ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-594/22 от 23.06.2022 Сасовского районного суда (Рязанская область)

Дело № 2а-594/ 22 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2022 года р.п. Пителино

Сасовский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Рожковой Г.А.

при секретаре Федюшкиной Г.М.

с участием представителя административного истца зам. прокурора Пителинского района Парамонова Р.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Пителинского района в интересах Ермо-Николаевского сельского поселения Пителинского муниципального района Рязанской области к Администрации МО – Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправлении и возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества – жилого дома

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пителинского района предъявил административный иск в интересах Ермо-Николаевского сельского поселения Пителинского муниципального района Рязанской области к Администрации МО – Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправлении и возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества – жилого дома, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и противодействии терроризму, в ходе которой выявлены нарушения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту - Федеральный закон № 35-ФЗ) под антитеррористической защищенностью объекта (территории) подразумевается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Согласно ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Решением Совета депутатов муниципального образования - Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области от 05.10.2011 № 121 утверждено Положение об участии в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах Ермо-Николаевского сельского поселения (далее по тексту - Положение). Согласно п. 2.3. Положения администрация Ермо-Николаевского сельского поселения Пителинского муниципального района наделена полномочиями по подготовке предложений и разработке мер по профилактике терроризма, устранению причин и условий, способствующих его проявлению, а также обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, включающих организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, находящиеся на территории поселения. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 2.1. Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Статьей 218 ГК РФ установлено, что лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Согласно п. 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее - Порядок), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. Согласно п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. На территории муниципального образования - Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области имеется бесхозный объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: Рязанская область, Пителинский район, д. Лукино, ул. Озерная, д. 7, который, согласно выписке из ЕГРН, собственника не имеет. Распоряжение бесхозяйной вещью отнесено к компетенции органа местного самоуправления, однако администрацией МО – Ермо-Николаевское сельское поселение меры по постановке указанного объекта на учет как бесхозяйного имущества не приняты. Кроме того, согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отнесены к неналоговым доходам бюджетов. В силу ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма. Таким образом, непринятие мер по постановке на учет бесхозяйного имущества и последующего оформления права собственности на него фактически препятствуют администрации сельского поселения реализовывать свои полномочия по решению вопроса местного значения в сфере жилищных правоотношений и способствует недофинансированию местного бюджета в результате неиспользования указанного имущества по назначению. Более того, указанный жилой дом способствует подготовке совершения противоправных действий террористического характера на территории поселения. Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться в будущем, привлечь таких лиц в процесс в качестве истцов, указать их в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении гражданского дела не представляется возможным.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО – Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: Рязанская область, Пителинский район, д. Лукино, ул. Озерная, д.7; обязать администрацию МО – Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества жилого дома, расположенного по адресу: Рязанская область, Пителинский район, д. Лукино,
ул. Озерная, д. 7; в соответствии со ст. 178 КАС РФ установить срок для исполнения судебного решения.

В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора Пителинского района Парамонов Р.Ю. поддержал административные исковые требования в полном объеме.

В суд представитель административного ответчика не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно, представил отзыв на исковое заявление №111 от 20.06.2022, согласно которого исковые требования признают полностью. Последствия признания иска понятны.

Представитель МО по Ермишинскому, Кадомскому, Пителинскому, Сасовскому районам, г.Сасово Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в суд не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно, причина неявки неизвестна.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.

Согласно ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Статьей 218 ГК РФ установлено, что лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что на территории муниципального образования - Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области имеется бесхозяйный объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: Рязанская область, Пителинский район, д. Лукино, ул. Озерная, д. 7, который, согласно выписке из ЕГРН, собственника не имеет.

Непринятие мер по постановке на учет бесхозяйственного имущества (жилого дома), выражается также в бездействии по оформлению права собственности на него и нарушении прав граждан в жилищной сфере. Более того указанный жилой дом способствует подготовке совершения противоправных действий террористического характера на территориипоселения.

Суд удовлетворяет административные требования прокурора района в интересах Ермо-Николаевского сельского поселения Пителинского муниципального района Рязанской области к администрации муниципального образования – Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправлении и возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества – жилого дома

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Пителинского района в интересах Ермо-Николаевского сельского поселения Пителинского муниципального района Рязанской области к администрации МО – Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправлении и обязывании осуществить государственную регистрацию прав на бесхозяйное имущество – жилой дом, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации МО – Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - жилого дома, расположенного по адресу: Рязанская область Пителинский район д.Лукино ул.Озерная, д.7.

Обязать администрацию МО – Ермо-Николаевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное имущество жилого дома, расположенного по адресу: Рязанская область Пителинский район д.Лукино ул.Озерная, д.7.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Сасовский районный суд (р.п. Пителино) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Г.А.Рожкова