ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-595/20 от 11.08.2020 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск 11 августа 2020г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Моисеенко Я.Ю. с участием истца Колькиной Т.А., представителя ответчика Улыбиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-595-2020 по административному иску Колькиной Т.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования, ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области», министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту, о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт, о возложении обязанности по включению в списки на получение социальной выплаты на капитальный ремонт; по заявлению администрации Нижнеудинского муниципального образования о применении срока исковой давности к иску Колькиной Т.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Колькина Т.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования, ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской <адрес обезличен>» о признании незаконными ненормативных правовых актов, о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту, о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт, о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту, о признании права на социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, о возложении обязанности по включению в списки на получение социальной выплаты на капитальный ремонт и о выдаче соответствующего свидетельства, указав, что является собственником жилого дома на <адрес обезличен>. В июне 2019г. дом попал в зону затопления, и 02.09.2019г. по результатам строительно-технической экспертизы ООО «МНСЭ» межведомственная комиссия администрации после обследования дома вынесла заключение о том, что он пригоден для постоянного проживания. Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 27.09.2019г. "номер обезличен" дом был включён в списки индивидуальных домов, соответствующих требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и после повторного обследования дома комиссия пришла к тому же выводу о нуждаемости дома в текущем ремонте. Согласно проведённой по её инициативе технической экспертизе ООО «МНСЭ» от февраля 2020г. дом находится в ограниченно-работоспособном состоянии и нуждается в капитальном ремонте. Просит суд признать незаконными вышеуказанные заключение межведомственной комиссии о признании дома пригодным к проживанию и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 27.09.2019г. "номер обезличен" в части п.1.33 о соответствии дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и его пригодности к проживанию; признать жилое помещение подлежащим капитальному ремонту; признать её право на социальную выплату на капитальный ремонт жилого дома в соответствии с подп.2 п.1 постановления правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём»; обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования включить её в списки на получение социальной выплаты на капитальный ремонт, обязать ГКУ «Служба заказчика Иркутской области» выдать ей свидетельство на получение социальной выплаты на капитальный ремонт.

В судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Овчинникова С.И. в письменном заявлении просит о рассмотрении дела в её отсутствие, а представитель этого же ответчика Улыбина О.А. в судебном заседании заявила о непризнании иска ответчиком, об отсутствии оснований для признания ненормативных правовых актов недействительными, поскольку жилой дом был обследован дважды и с учётом выводов строительно-технической экспертизы был признан пригодным для проживания, нуждающимся в текущем ремонте. Заключение ООО «МНСЭ», полученное по договору истицы со специализированной организацией, вызывает сомнения ввиду использования в ходе обследования жилого помещения инструментов с истекшим сроком поверки, а также в связи с отсутствием указания на дефекты спорного жилого дома, которые делают его нуждающимся в капитальном ремонте. Просит применить срок исковой давности к иску в части признания незаконными ненормативных правовых актов и отказать в удовлетворении иска.

Представитель соответчика ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области», надлежащим образом извещённого о дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Определением суда от 16.03.2020г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, представитель которого Белоусова К.А. в письменном заявлении просит о рассмотрении дела в её отсутствие. В письменном заявлении указала на непризнание иска ответчиком, просит отказать в удовлетворении иска ввиду необоснованности исковых требований.

Поскольку неявка представителей ответчиков ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» и министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, в соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав истицу Колькину Т.А., представителя ответчика Улыбину О.А., исследовав материалы дела, суд находит подлежащим удовлетворению заявление администрации Нижнеудинского муниципального образования о применении срока исковой давности к иску Колькиной Т.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования в части признания незаконными ненормативных правовых актов, и иск Колькиной Т.А. не подлежащим удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Положение).

В соответствии с п.7 Положения признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Пунктами 33-40 Положения предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, в частности в силу п.33 таким основанием является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Пунктами 42-47 Положения установлен порядок и процедура оценки соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом в соответствии с п.43 Положения проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в частности, приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п.47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №1; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.

Судом установлено, что истица является собственником спорного жилого дома, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.03.2020г.

Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019г. "номер обезличен" был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.

Из акта обследования жилого дома от 10.07.2019г. "номер обезличен"-Т усматривается, что дом был подтоплен наводнением, при визуальном осмотре наблюдается разрушение цоколя, отмостки и фундамента. По результату осмотра комиссия пришла к выводу о необходимости дополнительного инструментального обследования дома.

С учётом заключения строительно-технической экспертизы ООО «МНСЭ», согласно которому снаружи и внутри здания дефектов не обнаружено, однако дом нуждается в текущем ремонте, заключающемся в проведении работ по осушению подполья, в связи с чем отсутствуют основания для признания помещения непригодным для проживания, заключением межведомственной комиссии от 02.09.2019г. жилое помещение признано пригодным для постоянного проживания, нуждающимся в текущем ремонте.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 27.09.2019г. "номер обезличен" жилой дом был признан соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и их пригодности для проживания (п.1.33).

28.12.2019г. межведомственной комиссией проведено повторное обследование спорного жилого помещения с заключением о том, что дом пригоден для проживания и нуждается лишь в текущем ремонте.

