ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-594/20 от 19.08.2020 Чайковского городского суда (Пермский край)

УИД 59RS0040-01-2020-000567-08 КОПИЯ

Дело № 2а-594/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2020 года город Чайковский


Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего Коноваловой И.Е.,

при секретаре судебного заседания Бабиковой М.А.,

с участием представителя административного истца Шубко М.В.,

представителей административного ответчика Крыловой О.А., Лузиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Коновалова Е.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Пермскому краю о признании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Коновалова Е.А. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю о признании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным.

В обоснование требований указала, что ответчиком проведена камеральная налоговая проверка декларации истца по НДФЛ за 2018 год, по результатам которой принято решение о привлечении Коноваловой И.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения № 2597 от 5 ноября 2019 года. Данным решением налогоплательщику вменяется: недоимка по НДФЛ в размере 243750 рублей, пени в размере 6528,44 рублей, штраф в размере 6093,75 рубля. Решением по апелляционной жалобе Управления ФНС по Пермскому краю № 18-16/106 от 25 февраля 2020 года жалоба Коновалова Е.А. оставлена без удовлетворения. Оспариваемое решение нарушает права истца, так как лишает ее права на уменьшение суммы облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных расходов, этим решением Коновалова Е.А. необоснованно привлечена к налоговой ответственности. С решением налогового органа истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным. В 2007-2008 годах Коновалова Е.А. совместно с ФИО1 приобрели объекты недвижимости (жилые комнаты), расположенные по адресу: <адрес>. 3 октября 2018 года истец продала долю в объекте недвижимости. В связи с продажей недвижимости Коновалова Е.А. представила в налоговый орган документы, подтверждающие фактически произведенные ей расходы, связанные с приобретением реализованного объекта недвижимости, однако в уменьшении доходов на сумму расходов ей было отказано в связи с использованием недвижимости в предпринимательской деятельности. Истец с данным доводом не согласна, недвижимое имущество приобретено в 2007-2008 годах, продано в 2018 году, иных сделок по покупке-продаже недвижимости в этот период истец не совершала, то есть данная сделка является единичным случаем и не может расцениваться как предпринимательская деятельность. Данное помещение истец в предпринимательской деятельности не использовала, использование его другими лицами не может служить основанием для отказа в предоставлении вычета. Также ответчик нарушил сроки проведения проверки. Просит признать незаконным и отменить решение Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю № 2567 от 5 ноября 2019 года о привлечении Коновалова Е.А. ИНН к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2018 год.

Определением от 2 июля 2020 года в качестве соответчика привлечено Управление ФНС по Пермскому краю.

Административный истец – Коновалова Е.А. о месте и времени судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца – Шубко М.В. в судебном заседании требования поддержал по доводам искового заявления. Пояснил, что в своих возражениях административный ответчик ссылается на наличие у истца статуса ИП в 2004-2014 годах с заявленными видами деятельности: подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, однако при проведении проверки налоговый орган ссылался на получение прибыли от сдачи помещения в аренду. Данный вид деятельности истцом не заявлен. Продажа имущества произведена значительно позже прекращения деятельности в качестве ИП. Довод о том, что квартиры приобретались с целью реконструкции для дальнейшего использования в торговой или иной предпринимательской деятельности опровергается тем, что разрешение на строительство получено через 9 месяцев после приобретения квартир, что не характерно для предпринимательской деятельности. Помещения покупались для личных целей, а именно для проживания в них. Осуществление предпринимательской деятельности иным лицом не может служить основанием для признания факта использования налогоплательщиком этого имущества в предпринимательской деятельности. Факт сдачи в аренду спорного помещения ничем не подтвержден. Пояснения <данные изъяты> не являются относимыми и допустимыми, поскольку содержат противоречия. Протокол осмотра № 359 от 7 ноября 2018 года не относится к спорному помещению. Расходы связанные с реконструкцией, регистрацией и переводом спорных помещений в нежилой фонд не подтверждаются платежными документами, договоры не подтверждают, что истец несла такие расходы. Помещение, приобретенное в 2011-2012 года по адресу: <адрес> не имеет отношения к проданному помещению и претензиям налогового органа.

