ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5952/201912 от 12.11.2019 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

.

Дело № 2а-5952/2019 12 ноября 2019 года

78RS0008-01-2019-007072-31 Санкт‑Петербурга

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Красногвардейский районный суд Санкт‑Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой Н.А.,

при секретаре Шмыглиной П.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кочешкова Андрея Вячеславовича к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными решения,

с участием представителя административного ответчика,

УСТАНОВИЛ:

Кочешков А.В. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Главному Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – ГУ Росгвардии по СПб и ЛО), просит признать незаконным решение об отказе в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с целью коллекционирования.

В обоснование иска ссылается на то, что имеет лицензию на коллекционирование гражданского оружия и патронов к нему, выданную 10.09.2018. Решением сотрудника отдела лицензионно-разрешительной работы ГУ Росгвардии по СПб и ЛО от 13.09.2019 административному истцу отказано в выдаче лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия и патронов к нему в связи отсутствием пятилетнего летнего стажа владения гладкоствольным длинноствольным оружием. С указанным отказом административный истец не согласен, считает его не законным и не обоснованным, полагая, что имеет право на приобретение оружия с целью коллекционирования (в культурных и образовательных целях), дополнительное требование документов категорически запрещено согласно регламенту. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, но таковые сведенья, по мнению заявителя, в отказе не содержатся. Согласно акту проверки сохранности оружия у Кочешкова А.В. от 21.02.2019, составленному УПП полиции 22 отдела Красногвардейского района Лейтенантом полиции ФИО1 условия хранения оружия соответствуют законодательству Российской Федерации. Заявитель предоставлял в Росгвардию все необходимые документы (справки об отсутствии противопоказаний к владению оружием), имеет разрешение серии РОХа №20939707 действительное до 2022 года, РХ №0133482 (что доказывает наличие у гражданина коллекции) и лицензии на коллекционирование гражданского оружия и патронов к нему серии ЛКГ№ 00114482. Приобретать гражданское, охотничье оружие имеют право граждане, имеющие лицензию на коллекционирование данного вида оружия, следовательно, по мнению административного истца, отказ сотрудника отдела лицензионно-разрешительной работы ГУ Росгвардии по СПб и ЛО от 13.09.2019 является незаконным.

Административный истец Кочешков А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ГУ Росгвардии по СПб и ЛО Васильева О.В. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении требований, представила суду возражения.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с аб. 8 ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.

Следовательно, гражданину, претендующему на получение лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, законом предъявляется требование о непрерывном владении охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием на момент подачи заявления о выдаче лицензии не менее пяти лет.

Судом установлено, что 21.08.2019 Кочешков А.В. обратился в ГУ Росгвардии по СПб и ЛО с заявлением о выдаче лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия и патронов к нему, на которое 13.09.2019 получил отказ ввиду отсутствия на момент обращения у заявителя пятилетнего стажа владения огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием.

Кочешков А.В. не относится к числу лиц, занимающихся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, ранее являлся владельцем огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия 2 ствольное ИМ-53 (разрешение №КС-2834 сроком с 26.03.1996 до 26.03.1999 года). 10.09.1999, в связи с нарушением сроков перерегистрации оружия Кочешков А.В. добровольно безвозмездно сдал указанное оружие на утилизацию.

В период с 11.09.1999 по 31.03.2017 Кочешков А.А. владельцем огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия не являлся, срок владения и хранения огнестрельного гладкоствольного оружия был прерван. В указанный период - с 17.08.1995 и до 20.07.2004 фактически владел газовым револьвером RG-89 и газовым пистолетом ИЖ-76 на право владение которых Кочешкову А.В. выдана лицензия ВБ №0021353 от 20.07.1999. 13.07.2006 года от Кочешкова А.В. поступило заявление (с нарушением сроков перерегистрации гражданского оружия) о добровольной, безвозмездной сдаче вышеозначенного оружия на утилизацию. Лицензия ВБ №0021353 от 20.07.1999 аннулирована на основании ст. 26 Федерального закона «Об оружии», вследствие добровольного отказа от владения оружием.

Владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж административный истец вновь стал 05.04.2017 года, приобрев на основании выданной ему 31.03.2017 лицензии ЛГА №3827834 огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие Sarsilmaz SA-X700 (разрешение на право хранения и ношение РОХа № 18017382 сроком с 17.04.2017 до 17.04.2022).

10.09.2018 Кочешкову А.В. была выдана лицензия на коллекционирование оружия (патронов) серии ЛКГ №0014482. Согласно заключению об отказе в выдаче лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия и патронов к нему от 13.09.2019, приобщенному к материалам дела, общий стаж владения Кочешковым А.В. огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием исчисляется с 05.04.2017 года по настоящее время и составляет менее 5 лет.

Таким образом, на момент обращения в Центр лицензионно-разрешительной работы ГУ Росгвардии по СПб и ЛО 21.08.2019 с заявлением о выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом Кочешков А.В. владел охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием с 05.04.2017 года менее пяти лет.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 23.11.2017 года № 2539-О, оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, не только создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, но и сопряжен с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства, что требует от федерального законодателя установления механизма их защиты в рамках правового режима оборота оружия (постановления от 29 июня 2012 года N 16-П и от 17 июня 2014 года № 18-П). Предоставляя гражданам Российской Федерации право иметь в собственности (право приобретать, хранить, носить, использовать) гражданское оружие, т.е. оружие, предназначенное для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охоты (статья 3), Федеральный закон «Об оружии» устанавливает лицензионный (разрешительный) порядок его приобретения, хранения и ношения (статья 9), а также предусматривает ряд условий получения лицензий на приобретение оружия или разрешений на его хранение или хранение и ношение, в том числе в зависимости от вида гражданского оружия. Пятилетний срок владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием (аб. 8 ст. 13 ФЗ « об оружии») как условие возникновения права на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом обусловлен особыми техническими характеристиками приобретаемого оружия - большими дальностью стрельбы и убойной силой. Установление такого срока для лиц, чья профессиональная деятельность не связана с охотой, необходимо для приобретения ими устойчивых навыков безопасного обращения с оружием, не утрачиваемых к моменту приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом вследствие прерывания указанного срока. Кроме того, продолжительное и непрерывное владение и пользование охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием свидетельствует о безупречном и ответственном обращении гражданина с оружием.

Системный анализ положений статей 9 и 13 Федерального закона «Об оружии» позволяет сделать вывод, что к гражданину, претендующему на получение вышеуказанной лицензии, предъявляется требование о непрерывном владении охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием на момент подачи заявления не менее 5 лет. Указанное требование обусловлено тем, что огнестрельное оружие ввиду повышенной опасности относится к вещам, ограниченным в обороте, в связи с чем, установление минимального срока владения менее опасным гладкоствольным (по сравнению с нарезным) оружием направлено на обеспечение безопасности как самого гражданина, претендующего на получение лицензии, так и других лиц. Иное толкование закона привело бы к нарушению прав других лиц, что недопустимо.

Поскольку срок непрерывного владения Кочешковым А.В. охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием составляет менее пяти лет, то у него отсутствуют условия при которых в силу абзаца 8 статьи 13 Федерального закона «Об оружии» возникает право на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом. Отсутствие этого права в силу названных норм Федерального закона «Об оружии» препятствует возможности получения лицензии на приобретение такого оружия.

При таких обстоятельствах, отказ Кочешкову А.В. в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему является правомерным.

Доводы административного истца том, что приобретать гражданское, охотничье оружие с нарезным стволом имеют право граждане, имеющие лицензию на коллекционирование данного вида оружия, суд считает не состоятельным, поскольку аб.8 ст. 13 Федерального закона «Об оружии», установлен исчерпывающий перечень условий приобретения указанного вида оружия, исключения для его приобретения в целях коллекционирования, законом не предусмотрено.

В нарушение ст. 226 КАС Российской Федерации административным истцом не представлено доказательств, которые могли бы служить основанием для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, заявленные Кочешковым А.В. требования административного искового заявления подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/

Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2019 года.