С учётом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о законности оспариваемого заключения межведомственной комиссии, поскольку порядок и процедура оценки жилого помещения произведена в соответствии с требованиями Положения и уполномоченным составом межведомственной комиссии с привлечением необходимых специалистов. Выводы межведомственной комиссии сделаны с учётом фактического и технического состояния основных строительных конструкций жилого дома в целом, условий обеспечения противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов. Какие-либо нарушения принятия оспариваемого заключения в судебном заседании установлены не были.

В данном случае было проведено обследование дома межведомственной комиссией, в состав которой были привлечены специалисты в сферах жилищного контроля, а также санитарно-эпидемиологического, пожарного, экологического, технического и атомного надзора, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, в ходе которого не установлено снижение эксплуатационных характеристик здания в целом или отдельных его частей до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, в связи с чем предусмотренных законом оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствовали.

При этом замачивание подполья дома, требующее проведения работ по его осушению, что установлено и зафиксировано в результате проведённого обследования, не может являться основанием для признания данного жилого помещения непригодным для проживания, поскольку не связано с физическим износом конструктивных элементов здания.

При таких обстоятельствах суд признаёт оспариваемое заключение межведомственной комиссии и изданное на основании акта обследования жилого дома и вышеназванного заключения обжалуемое постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании спорного жилого дома соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и пригодности их для проживания, законными.

Наличие у истицы заключения строительно-технической экспертизы ООО «МНСЭ» от марта 2020г. "номер обезличен" об ограниченно-работоспособном состоянии жилого дома и нуждаемости его в проведении капитального ремонта для восстановления его эксплуатационных качеств не влияет на вышеуказанные выводы суда, поскольку в сентябре 2019г. то же специализированное учреждение по заданию администрации Нижнеудинского муниципального образования провело инструментальное обследование спорного жилого дома и не обнаружило там дефектов, влекущих за собой признание дома нуждающимся в капитальном ремонте, а обнаружило лишь замачивание подполья, для осушения которого требуется соответствующий текущий ремонт.

Спустя полгода в марте 2020г. эта же специализированная организация дала заключение о нуждаемости дома в капитальном ремонте, в дефектной ведомости указала дефекты, отсутствовавшие при проведении инструментального обследования в сентябре 2019г., когда специалистами было обнаружено лишь локальное замачивание конструкций подполья дома. Причины возникновения дефектов, возникших в период с сентября 2019г. до марта 2020г. и влекущих признание дома подлежащим капитальному ремонту, в заключении строительно-технической экспертизы от марта 2020г. не указаны.

Причинно-следственная связь между указанными в заключении строительно-технической экспертизы дома от марта 2020г. и возникшими в период с сентября 2019г. до марта 2020г. дефектами, делающими дом нуждающимся в капитальном ремонте, и воздействием на дом в июне 2019г. паводком, вышеназванным заключением строительно-технической экспертизы не подтверждается.

К тому же в ходе инструментального обследования использованы металлическая рулетка и лазерный дальномер, срок действительности которых истёк соответственно 21.10 и 26.11.2019г., в то время как обследование проводилось специалистами в марте 2020г.

Изложенные обстоятельства вызывают серьёзные сомнения в достоверности представленного Колькиной Т.А. заключения строительно-технической экспертизы, поэтому оно не может быть признано достоверным, допустимым доказательством в подтверждение её доводов о нуждаемости дома в капитальном ремонте после воздействия на него паводка в июне 2019г.

Поскольку в соответствии с п.7 Положения признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям, иск в части признания спорного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту удовлетворению не подлежит.

В силу положений ч.1 ст.219 КАС РФ с иском о признании незаконными межведомственной комиссии и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования мог быть подан в суд в течение трёх месяцев со дня, когда истице стало известно о нарушении её прав, свобод и законных интересов.

Удовлетворяя требование администрации Нижнеудинского муниципального образования о применении срока исковой давности к иску о признании незаконными ненормативных правовых актов, суд принимает во внимание пояснения истицы о получении копий оспариваемых документов 05.12.2019г. в архиве, в то время как в суд с иском обратилась 12.03.2020г., пропустив вышеназванный срок для обжалования заключения межведомственной комиссии 02.09.2019г. и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 27.09.2019г. в части признания жилого дома пригодным отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и их пригодности для проживания. О восстановлении пропущенного срока в порядке, установленном ч.7 ст.219 КАС РФ, истица не просила, в то время как в соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление администрации Нижнеудинского муниципального образования о применении срока исковой давности к иску Колькиной Т.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования удовлетворить.

Применить срок исковой давности к иску Колькиной Т.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от 02.09.2019г. "номер обезличен" о признании пригодным для проживания жилого дома <адрес обезличен> и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 27.09.2019г. "номер обезличен" в части п.1.33 о соответствии жилого дома <адрес обезличен> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и его пригодности к проживанию.

В удовлетворении иска Колькиной Т.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования, ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области», министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от 02.09.2019г. "номер обезличен"-Т о признании пригодным к проживанию жилого дома <адрес обезличен> и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 27.09.2019г. "номер обезличен" в части п.1.33 о соответствии жилого дома <адрес обезличен> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и его пригодности к проживанию; о признании дома подлежащим капитальному ремонту, о признании права на социальную выплату на капитальный ремонт жилого дома <адрес обезличен> в соответствии с подп.2 п.1 постановления правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём»; о возложении обязанности по включению в списки на получение социальной выплаты на капитальный ремонт и по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.08.2020г.

Председательствующий судья Китюх В.В.