Представители административного ответчика Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю – Крылова О.А., Лузина С.В. в судебном заседании с требованиями не согласились. Пояснили, что 6 мая 2019 года Коновалова Е.А. представила налоговую декларацию по НДФЛ за 2018 год в связи с получением дохода от продажи магазина промышленных товаров, находящегося по адресу: <адрес>. Данное помещение использовалось в предпринимательской деятельности, соответственно налоговый вычет для него не предусмотрен. Отсутствие государственной регистрации само по себе не означает, что деятельность гражданина не может быть квалифицирована в качестве предпринимательской, если она фактически является таковой. В случае, когда имущество используется в предпринимательской деятельности, либо по своим функциональным характеристикам предназначено для использования в целях, связанных с предпринимательской деятельностью, то доход, полученный от продажи нежилого помещения непосредственно связан с предпринимательской деятельностью. Коновалова Е.А. с 21 сентября 2004 года по 10 июля 2014 года была зарегистрирована в качестве ИП и осуществляла предпринимательскую деятельность. Согласно сведениям из ЕГРИП истцом были заявлены виды деятельности: подготовка к продаже собственного недвижимого имущества; покупка и продажа собственного недвижимого имущества; предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. В 2007-2008 годах Коновалова Е.А. совместно с ФИО1 были приобретены в долевую собственность жилые комнаты по адресам: <адрес> с целью реконструкции для дальнейшего использования в торговой, либо иной предпринимательской деятельности. Приобретаемое имущество по своим функциональным характеристиками изначально приобреталось для использования в предпринимательских целях, для использования в личных целях не предназначалось. По адресу: <адрес> в период с 2015-2018 года свою предпринимательскую деятельность осуществлял ИП ФИО2, который являлся супругом ФИО1 Также по адресу: <адрес> осуществляло свою деятельность <данные изъяты>. Письмом от 13 сентября 2019 года директор <данные изъяты> подтвердил выплату арендной платы в размере 500 рублей в месяц Коновалова Е.А. Доказательств использования имущества в личных целях как физическим лицом не представлено. Для отнесения деятельности к предпринимательской существенное значение имеет не факт получения прибыли, а направленность действий предпринимателя на ее получение. Указанное нежилое помещение «Магазин промышленных товаров» по своим характеристикам и потребительским свойствам не предназначено для использования в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательскими, целях. Приобретение жилых помещений с последующей их реконструкцией и переводов в нежилое помещение связано с намерением использовать данное помещение в предпринимательской деятельности. Налогоплательщик понес соответствующие расходы, связанные с приобретением комнат, реконструкцией, регистрацией и переводом их назначения из жилого в нежилое. Также 25 августа 2011 года и 4 октября 2012 года Коновалова Е.А. приобрела в собственность комнаты по адресу: <адрес>, который 30 марта 2013 года были сняты с учета и после реконструкции объединены в один объект по адресу: <адрес>. Что указывает на систематическое осуществление деятельности. При проведении проверок в отношении ИП ФИО2, <данные изъяты>Коновалова Е.А. не опровергала факта использования помещения в предпринимательских целях. В связи с тем, что истец на момент продажи имущества не являлась ИП, то права на профессиональный вычет она не имеет. Налоговая декларация истцом была подана 30 апреля 2019 года, зарегистрирована 6 мая 2019 года. Проверка началась 6 мая 2019 года, а окончена 6 августа 2019 года. После проведения проверки в течение 10 дней был составлен акт налоговой проверки № 1747 от 20 августа 2019 года, который 26 августа 2019 года был вручен Коновалова Е.А. В связи с поступлением 13 сентября 2019 года дополнительных документов, представленных по требованию от 6 августа 2019 года и для предоставления налогоплательщику права на ознакомление 3 октября 2019 года принято решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 5 ноября 2019 года. Решение о продлении вручено истцу 7 октября 2019 года. 5 ноября 2019 года вынесено решение о привлечении Коновалова Е.А. к налоговой ответственности, решение вручено 12 ноября 2019 года. Дополнительно пояснили, что индивидуальные предприниматели вправе заниматься любой незапрещенной законом деятельностью. Длительность срока между приобретением комнат в собственность и получением разрешения на их реконструкцию связана с необходимостью соблюдения соответствующих процедур. Действующее законодательство не содержит норм или официального понятия, которые бы характеризовали предпринимательскую деятельность, как деятельность направленную на скорейшее получение финансового результата. Основанием для отказа в предоставлении вычета являются два условия: наличие имущества и использование его в предпринимательской деятельности. Отсутствуют понятия налогоплательщик и доход от предпринимательской деятельности, что означает, что данное имущество может использования в предпринимательской деятельности иных лиц. Продолжительность использования имущества, дающая право на освобождение от НДФЛ, законом не установлена. Помещение является неделимым, использование его в предпринимательской деятельности одним из собственников означает использование этого помещения в предпринимательской деятельности и Коновалова Е.А. Наличие печати на ответе в налоговый орган не является обязательным условием. Подписи в документах сделаны как генеральным директором <данные изъяты>ФИО3, так и действующим на основании доверенности ФИО4 Законом не установлен порядок предоставления документов по требованию налогового органа, предоставление сканированных копий по электронной почте не является нарушением, кроме того договора то 29 сентября 2015 года прошел государственную регистрацию. С поступившими 13 сентября 2019 года документами истец была ознакомлена, в связи с чем нарушений ее прав не допущено. При этом подпись истца в договоре аренды представителем истца не оспаривается. Обособленное подразделение <данные изъяты> по адресу: <адрес>, поставлено на налоговый учет 15 декабря 2015 года, в связи с чем осуществлять деятельность по данному адресу оно не могло ранее указанной даты. Несоблюдение <данные изъяты> условий договора отношения к настоящему спору не имеет. При перераспределении всех расходов, связанных с реконструкцией, регистрацией и переводом спорных жилых помещений в нежилой фонд на основании договоров об их приобретении, а также разрешений на реконструкцию и ввод в эксплуатацию на второго собственника у Коновалова Е.А. возникает экономическая выгода в виде экономии, что является доходом. Согласно позиции ВАС РФ установленный срок для проведения проверки не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Ограничений по дате запроса документов не установлено.

