ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-594/2021 от 06.08.2021 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-594/2021

УИД 56RS0015-01-2021-000859-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 06 августа 2021 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Полтевой В.А.,

при секретаре Юдиной Т.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 16 марта 2021 года, заинтересованного лица прокурора Гирс Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

администрация муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование требований ссылаясь на то, что решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2020 года по гражданскому делу № 2а-537/2020 на администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, направленные на обеспечение транспортного обслуживания населения Кувандыкского городского округа Оренбургской области по маршрутам: г. Кувандык – с. Большое Чураево, г. Кувандык – д. Юлгутла, г. Кувандык – с. Никольское. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 21 января 2021 года указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области – без удовлетворения.

В ходе исполнения данного судебного акта на основании постановления администрации № 338-п от 16 марта 2021 года организовано проведение открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области по нерегулируемым тарифам: лот №1 – г. Кувандык – с. Большое Чураево, лот №2 – г. Кувандык – д. Юлгутла, лот №3 – г. Кувандык – с. Никольское. Установлен срок подачи заявок на участие в конкурсе: с 17 марта 2021 года по 16 апреля 2021 года.

05 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО2 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, предмет исполнения: обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, направленные на обеспечение транспортного обслуживания населения Кувандыкского городского округа Оренбургской области по маршрутам: г. Кувандык – с. Большое Чураево, г. Кувандык – д. Юлгутла, г. Кувандык – с. Никольское. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Копия указанного постановления получена администрацией 16 апреля 2021 года.

В эту же дату, 16 апреля 2021 года, в соответствии с постановлением № 338-п от 16 марта 2021 года, администрацией производилось вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, объявленного 16 марта 2021 года. Однако, в ходе проведения конкурса не было подано ни одной заявки ни по одному лоту, в связи с чем, конкурс признан несостоявшимся. Комиссией единогласно было принято решение о проведении открытого конкурса повторно. 16 апреля 2021 года данная информация направлена а адрес судебного пристава-исполнителя ФИО2

На основании постановления администрации муниципального образования Кувандыкскиий городской округ Оренбургской области № 616-п от 17 мая 2021 года организовано повторное проведение открытого конкурса на право получения свидетельств на осуществление перевозок по вышеуказанным маршрутам регулярных перевозок, установлен срок подачи заявок – с 17 мая 2021 года по 18 июня 2021 года, определена дата вскрытия конвертов с заявками – 18 июня 2021 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО2 от 17 мая 2021 года администрации назначен новый срок для исполнения судебного акта – в течение 5 дней со дня получения постановления, а также вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением им решения суда в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения решения. Копии указанных постановлений получены администрацией 28 мая 2021 года.

Административный истец полагает, что в данном случае администрация приняла все разумные и достаточные меры для добровольного исполнения решения суда, поскольку отсутствует фактическая возможность исполнить решение суда в установленный срок в силу причин, за которые должник по исполнительному производству не несет ответственности. Так, объявленный повторно 17 мая 2021 года конкурс вновь признан несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки ни по одному из трех лотов, что подтверждается протоколом вскрытия и рассмотрения конвертов с заявками от 18 июня 2021 года. Информация об этом направлена в адрес судебного пристава-исполнителя 05 июля 2021 года.

Со ссылкой на положения ст. 401 Гражданского кодекса РФ просит освободить администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению от 17 мая 2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от 05 апреля 2021 года.

Определением судьи от 21 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Кувандыкский межрайонный прокурор.

В судебном заседании представитель административного истца администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске доводам и просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что постановление о взыскании исполнительского сбора они не оспаривают, но считают, что в данном случае имеются основания для освобождения администрации от взыскания исполнительского сбора. К исполнению судебного акта по организации транспортного сообщения между селами Кувандыкского района и г. Кувандыком администрация приступила до возбуждения исполнительного производства, 16 марта 2021 года был объявлен конкурс для подачи заявок на получение свидетельств на перевозку, который 16 апреля 2021 года признан несостоявшимся. Повторно объявленный конкурс, уже после возбуждения исполнительного производства, также не состоялся, потенциальные перевозчики с заявками не обращаются, так как маршруты являются фактически убыточными. После окончания срока действия свидетельств у перевозчиков эти маршруты были закрыты. В ином порядке, кроме как через объявление конкурса, выдать свидетельства на право регулярных пассажирских перевозок администрация не может. Полагает, что со стороны администрации предприняты все возможные меры для добровольного исполнения судебного решения. До возбуждения исполнительного производства был объявлен конкурс, который признан несостоявшимся, повторно объявленный конкурс также не состоялся. Вины администрации в данном случае не имеется.

