ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5952/2022 от 26.10.2022 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-5952/2022

50RS0<№ обезличен>-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2022 г. г.о. Химки <адрес>

Химкинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Демидова В.Ю.,

при секретаре Богачёвой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3, ФИО1, ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным и обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд к административному ответчику с административным иском о признании решения незаконным и обязании предоставить жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно справке войсковой части № 69262 от 13.07.2022, ФИО3 заключил первый контракт о прохождении военной службы (не курсантом) <дата> сроком на пять лет. Календарная выслуга ФИО3 в Вооруженных силах РФ 32 года, в льготном исчислении 60 лет 11 мес. ФИО3 в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции 2002 года), как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 г., на первые пять лет военной службы должен был быть обеспечен служебным жилым помещением. При продолжении военной службы свыше указанных сроков ФИО3 должен был быть обеспечен жилым помещением на общих основаниях, то есть по договору социального найма. Таким образом, истец, заключив первый контракт о прохождении военной службы в 1993 г., приобрел право на получение постоянного жилого помещения в 1998 г.

<дата>ФИО3 обратился к заместителю командира эскадрильи по ИАС – начальнику ИАС (на самолетах МиГ-31) авиационной эскадрильи в/ч 69262 с рапортом об увольнении в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Согласно Листу беседы к предстоящему увольнению от <дата>ФИО3 представляется к увольнению по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Срок представления к увольнению – октябрь 2022 г. Желает быть обеспеченным жильем по избранному месту жительства.

В связи с предстоящим увольнением ФИО3 по льготному основанию (достижение предельного возраста пребывания на военной службе) административные истцы обратились в структурное подразделение ДЖО МО РФ территориальный отдел «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» с документами о принятии на учет нуждающихся в обеспечении постоянным жилым помещением по избранному месту жительства в г. Москве.

Решением № 09-20/06 от <дата> структурного подразделения ДЖО МО РФ территориального отдела «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» административным истцам отказано в признании нуждающимися в обеспечении постоянным жилым помещением по избранному месту жительства в г. Москве на том основании, что они имеют в постоянном пользовании жилое помещение по адресу: <адрес>, г.Елизово-5, ул. Школьная, д. 3, кв. 71. Как указано в данном решении, ФИО3 избрал постоянным местом жительства г. Москву, при этом учетная норма площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в получении жилого помещения на территории г. Москва составляет 9,0 кв.м. общей площади на одного человека, исходя из чего истцы обеспечены жилым помещением по нормам. По мнению истцов, указанное решение является незаконным и нарушает их жилищные права.

Учитывая изложенное, просят суд признать незаконным решение структурного подразделения Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ - Территориального отдела «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от <дата> № 09-20/06 об отказе ФИО1, ФИО2, ФИО3 в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, а также обязать административного ответчика предостаФИО2 В.А., супруге ФИО1, дочери ФИО2 жилое помещение по избранному месту жительства в г. Москве не менее 54 квадратных метров.

В судебном заседании представитель административных истцов поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и дате его проведения был извещен надлежащим образом. Принимая во внимание, что ответчик о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание своевременно не представил, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о его рассмотрении.

Выслушав объяснения представителя административных истцов, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Обеспечение права каждого на жилище (ст. 40, ч. 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40, ч. 2 и ч. 3).

Федеральный закон от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

На основании директивы Министра обороны Российской Федерации от <дата> № Д-31 «Об организации мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с <дата> переименован в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.

На основании приказа Министра обороны РФ от <дата> № 744 «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ», Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее ДЖО МО РФ) предназначен для обеспечения реализации мер социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в части жилищного обеспечения, полномочий по управлению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны, в соответствии с его назначением.

На основании п. 6 приказа Министра обороны РФ от <дата> № 744 ДЖО МО РФ подчиняется федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.

Обращаясь в суд с иском, истцы указали, что согласно справке войсковой части 69262 от 13.07.2022, ФИО3 заключил первый контракт о прохождении военной службы (не курсантом) <дата> сроком на пять лет.