Административный ответчик – Управление ИФНС по Пермскому краю о месте и времени судебного заседания извещены, представителя в суд не направили, возражений по иску не представили.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает обязанность каждого своевременно платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право: 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 1). Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (п. 1). За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).

Согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе: 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом (п. 1). Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах (п. 3).

В соответствии с ст. 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (п. 1). Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1). При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий: 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; 2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов: 1) камеральные налоговые проверки; 2) выездные налоговые проверки (п. 1). Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2).

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1). Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2).

Согласно ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1). В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (п. 5).

В соответствии со ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1). Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем) (п. 2). В акте налоговой проверки указываются: 1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку; 2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). 3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют; 5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки); 6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки; 7) период, за который проведена проверка; 8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка; 9) даты начала и окончания налоговой проверки; 10) адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица; 11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки; 12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; 13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 3). Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 5). Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6).

В соответствии с п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи (п. 1). Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 настоящего Кодекса и пунктом 6.2 настоящей статьи. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (п. 2). Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен: 1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению; 2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения; 3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя; 4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности; 5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения (п. 3). При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки. При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса. При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол (п. 4). В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки (участник (участники) консолидированной группы налогоплательщиков), нарушение законодательства о налогах и сборах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 5). В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы (п. 6). Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки. Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий. Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 6.1). По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7). В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения. В случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога) (п. 8). Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения ответственному участнику этой группы. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса. Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части (п. 9). Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения (п. 14).

