ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5949/2021 от 28.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2021-003245-21

2а-5949/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2021 года г.Оренбург

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,

при секретаре Пашевкиной Е.И.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Оренбурга в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ликвидатор сессий» о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет" информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

у с т а н о в и л:

прокурор Дзержинского района г. Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а именно информации о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у граждан, выявлены сайты, расположенные по следующим адресам: http:..., на страницах которых размещена информация об оказании платных услуг по изготовлению и продаже дипломов ВУЗов, колледжей, училищ/ПТУ, дипломов бакалавра (магистра), специалиста, приложений к диплому, школьных аттестатов и справок, свидетельств и других документов. Сайты имеют свободный вход, регистрация пользователей для доступа к ресурсам не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материалы в электронном виде может любой интернет-пользователь. Размещение информации на сайте в свободном доступе фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе, права граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.

Административный истец просит суд признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: расположенных по адресам: http:... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 возражал против удовлетворения требований административного искового заявления, полагает, что информация на сайте с доменным именем https://orenburg.magistr.ru/, как подтверждается актом осмотра, направлена исключительно на предоставление пользователю данных о деятельности компании и перечне оказываемых ей услуг и не содержит сведений о выделяемой конкретной услуги из массы однородных, то есть не является по своей правовой природе рекламой с точки зрения которой ее наделяет законодатель в Федеральном законе «О рекламе».

Представитель административного истца, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно положениям ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.

В соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» запрещена реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

При этом понятие выпускной квалификационной работы содержится в Приказе Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (далее - Приказ).

Согласно пункту 12 указанного Приказа выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

По смыслу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" диссертация на соискание ученой степени доктора наук - научно-квалификационная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

При этом диссертация на соискание ученой степени кандидата наук - научно-квалификационная работа, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 10 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

Судом установлено, что в настоящее время в сети Интернет в открытом доступе на странице с URL-адресом: https... размещена информация об оказании услуг по написанию дипломных, курсовых и иных работ и изготовлению дипломов, приложений к диплому, школьных аттестатов и справок, свидетельств и других документов, находящиеся в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

Информация на данном Интернет-ресурсе, в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» фактически является информационным пособничеством к совершению уголовно и административно наказуемых действий, создает опасность для основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан.

В связи с чем, сведения, размещённые на указанной выше интернет-странице, являются информацией, запрещённой к распространению в Российской Федерации.

На день рассмотрения судом административного иска страница https... не внесена в реестр запрещенных.

Доводы представителя административного ответчика о том, что информация, размещенная на их сайте, не является рекламой, поскольку является информацией об оказываемых услугах на сайте их производителя, подлежат отклонению, исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании части 4 статьи 3 Закона N 138-ФЗ под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона о рекламе).

Из содержания размещенной обществом на сайте информации, следует, что данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.

Ненадлежащей согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

При этом противоправными являются действия, совершенные в нарушение закона, или посягающие на установленный законодательством порядок.

На момент рассмотрения дела владелец страницы ООО «Ликвидатор сессий» приостановило доступ к странице. Поскольку в реестр запрещенных данная страница не внесена, владелец имеет возможность возобновить работу данной страницы, судом оценены представленные в материалы дела скрин-шоты страницы в сети интернет (л.д. 11, 91).

В отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Из содержания данных страниц следует, что сайте ООО «Ликвидатор сессий» размещена информация не только о видах оказываемых услуг, но и преимуществах заказа работу у общества: «наша команда авторов имеет большой опыт написания работ различного уровня сложности, написанием работ мы занимаемся профессионально, трехступенчатая проверка работ и система контроля качества.

В нижней части страницы имеются ссылки «продажа готовых работ», позволяющие перейти в раздел заказа.

Таким образом, размещенная на странице информация направлена на привлечение внимания к услуге и её выделению среди однородных товаров.

Кроме того, следует также принимать во внимание, что образовательная деятельность в силу Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию, в том числе указанный в выписке из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО «Ликвидатор сессий» - образование дополнительное детей и взрослых (Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года №1490 «О лицензировании образовательной деятельности». Сведений о наличии у общества соответсвующей лицензии сайт не содержит.

Оказание платных образовательных услуг без лицензии влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, страница https... содержит информацию об осуществлении деятельности, влекущей административную ответственность.

Оценив в совокупности изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Дзержинского района г. Оренбурга части признания запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, содержащей на сайте https..., поскольку ей распространение влечет административную ответственность.

По состоянию на 28 сентября 2021 года доступ к информации, находившейся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, размещенной в сети Интернет по адресам: http:..., по решениям Кировского районного суда г.Астрахани Астраханской области от 31 марта 2021 года, Советского районного суда г. Тулы Тульской области от 15 апреля 2021 года, Басманного районного суда г. Москвы от 9 июня 2021 года закрыт.

В соответствии с ч.6 ст. 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья прекращает производство по административному делу, если указанные в нем доменное имя, указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Поскольку ранее доступ к информации, размещенной в сети Интернет по адресам: http:... был закрыт по решению суда, то производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Дзержинского района г.Оренбурга к обществу с ограниченной ответственностью «Ликвидатор сессий» о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации – удовлетворить частично.

Признать размещенную на интернет - сайте: https... информацию запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Производство по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Оренбурга в части признания информации, размещенной на интернет -сайтах: http:..., запрещенной на территории Российской Федерации, прекратить.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Оренбурга.

Судья: подпись В.В. Линькова

Мотивированное решение составлено: 28 сентября 2021 года.

Судья: подпись В.В. Линькова