ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-595/2016 от 24.03.2016 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)

Дело №2а-595/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Михкельсона О.Н.,

при секретаре Манаенковой Л.И.,

с участием:

ст.помощника прокурора г.Мичуринска Пустоваловой Ж.А.,

представителя административного ответчика администрации г. Мичуринска Шишкараева Э.А.,

представителя заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тамбов» Кузнецовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора г.Мичуринска Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Мичуринска Тамбовской области о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора г.Мичуринска Тамбовской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал следующее.

Прокуратурой города Мичуринска проведена проверка по заявлению ФИО2 о бездействии администрации города Мичуринска, выразившееся в непринятии мер по ремонту надземного уличного газопровода по ул.Коммунистической города Мичуринска.

Проверкой установлено, что в муниципальной собственности городского округа города Мичуринска находится газопровод низкого давления по ул.Коммунистической, протяженностью 1121 м, к которому технологически присоединены газопроводы индивидуальных жилых домов по ул.Коммунистической города Мичуринска (нечетная сторона).

22.06.2015 и.о. главы города Мичуринска Дмитриеву С.В. внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Согласно ответу на указанное представление от 22.07.2015 №2867/01.01/19 администрацией города направлено обращение в адрес филиала ОАО «Газпром распределение Тамбов» о необходимости подготовки проектов договоров на техническое обслуживание, что подтверждается копией письма директору филиала ОАО «Газпром газораспределение Тамбов» в п. Коммунар от 22.07.2015 №2868/01.01-19. Филиалом ОАО «Газпром газораспределение Тамбов» в п.Коммунар подготовлен проект муниципального контракта на техническое обслуживание и ремонтные работы сетей, принадлежащих администрации города Мичуринска, который поступил в администрацию города 07.08.2015. Однако данный проект муниципального контракта администрацией города Мичуринска согласован не был, до настоящего времени договор на техническое обслуживание и ремонт газопровода низкого давления по ул. Коммунистической города Мичуринска протяженностью 1211 м не заключен, что подтверждается ответом администрации от 28.01.2016 №316/01.01-19. В суд с требованием о понуждении специализированной организации к заключению договора администрация города Мичуринска не обращалась. При обследовании газопровода низкого давления по ул. Коммунистической города Мичуринска установлено, что указанный газопровод диаметром 159 мм состоит из подземной части протяженностью 76,6 м, и надземной части протяженностью 1029,5 м. Опоры надземной части газопровода имеют отклонения от оси газопровода в обе стороны, фундаменты опор газопровода нарушены, имеется отслоение антикоррозийного (лакокрасочного) покрытия газопровода и опор, чем нарушены требования подп. «е», «г» п. 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870, п.п. 6.3.1, 6.2.2, 6.2.1, 8.2.3 ГОСТа Р 54983-2012, п. 44 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №542, в соответствии с которыми в процессе эксплуатации сети газораспределения должны выполняться следующие регламентные работы по мониторингу технического состояния газопроводов: проверка состояния охранных зон газопроводов; технический осмотр (осмотр технического состояния) надземных газопроводов; оценка технического состояния надземных газопроводов. По заключению государственного инспектора отдела общепромышленного надзора Верхнее-Донского управления Ростехнадзора по Тамбовской области надземный газопровод низкого давления по ул.Коммунистической города Мичуринска нуждается в капитальном ремонте - восстановлении проектного положения, в том числе восстановлении и выравнивании опор, очистке охранной зоны от древесно-кустарниковый растительности, восстановлении антикоррозийного покрытия. В результате бездействия администрации города Мичуринска по непринятию администрацией города Мичуринска мер по заключению договора на техническое обслуживание и ремонт указанного надземного газопровода низкого давления создана реальная угроза жизни и здоровью жителей улицы Коммунистической города Мичуринска, их гостей и посетителей, прохожих, в связи с чем определить круг лиц, права которых нарушены, не представляется возможным. Просил суд признать незаконным бездействие администрации города Мичуринска Тамбовской области, выразившееся в незаключении договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопровода низкого давления, расположенного на ул.Коммунистической г.Мичуринска Тамбовской области, протяженностью 1121 м с организацией, имеющей опыт проведения таких работ и непринятии мер к проведению капитального ремонта указанного газопровода. Обязать администрацию г.Мичуринска Тамбовской области заключить договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопровода низкого давления, расположенного на ул.Коммунистической г.Мичуринска Тамбовской области, протяженностью 1121 м с организацией, имеющей опыт проведения таких работ. Обязать администрацию г.Мичуринска Тамбовской области провести капитальный ремонт надземной части газопровода низкого давления, расположенного на ул.Коммунистической г.Мичуринска Тамбовской области, протяженностью 1029,5 м для чего выполнить работы по восстановлению проектного положения газопровода, в том числе по восстановлению и выравниванию опор, очистке охранной зоны от древесно-кустарниковой растительности, восстановлению антикоррозийного покрытия опор и тела трубы газопровода путем заключения соответствующего договора со специализированной организацией, имеющей опыт проведения указанных работ. В связи с созданием реальной угрозы жизни и здоровью жителей г.Мичуринска в соответствии со ст.188 КАС РФ решение обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании ст. помощник прокурора г.Мичуринска Пустовалова Ж.А. просила принять отказ от административного иска в части требований о признании незаконным бездействия администрации города Мичуринска Тамбовской области, выразившееся в незаключении договора на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода низкого давления и обязании администрации г.Мичуринска Тамбовской области заключить договор на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода низкого давления, расположенного на ул.Коммунистической г.Мичуринска Тамбовской области, протяженностью 1121 м с организацией, имеющей опыт проведения таких работ. В остальной части заявленные требования поддержала, по основаниям указанным в административном исковом заявлении.