Согласно п. 1 ст. 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Согласно ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3). Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени (п. 5).

В соответствии с п. 1 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события налогового правонарушения; 2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; 3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

В соответствии с ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) (п. 1). Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) (п. 3).

В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права (п. 1). Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке (п. 2). В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса (п. 3).

Согласно ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1). Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2).

В соответствии со ст. 140 НК РФ в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы (п. 1). Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу). Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) (п. 2). По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: 1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; 2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера; 3) отменяет решение налогового органа полностью или в части; 4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; 5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу (п. 3). Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц. Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия (п. 6).

Согласно ст. 142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 208 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (п. 1). Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2). Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (п. 3). Налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 214.10 настоящего Кодекса (п. 6).

Согласно ст. 214.10 НК РФ налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1).

В соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период: от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса; от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Положения настоящего пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей: имущественный налоговый вычет при продаже имущества (пп. 1, п. 1). Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: имущественный налоговый вычет предоставляется: в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей; вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества. Если иное не предусмотрено подпунктом 2.1 или 2.2 настоящего пункта, положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении доходов, полученных: от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности (пп. 1, пп. 2, пп. 4 п. 2).

Согласно ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой (пп. 2 п. 1). Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (п. 2). Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3).

В соответствии со ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (п. 1). В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода. Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (п. 4).

19 июля 2007 года между ФИО5 и Коновалова Е.А., ФИО1 заключен договор купли-продажи комнаты по адресу: <адрес> (л.д. 104-105).

27 июля 2007 года между ФИО6, ФИО7 и Коновалова Е.А., ФИО1 заключен договор купли-продажи комнаты по адресу: <адрес> (л.д. 106-107).

29 августа 2007 года между ФИО8 и Коновалова Е.А., ФИО1 заключен договор купли-продажи комнаты по адресу: <адрес> (л.д. 101-103).

27 февраля 2008 года между ФИО9 и Коновалова Е.А., ФИО1 заключен договор купли-продажи комнаты по адресу: <адрес> (л.д. 99-100).

1 декабря 2008 года Коновалова Е.А., ФИО1 выдано разрешение на строительство № RU , которым разрешена реконструкция нежилого помещения под магазин промышленных товаров, общая площадь магазина 92,45 кв.м., торговая площадь помещений 85,55 кв.м., а также крыльцо, расположенного по адресу: <адрес> Действие разрешения продлено до 10 июля 2010 года (л.д. 109).

12 июля 2010 года Коновалова Е.А., ФИО1 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU , которым разрешен ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капительного строительства «Реконструкция нежилого помещения под магазин промышленных товаров», расположенного по адресу: <адрес> Общая площадь 92,5 кв.м., торговая площадь 85,6 кв.м. Стоимость строительства объекта 369587 рублей (л.д. 108).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 5 августа 2010 года Коновалова Е.А. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение под магазин промышленных товаров, назначение: торговое, общая площадь 92,5 кв.м., этаж 1, адрес: <адрес>

Согласно договору купли-продажи магазина промышленных товаров от 3 октября 2018 года, заключенному между ФИО1, Коновалова Е.А. и ФИО10 продавцы обязуются передать в собственность покупателя, а покупатель принять магазин промышленных товаров, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер (п. 1.1). Назначение: нежилое помещение (п. 1.2). Отчуждаемый магазин промышленных товаров принадлежит продавцам по праву общей долевой собственности по 1/2 доле каждой (п. 1.3). Отчуждаемый магазин промышленных товаров продается за согласованную сторонами цену в размере 3750000 рублей (п. 2.1). Договор подписан сторонами, заверен нотариусом Никулиной В.П. (л.д. 94-96).

Фактически имущество передано покупателю 12 октября 2018 года (л.д. 97).