Календарная выслуга ФИО3 в Вооруженных силах РФ 32 года, в льготном исчислении 60 лет 11 мес.

ФИО3, в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции 2002 г.), как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 г., на первые пять лет военной службы должен был быть обеспечен служебным жилым помещением. При продолжении военной службы свыше указанных сроков ФИО3 должен был быть обеспечен жилым помещением на общих основаниях, то есть по договору социального найма. Таким образом, истец, заключив первый контракт о прохождении военной службы в 1993 г., приобрел право на получение постоянного жилого помещения в 1998 г.

<дата> истцам, согласно ордеру администрации <адрес>, была предоставлена двухкомнатная квартира жилой площадью 29,3 кв.м. по адресу: г. Елизово-5, ул. Школьная, <адрес>, <адрес>. Данная квартира на основании постановления администрации <адрес> от <дата> № 731 была исключена из состава служебных. Согласно выписке из ЕГРН, сведения о зарегистрированных правах на указанное жилое помещение отсутствуют.

13.12.2011 истцы были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по избранному месту жительства г. Санкт-Петербурге. Решением начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 09-21/151 от 2016 г. административные истцы были сняты с учета нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства. Основанием для снятия с очереди нуждающихся в обеспечении жильем послужил тот факт, что истцы занимают квартиру по адресу: <адрес>, р-н Елизовский, г. Елизово-5, ул. Школьная, д. 3, кв. 71 на условиях социального найма.

Решением 35 гарнизонного военного суда от <дата> указанное решение жилищного органа было признано незаконным.

Апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от <дата> решение 35 гарнизонного военного суда от <дата> было отменено, а в исковых требованиях административных истцов, отказано. Как указала апелляционная инстанция в своем определении, истцы не имеют права состоять в очереди на получение жилья по избранному месту жительства, так как ФИО3 является военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы до <дата>, а на таких военнослужащих распространяется действие абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», где установлено, что жилые помещения военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы до <дата> предоставляются по избранному месту жительства только при увольнении по достижению предельного возраста, в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья. Апелляционная коллегия установила, что ФИО3 обеспечен жилым помещением в соответствии с нормами действующего законодательства по месту прохождения военной службы, льготное основание увольнения по достижению предельного возраста у него наступит только в 2023 г., сведений, что он планируется к увольнению материалы дела, не содержат.

Определением судьи кассационной инстанции Тихоокеанского флотского военного суда от <дата> оставлено в силе определение апелляционной инстанции от <дата>. Кассационный суд в своем определении указал, что ФИО3, как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до <дата> в период прохождения военной службы подлежит обеспечению жилым помещением по месту прохождения военной службы. Как указывает в своем определении судья кассационной инстанции, ФИО3 по месту службы обеспечен жилым помещением по нормам действующего законодательства, а право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» возникнет у ФИО3 в 2023 г. при достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Сведений о начатом увольнении ФИО3 материалы административного дела не содержат.

Определением Верховного Суда РФ от <дата> постановлено, что ФИО3 обеспечен по месту службы жилым помещением по установленным нормам, а значит, обеспечению жильем по избранному месту жительства он подлежит только при увольнении с военной службы, которое, исходя из представленных материалов, на момент рассмотрения дела не планировалось. Верховный Суд РФ в своем определении от <дата>, отказывая ФИО3 в удовлетворении жалобы, сослался на абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которым установлено, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до <дата> г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.

Таким образом, суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции и Верховный Суд РФ в своих судебных постановлениях установили, что административные истцы приобретут право на получение жилья по избранному месту жительства только тогда, когда ФИО3 будет представлен к увольнению по предельному возрасту, организационно штатным мероприятиям или состоянию здоровья.

Вышеуказанные судебные постановления вступили в законную силу, имеют преюдициальный характер и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, всеми должностными лицами государственных органов.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

<дата>ФИО3 обратился к заместителю командира эскадрильи по ИАС – начальнику ИАС (на самолетах МиГ-31) авиационной эскадрильи в/ч 69262 с рапортом об увольнении в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Согласно Листа беседы к предстоящему увольнению от <дата>ФИО3 представляется к увольнению по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Срок представления к увольнению – октябрь 2022 г. Желает быть обеспеченным жильем по избранному месту жительства.