Заинтересованное лицо прокурор Гирс Е.А. в судебном заседании полагала доводы административного истца обоснованными, не возражала против их удовлетворения, поскольку решение суда не исполнено по не зависящим от администрации обстоятельствам.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области ФИО2, представитель административного ответчика УФССП России по Оренбургской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и заинтересованного лица.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ч. 1 ст.и 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 1 ст.112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

При этом, частью 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также предоставлено право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В силу п. 1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (абз.2 п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2020 года по гражданскому делу № 2а-537/2020 исковые требования Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившееся в ненадлежащей организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами Кувандыкского городского округа Оренбургской области. Суд обязал администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, направленные на обеспечение транспортного обслуживания населения Кувандыкского городского округа Оренбургской области по маршрутам: г. Кувандык – с. Большое Чураево, г. Кувандык – д. Юлгутла, г. Кувандык – с. Никольское.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 21 января 2021 года указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановлением администрации № 338-п от 16 марта 2021 года организовано проведение открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области по нерегулируемым тарифам: лот №1 – г. Кувандык – с. Большое Чураево, лот №2 – г. Кувандык – д. Юлгутла, лот №3 – г. Кувандык – с. Никольское. Установлен срок подачи заявок на участие в конкурсе: с 17 марта 2021 года по 16 апреля 2021 года. Извещение о проведении данного конкурса размещено на официальном сайте администрации http//regionkuv.orb.ru/economic-mo-transport/ 17 марта 2021 года.

05 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО2 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, предмет исполнения: обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, направленные на обеспечение транспортного обслуживания населения Кувандыкского городского округа Оренбургской области по маршрутам: г. Кувандык – с. Большое Чураево, г. Кувандык – д. Юлгутла, г. Кувандык – с. Никольское. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Копия указанного постановления получена администрацией 16 апреля 2021 года.

Согласно протоколу вскрытия от 16 апреля 2021 года, в соответствии с постановлением № 338-п от 16 марта 2021 года, администрацией произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, объявленного 16 марта 2021 года. В ходе проведения конкурса не было подано ни одной заявки ни по одному лоту, в связи с чем, конкурс признан несостоявшимся. Комиссией единогласно было принято решение о проведении открытого конкурса повторно.

16 апреля 2021 года данная информация (исх. номер 01-18/1604) направлена а адрес судебного пристава-исполнителя ФИО2 на ее электронную почту fattaxova@56.fssp.gov.ru и продублирована заказным почтовым отправлением 19 апреля 2021 года, которое получено адресатом 23 апреля 2021 года.

Таким образом, должник по исполнительному производству в течение пяти дней после получения постановления о возбуждении исполнительного производства сообщил судебному приставу о причинах неисполнения судебного акта и направил подтверждающие документы.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО2 от 17 мая 2021 года администрации назначен новый срок для исполнения судебного акта – в течение 5 дней со дня получения постановления, а также вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением решения суда в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения решения и непредоставлением доказательств уважительности причин неисполнения исполнительного документа.

Копии указанных постановлений получены администрацией 28 мая 2021 года.

На основании постановления администрации муниципального образования Кувандыкскиий городской округ Оренбургской области № 616-п от 17 мая 2021 года организовано повторное проведение открытого конкурса на право получения свидетельств на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок г. Кувандык – с. Большое Чураево, г. Кувандык – д. Юлгутла, г. Кувандык – с. Никольское, установлен срок подачи заявок – с 17 мая 2021 года по 18 июня 2021 года, определена дата вскрытия конвертов с заявками – 18 июня 2021 года.

Извещение о проведении данного конкурса размещено на официальном сайте администрации http//regionkuv.orb.ru/economic-mo-transport/ 17 мая 2021 года.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 18 июня 2021 года, в соответствии с постановлением № 616-п от 17 мая 2021 года администрацией произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, объявленного 17 мая 2021 года. В ходе проведения конкурса не было подано ни одной заявки ни по одному лоту, в связи с чем, конкурс признан несостоявшимся.

05 июля 2021 года администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области в адрес судебного пристава-исполнителя ФИО2 направлена информация о том, что повторный конкурс, объявленный 17 мая 2021 года, признан несостоявшимся.

На основании анализа представленных сторонами сведений суд приходит к выводу о том, что в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о совершении административным истцом после получения постановления о возбуждении исполнительного производства и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, в частности, путем объявления конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области по нерегулируемым тарифам: лот №1 – г. Кувандык – с. Большое Чураево, лот №2 – г. Кувандык – д. Юлгутла, лот №3 – г. Кувандык – с. Никольское. Однако, 16 апреля 2021 года конкурс признан несостоявшимся ввиду того, что ни по одному из лотов не подано ни одной заявки.

Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, исполнение администрацией судебного решения об осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение транспортного обслуживания населения Кувандыкского городского округа Оренбургской области, иначе, чем путем проведения открытого конкурса, в силу закона невозможно.

Учитывая, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора административный истец не располагал возможностью исполнить решение суда ввиду того, что объявленный им до возбуждения исполнительного производства конкурс после возбуждения исполнительного производства признан несостоявшимся, виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа по спорному исполнительному производству административным истцом не допущено.

Ввиду отсутствия данных о наличии вины администрации в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований не имеется.

Принимая во внимание, что администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ как должником приняты исчерпывающие меры по добровольному исполнению исполнительного документа, последняя подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО2 от 17 мая 2021 года.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению от 17 мая 2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от 05 апреля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: В.А. Полтева

В окончательной форме решение принято 10 августа 2021 года.

Председательствующий: В.А. Полтева