30 апреля 2019 года Коновалова Е.А. подала налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, указав общую сумму доходов подлежащих налогообложению в размере 1875000 рублей, сумму налоговых вычетов в размере 1875000 рублей. Источник выплаты дохода – продажа недвижимости. Сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, 1875000 рублей (л.д. 64-67).

6 августа 2019 года Коновалова Е.А. направлено требование № 3856 о представлении пояснений, в которой Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю сообщает, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе декларации по НДФЛ предоставленной Коновалова Е.А. за 2018 год, выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствия сведений представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. Коновалова Е.А. представлена декларация с отражением суммы дохода от продажи магазина промышленных товаров по адресу: <адрес>. Так как имущество имело целевое назначение для ведения предпринимательской деятельности, поэтому, доход от продажи подлежит налогообложению как доход, полученный от предпринимательской деятельности. При этом налогоплательщик не имеет права на налоговый вычет. Так как имущество ранее использовалось в предпринимательской деятельности Коновалова Е.А. необходимо предоставить уточненную декларацию за 2018 года с суммой дохода от продажи магазина промышленных товаров без учета расходов, связанных с приобретением комнат по адресу: <адрес> Требование получено Коновалова Е.А. 13 августа 2019 года (л.д. 67, 68).

7 августа 2019 года Коновалова Е.А. направлено уведомление № 1178 о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений в связи с налоговой проверкой по налоговой декларации за 2018 год (л.д. 69).

Согласно акту налоговой проверки от 20 августа 2019 года, составленного по факту камеральной проверки в отношении Коновалова Е.А. в связи с представлением налоговой декларации по НДФЛ за 2018 год. В ходе проверки представлены документы: договор купли-продажи магазина промышленных товаров от 3 октября 2018 года; свидетельство о государственной регистрации от 5 августа 2010 года; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; разрешение на строительство; договор купли-продажи от 27 февраля 2008 года; договор купли-продажи от 29 августа 2007 года; договор купли-продажи от 19 июля 2007 года; договор купли-продажи от 27 июля 2007 года. Проверка проведена за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года. Дата начала проверки 6 мая 2019 года, дата окончания проверки 6 августа 2019 года. Проверкой установлено, что нежилое помещение магазина промышленных товаров по адресу: <адрес>, использовалось в коммерческих целях. Налогоплательщиком занижена налоговая база, так как неправомерно заявлены расходы в связи с приобретением жилых комнат, что привело к не исчислению налога за 2018 год на сумму 243750 рублей. Налогоплательщик допустил налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ. Акт налоговой проверки получен Коновалова Е.А. 26 августа 2019 года (л.д. 70-73).

20 августа 2019 года Коновалова Е.А. направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № 1180, извещение получено 26 августа 2019 года (л.д. 74).

23 августа 2019 года Коновалова Е.А. и ФИО1 направили в Межрайонную ИФНС № 18 по Пермскому краю письмо, в котором указали, что на момент продажи недвижимого имущества они индивидуальными предпринимателями не являлись. Цена продажи имущества 3750000 рублей, а цена покупки 3800000 рублей (л.д. 92).

2 октября 2019 года Коновалова Е.А. направила возражения по акту камеральной налоговой проверки (л.д. 75-76).

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю от 3 октября 2019 года срок рассмотрения материалов налоговой проверки продлен. Основанием для продления срока является поступление 13 сентября 2019 года дополнительных документов от <данные изъяты>. Решение получено Коновалова Е.А. 7 октября 2019 года (л.д. 77).

3 октября 2019 года Коновалова Е.А. направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № 1841, извещение получено 7 октября 2019 года (л.д. 78).

1 ноября 2019 года Коновалова Е.А. направила дополнение к акту камеральной проверки (л.д. 80).

Решением № 2597 от 5 ноября 2019 года Коновалова Е.А. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 112 НК РФ, ей назначено наказание, с учетом наличия смягчающих оснований, в виде штрафа в размере 6093,75 рубля (л.д. 15-26, 81-87).