В связи с предстоящим увольнением ФИО3 по льготному основанию (достижение предельного возраста пребывания на военной службе) административные истцы обратились в структурное подразделение ДЖО МО РФ территориальный отдел «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» с документами о принятии на учет нуждающихся в обеспечении постоянным жилым помещением по избранному месту жительства в г. Москве.

Решением № 09-20/06 от <дата> структурного подразделения ДЖО МО РФ территориального отдела «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» истцам отказано в признании нуждающимися в обеспечении постоянным жилым помещением по избранному месту жительства в г. Москве на том основании, что они имеют в постоянном пользовании жилое помещение по адресу: <адрес>, г. Елизово-5, ул. Школьная, д. 3, кв. 71. Как указано в данном решении, ФИО3 избрал постоянным местом жительства г. Москву, при этом учетная норма площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в получении жилого помещения на территории г. Москва составляет 9,0 кв.м. общей площади на одного человека, исходя из чего истцы обеспечены жилым помещением по нормам.

По мнению суда, указанное решение является незаконным, поскольку при его вынесении не приняты во внимание постановленные судебные определения апелляционной инстанции Тихоокеанского флотского военного суда от <дата>, кассационной инстанции Тихоокеанского флотского военного суда от <дата>, Верховного Суда РФ от <дата>, которыми установлено, что административные истцы приобретают право на избранное место жительства при увольнении ФИО3 по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

Документы о представлении ФИО3 к увольнению по достижению предельного возраста были представлены в структурное подразделение ДЖО МО РФ территориальный отдел «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» со всеми необходимыми материалами для признания нуждающимся в обеспечении жильем по избранному месту жительства в г. Москве.

Также, данным решением нарушен абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», где установлено, что жилые помещения военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы до <дата> г. предоставляются по избранному месту жительства при увольнении по достижению предельного возраста, в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

Таким образом, поскольку ФИО3 увольняется с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, то он и члены его семьи подлежат жилищному обеспечению по избранному месту жительства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку истцы избрали местом жительства город Москву, то ответчик, как уполномоченный орган по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, обязан предоставить административным истцам жилое помещение в городе Москве на состав семьи 3 человека не менее 54 квадратных метров, что соответствует нормам, установленным в ст. 15.1 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

При этом, необходимо учитывать, что Федеральным законом от <дата> № 199 ФЗ внесены поправки в абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В действующей на момент подачи иска редакции абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до <дата> г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, истцам положено жилое помещение по избранному месту жительства в г. Москве, поскольку ФИО3 первый контракт был заключен до <дата> г. (не курсантом). Административные истцы, согласно нотариальному обязательству, обязуются сдать государственным органам имеющуюся в пользовании квартиру по месту службы по адресу: <адрес>, р-н Елизовский, г. Елизово-5, ул. Школьная, д. 3, кв. 71. Истица ФИО2 является дочерью ФИО3 и ФИО1, и несмотря на достижение возраста 25 лет, остается быть членом их семьи в силу ст. 69 ЖК РФ, так как совместно с ними проживает и ведет общее хозяйство.

Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о наличии не зависящих от истцов обстоятельств, препятствующих им в реализации права на обеспечение жилым помещением, поскольку до настоящего времени они не обеспечены жилым помещением от Министерства обороны РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО3, ФИО1, ФИО2 – удовлетворить.

Признать незаконным решение структурного подразделения Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ – Территориального отдела «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от <дата> № 09-20/06 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.

Обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ предоставить ФИО3, совместно с супругой ФИО1 и дочерью ФИО2, жилое помещение по избранному месту жительства в г. Москве, площадью не менее 54 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение одного месяца.

Мотивированное решение составлено <дата> г.

Председательствующий В.Ю. Демидов