 Закона №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п.5 ч.1 ст.3 Устава муниципального образования сельского поселения Леуши закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( л.д.71-88).

Доказательств исполнения обеспечения мер по обустройству тротуаров, удерживающих ограждений перильного типа, а также стационарного электрического освещения, дорожных светофоров Т7 администрацией сельского поселения Леуши не представлено.

Доводы административного ответчика о разработке муниципальной программы, планировании мероприятий по исполнению требований закона в части обеспечения дорожного движения на территории с.п. Леуши на 2026-2030 г.г. о надлежащем исполнении указанных обязанностей не свидетельствует.

Бездействие администрации с.п. Леуши по принятию мер по обустройству тротуаров, удерживающих ограждений перильного типа, а также стационарного электрического освещения, дорожных светофоров Т7 создает реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения, в том числе детей - учащихся МКОУ «Леушинская СОШ».

Указанный в административном иске срок устранения нарушений закона 6 месяцев суд полагает недостаточным для принятия необходимых мер по обеспечению по обустройству тротуаров, удерживающих ограждений перильного типа, а также стационарного электрического освещения, дорожных светофоров Т7, с учетом требований исполнимости судебного решения, сезонности выполнения работ по обустройству объектов дорожной инфраструктуры суд приходит к выводу об установлении срока для устранения нарушений 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

Административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Кондинского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Леуши по обеспечению безопасности дорожного движения, в части непринятия мер по обустройству стационарного электрического освещения на участках автомобильной дороги с.Леуши-с.Лиственичный, Кондинского района, ХМАО-Югры: км0+700-км0+950 (справа), км 1+340-км 1+490 (справа), км2+410-км2+910 (справа) и км3+010-км3+360 (справа), ограждений дорожного перильного типа на участках автомобильной дороги ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры: км0+530-км0+580 (справа, слева), км0+584-км0+591 (справа, слева), дорожных светофоров Т7 на участках автомобильной дороги по ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры км0+580 (справа) и км0+584 (слева), тротуара (пешеходной дорожки) на участке автомобильной дороги по ул. Космонавтов, п. Лиственичный, Кондинского района, ХМАО-Югры: км0+5 80-км0+597(справа).

Обязать администрацию сельского поселения Леуши в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по обустройству:

-стационарного электрического освещения на автомобильной дороге с.Леуши-с.Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры: км0+700-км0+950 (справа), км 1+340-км 1+490 (справа), км2+410-км2+910 (справа) и кмЗ+010-кмЗ+360 (справа);

-ограждений дорожного перильного типа на участках автомобильной дороги по ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры: км0+530-км0+580 (справа, слева), км0+584-км0+591 (справа, слева);

-дорожных светофоров Т7 на участках автомобильной дороги по ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры: км0+580 (справа) и км0+584 (слева);

-тротуара (пешеходной дорожки) на участке автомобильной дороги ул. Космонавтов, п. Лиственичный Кондинского района ХМАО-Югры: км0+580-км0+597(справа).

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 15 января 2024 года.

Судья подпись

КОПИЯ ВЕРНА

Судья О.А. Косолапова

Подлинный документ подшит в материалах дела № 2а-593/2023, находящегося в Кондинском районном суде ХМАО-Югры.