Решением № 18-16/106 по апелляционной жалобе от 25 февраля 2020 года апелляционная жалоба Коновалова Е.А. оставлена без удовлетворения (л.д. 30-38, 145-149).

Решение направлено Коновалова Е.А. 28 февраля 2020 года (л.д. 27, 144).

Из представленных документов следует, что жилые помещения приобретались истцом в целях предпринимательской деятельности, данный факт подтверждается тем, что после приобретения комнат в собственность они были переоборудованы под нежилое помещение магазина промышленных товаров. Данное помещение по своему назначению (нежилое, торговое, магазин) не может быть использовано в личных и бытовых целях, может быть использовано только в предпринимательской деятельности. Кроме того, жилые помещения приобретались в период, когда истец осуществляла предпринимательскую деятельность с основным видом деятельности: подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, затем они были объединены в одно помещение, переведены в нежилое, с назначением: торговые. Данные действия обоснованно расценены налоговым органом, как действия связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Тот факт, что данное помещение длительное время не продавалось, и было продано после прекращения истцом статуса индивидуального предпринимателя, не может служить доказательством, что оно не использовалось в предпринимательской деятельности. Поскольку предпринимательская деятельность лица не ограничена, указанной в ЕГРИП деятельностью, а отсутствие у лица статуса индивидуального предпринимателя не является основанием для непризнания его деятельности предпринимательской, учитывая, что фактически данное помещение было предоставлено иным лицам, в том числе супругу второго собственника, для осуществления предпринимательской деятельности.

Довод истца о том, что между приобретением жилых помещений и получением разрешения на строительство, прошел длительный срок, суд находит необоснованным, поскольку подготовка необходимых документов для обращения и соблюдения установленной законом процедуры может занимать длительное время, в том числе в связи с необходимостью подготовки проекта реконструкции, проведение экспертизы безопасности проведения реконструкции, а также иные действия.

Из толкования норм гражданского и налогового законодательства, касающегося осуществления лицом предпринимательской деятельности без соответствующего официального статуса, не имеет правового значения, что административный истец на момент продажи недвижимого имущества не была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. То обстоятельство, что от сдачи в аренду недвижимого имущества административный истец доход не получала, не исключает в ее действиях по сдаче в аренду нежилого помещения признаков предпринимательской деятельности, поскольку, ключевым обстоятельством, наличие которого позволяет квалифицировать отношения сторон как предпринимательские, является цель деятельности – извлечение прибыли, а не сам факт ее получения.

Таким образом, выводы административного ответчика, отраженные в решении, суд находит обоснованными.

Нарушений при проведении камеральной проверки и вынесении решения, влекущих безусловную его отмену, в судебном заседании не установлено. Нарушение срока проведения камеральной проверки само по себе не может служить таким основанием, если налогоплательщик участвовал при рассмотрении материалов налоговой проверки и мог представить свои объяснения. Иные нарушения могут быть признаны существенными, если они привели или могли привести к принятию неправомерного решения. В настоящем споре нарушение срока не привело и не могло привести к принятию неправомерного решения, поскольку решение основано на представленных истцом документах, а также документах, полученных в установленные законом сроки для проведения проверки. Истец со всеми представленными документами знакомилась, представляла свои письменные возражения по ним.

Доводы о том, что документы, представлены <данные изъяты> по истечении срока проверки, заслуживают внимания, однако существенного значения при рассмотрении материалов налоговой проверки и привлечения к ответственности данные документы не имели, соответственно основанием для отмены решения быть не могут.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Коновалова Е.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Пермскому краю о признании решения № 2597 от 5 ноября 2019 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца после составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 02 сентября 2020 года.

Судья /подпись/ И.Е. Коновалова

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи __________________________

секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам М.А. Бабикова

_____________________

"__" _____________ 20__ г

Решение (определение) ____ вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-594/2020

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края