Определением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 24 марта 2016 года настоящее административное дело прекращено в связи с отказом от административного иска в части, заявленных требований о признании незаконным бездействия администрации города Мичуринска Тамбовской области, выразившееся в незаключении договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и в части обязания администрации г.Мичуринска Тамбовской области заключить договор на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода низкого давления, расположенного на ул.Коммунистической г.Мичуринска Тамбовской области, протяженностью 1121 м с организацией, имеющей опыт проведения таких работ.

Представитель администрации г.Мичуринска Тамбовской области, действующий на основании доверенности Шишкараев Э.А. возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора г. Мичуринска, поскольку 05 февраля 2016 года администрацией г.Мичуринска заключен договор с АО «Газпромгазораспределение Тамбов» на техническое обслуживание и ремонтные работы объектов газораспределения и газопотребления, принадлежащих административному истцу, в том числе на оказание услуг по техническому обслуживанию и проведение ремонтных работ газопровода низкого давления, расположенного на ул.Коммунистической г.Мичуринска Тамбовской области, протяженностью 1121 м.

Кроме того, считает, что подача настоящего иска в суд затрагивает непосредственно хозяйственную деятельность муниципального образования и финансирования отдельных статей расходной части бюджета. Удовлетворение заявленных требований влечет вмешательство в деятельность муниципальногообразования по расходованию бюджетных средств, что недопустимо законодательством.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тамбов» Кузнецова О.В. в судебном заседании пояснила, что договор от 05 февраля 2016 года, на который ссылается представитель административного ответчика, заключен только на техническое обслуживание газопровода. Техническое обслуживание не относится к ремонтным работам. Главе г.Мичуринска направлена смета о стоимости ремонтных работ газопровода. Ремонтные работы выполняются по дополнительному соглашению, которое до настоящего времени не заключено. Начиная с 2012 года АО «Газпром газораспределение Тамбов» неоднократно в адрес главы г.Мичуринска направлялись сообщения о необходимости заключения договора на техническое обслуживание и ремонтные работы газопровода, также обращалось внимание на его аварийное состояние.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, суд находит административные исковые требования прокурора г. Мичуринска подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что в муниципальной собственности городского округа города Мичуринска находится газопровод низкого давления по ул.Коммунистической протяженностью 1121 м, к которому технологически присоединены газопроводы индивидуальных жилых домов по ул. Коммунистической города Мичуринска (нечетная сторона).

При обследовании газопровода низкого давления по ул. Коммунистической города Мичуринска установлено, что указанный газопровод диаметром 159 мм состоит из подземной части протяженностью 76,6 м, и надземной части протяженностью 1029,5 м.

Опоры надземной части газопровода имеют отклонения от оси газопровода в обе стороны, фундаменты опор газопровода нарушены, имеется отслоение антикоррозийного (лакокрасочного) покрытия газопровода и опор, чем нарушены требования подп. «е», «г» п. 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870, п.п. 6.3.1, 6.2.2, 6.2.1, 8.2.3 ГОСТа Р 54983-2012, п. 44 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №542, в соответствии с которыми в процессе эксплуатации сети газораспределения должны выполняться следующие регламентные работы по мониторингу технического состояния газопроводов: проверка состояния охранных зон газопроводов; технический осмотр (осмотр технического состояния) надземных газопроводов; оценка технического состояния надземных газопроводов.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются представителем административного ответчика.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что администрация г.Мичуринска является лицом, ответственным за содержание данного участка газопровода, следовательно, приходит к выводу, что обязанность его содержания в соответствии с требованиями законодательства, техническими правилами и нормами лежит на административном ответчике по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа газоснабжения населения.

Части 1, 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон №116-ФЗ), подпунктам «в, г» п. 2 приложения №1 к Закону к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.

Статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определено, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

При этом, согласно ст. 1 названного Федерального закона, промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, в том числе от актов незаконного вмешательства.

Статья 9 Федерального закона №116-ФЗ, возлагает на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, следующие обязанности: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

При этом согласно преамбуле названного Федерального закона его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Пункт 9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 года №542 (далее по тексту - Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления), устанавливает, что в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.

При эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение: утечек природного газа; перемещения газопроводов за пределы опор; вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов; повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода; неисправностей в работе трубопроводной арматуры; повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы.

При техническом обслуживании газопроводов должна проводиться очистка охранных зон газопроводов от посторонних предметов и древесно­кустарниковой растительности.

Вопреки названным требованиям администрацией города Мичуринска договор по ремонту газопровода низкого давления по ул.Коммунистической в г.Мичуринске протяженностью 1029,5 м на 2015 год заключен не был.

Анализируя вышеизложенные правовые нормы и обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что состояние спорного участка газопровода не соответствует требованиям законодательства, договор на его ремонтные работы заключен не был, что не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.

Из материалов дела видно, что заключен Договор на техническое обслуживание и ремонтные работы от 05.02.2016 г. между администрацией г.Мичуринска «Заказчик» и АО «Газпромгазораспределение Тамбов» «Исполнитель» на техническое обслуживание и ремонтные работы объектов газораспределения и газопотребления, принадлежащих административному истцу, в том числе на оказание услуг по техническому обслуживанию и проведение ремонтных работ газопровода низкого давления, расположенного на ул.Коммунистической г.Мичуринска Тамбовской области, протяженностью 1121 м (согласно приложению №1 к договору).

Согласно п.3.5 Договора Исполнитель обязан выполнять ремонтные работы Объектов по заявкам Заказчика, в согласованном сторонами сроки, за отдельную плату по калькуляции или смете, на основании Дополнительного соглашения к настоящему Договору, заключенного сторонами.

Представителем административного ответчика доказательств заключения Дополнительного соглашения на проведение ремонтных работ газопровода не представлено. Поэтому доводы представителя административного ответчика о заключении договора и отсутствии бездействия администрации г.Мичуринска по не проведению ремонта газопровода, суд находит несостоятельными.

Доводы представителя административного ответчика о вмешательстве в хозяйственную деятельность органа местного самоуправления несостоятелен, так как решение суда направлено на понуждение администрации г.Мичуринска к исполнению обязанностей, возложенных на нее законом, исковое заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке реализации им полномочий, предусмотренных п. 4 ст. 27, п. 3 ст.35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" и ч.1 ст.39 КАС РФ.

В силу ч.2 ст.188 КАС РФ В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Учитывая, что прямого запрета на немедленное исполнение решения по административным делам данной категории КАС РФ не содержит, принимая во внимание неудовлетворительное техническое состояние газопровода, в целях избежания непредвиденных аварийных ситуаций, при возникновении которых может быть нанесен значительный ущерб публичным и частным интересам, суд удовлетворяет просьбу прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора г.Мичуринска Тамбовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Мичуринска Тамбовской области, выразившееся в незаключении договора по ремонту газопровода низкого давления, расположенного на ул.Коммунистической г.Мичуринска Тамбовской области, протяженностью 1121 м с организацией, имеющей опыт проведения таких работ и непринятии мер к проведению капитального ремонта указанного газопровода.

Обязать администрацию г.Мичуринска Тамбовской области заключить договор по ремонту газопровода низкого давления, расположенного на ул.Коммунистической г.Мичуринска Тамбовской области, протяженностью 1121 м с организацией, имеющей опыт проведения таких работ.

Обязать администрацию г.Мичуринска Тамбовской области провести капитальный ремонт надземной части газопровода низкого давления, расположенного на ул.Коммунистической г.Мичуринска Тамбовской области, протяженностью 1029,5 м для чего выполнить работы по восстановлению проектного положения газопровода, в том числе по восстановлению и выравниванию опор, очистке охранной зоны от древесно-кустарниковой растительности, восстановлению антикоррозийного покрытия опор и тела трубы газопровода путем заключения соответствующего договора со специализированной организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.

Решение подлежит немедленном у исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 29 мартв 2016 года.

Судья- О.Н. Михкельсон