ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-595/2023 от 05.10.2023 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2023 года г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи – Гаджиевой Л.Ф.,

с участием старшего помощника Рыбинского межрайонного прокурора Красноярского края Максимовой Е.В.,

при секретаре - Влажиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, органов местного самоуправления, Российской Федерации к Администрации Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Рыбинский межрайонный прокурор Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, органов местного самоуправления, Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что в результате прокурорской проверки был установлено, что в Рыбинском районе Красноярского края находится ряд сельских поселений, имеющих в населенных пунктах централизованное холодное водоснабжение и водоотведение, осуществляемое посредством эксплуатации централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Соглашения о передаче полномочий на 2023 год в сфере водоотведения, в том числе в части определения для централизованных систем водоотведения сельских поселений гарантирующих организаций, утверждения схем водоотведения сельских поселений, установления нормативов сточных вод между органами местного самоуправления муниципального образования Рыбинский район и вышеуказанными сельскими поселениями района не заключались, таковых не имелось и в предыдущие годы. Администрацией Рыбинского района Красноярского края полномочия и вопросы местного значения в части определения для централизованных систем водоотведения сельских поселений Рыбинского района Красноярского края гарантирующих организаций и зон их деятельности в порядке ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ не исполнены, гарантирующие организации не определены. В результате бездействия администрации Рыбинского района Красноярского края имеющееся водоотведение в сельсоветах утверждены и актуализированы ненадлежащими органами. В рамках законодательно установленных полномочий администрацией Рыбинского района Красноярского края нормативы состава сточных вод сельских поселений Рыбинского района не определены, соответствующие муниципальные правовые акты органами местного самоуправления муниципального образования Рыбинский район Красноярского края не приняты, сроки установления нормативов сточных вод значительно нарушены.

Просит признать бездействие администрации Рыбинского района Красноярского края по неприятию мер по определению гарантирующих организаций для централизованных систем водоотведения сельских поселений Рыбинского района Красноярского края незаконным и обязать администрацию Рыбинского района Красноярского края определить для централизованных систем водоотведения Александровского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Александровка, Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Новая Солянка, Налобинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в д. Налобино, Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Рыбное, Переясловского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Переясловка, Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в п. Урал Рыбинского района Красноярского края гарантирующие организации и зоны их деятельности; утвердить нормативы сточных вод и актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения для данных сельских поселений в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Рыбинского межрайонного прокурора Максимова Е.В. заявленные требования поддержала полностью, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика - Администрации Рыбинского района в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении не просил.

Представители заинтересованных лиц - администрация Александровского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Налобинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Переясловского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Успенского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Новинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Бородинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Малокамалинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Новокамалинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Красногорьевского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, ООО "ЖКК Солянский", ООО "Сфера и К", Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, Министерство тарифной политики Красноярского края, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Заозерном, Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц - администрация Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Налобинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Переясловского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Большеключинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Александровского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Двуреченского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, администрация Успенского сельсовета Рыбинского района Красноярского края ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.

Заслушав пояснения старшего помощника Рыбинского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.

В пункте 4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по определению для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации.

При этом в силу ч. 1.1 ст. 6 этого же закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 15 октября 2015 года №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края в части водоснабжения и (или) водоотведения закреплена только организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.а ст.1). Вопрос об определении для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения за сельскими поселениями не закреплен, соответственно, это полномочие на территории сельского поселения должно осуществляться органами местного самоуправления муниципального района, в данном случае, Рыбинского района Красноярского края.

Таким образом, администрация сельсовета не наделена полномочиями по определению гарантирующей организации, поскольку это осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.

Гарантирующей организацией, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

На основании части 4 статьи 12 указанного Федерального закона гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ч.2 указанной статьи).

Таким образом, законом определены четкие критерии определения гарантирующей организации: наличие водопроводных и (или) канализационных сетей, к которым подключено наибольшее количество абонентов.

Статьей 38 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ предусмотрено, что развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов (ч.1). Схемы водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч.4). Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.6).Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 были утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Пунктом 2 указанного Постановления рекомендовано органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой проведена проверка в администрациях Рыбинского района, Александровского, Новосолянского, Налобинского, Рыбинского, Переясловского, Красногорьевского, Уральского сельсоветов Рыбинского района Красноярского края по соблюдению требований законодательства об организации местного самоуправления в сфере ЖКХ, о водоотведении и об охране окружающей среды в части организации водоотведения на территориях сельских поселений Александровского, Новосолянского, Налобинвского, Рыбинского, Переясловского, Красногорьевского, Уральского сельсоветов Рыбинского района Красноярского края, <данные изъяты>

В ходе проверки установлено, что соглашения о передаче полномочий на 2023 год в сфере водоотведения, в том числе в части определения для централизованных систем водоотведения сельских поселений гарантирующих организаций, утверждения схем водоотведения сельских поселений, установления нормативов сточных вод между органами местного самоуправления муниципального образования Рыбинский район и вышеуказанными сельскими поселениями района не заключались, таковых не имелось и в предыдущие годы. Администрацией Рыбинского района Красноярского края полномочия и вопросы местного значения в части определения для централизованных систем водоотведения сельских поселений Рыбинского района Красноярского края гарантирующих организаций и зон их деятельности в порядке ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ не исполнены, гарантирующие организации не определены. Нормативы состава сточных вод сельских поселений Рыбинского района не определены, соответствующие муниципальные правовые акты органами местного самоуправления муниципального образования Рыбинский район Красноярского края не приняты, сроки установления нормативов сточных вод значительно нарушены.

ДД.ММ.ГГГГ Рыбинской межрайонной прокуратурой в адрес глав Рыбинского района Красноярского края, Налобинского сельсовета Рыбинского района, Александровского сельсовета Рыбинского района, Новосолянского сельсовета Рыбинского района, Переясловского сельсовета Рыбинского района, Уральского сельсовета Рыбинского района, Рыбинского сельсовета Рыбинского района внесены представления об устранении нарушений законодательства об устранении нарушений федерального законодательства о водоотведении и охране окружающей среды.

Согласно ответу Администрации Рыбинского района Красноярского края на представление Рыбинской межрайонной прокуратуры, <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ администрация Налобинского сельсовета Рыбинского района ответила, что перед муниципальным районом инициированы вопросы об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения и установления зоны её деятельности в установленном законе порядке, а также об актуализации схемы водоснабжения и водоотведения Налобинского сельсовета, утверждении нормативов сточных вод.

Из ответа администрация Александровского сельсовета Рыбинского района от ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на имя главы Рыбинского района направлено письмо по актуализации схем водоснабжения и водоотведения, определении гарантирующей организации водоотведения, установлении нормативов сточных вод.

На представление от ДД.ММ.ГГГГ администрация Новосолянского сельсовета ответила, что администрацией Рыбинского района Красноярского края постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п была определена гарантирующая организация, <данные изъяты>

Согласно ответу Администрации Переясловского сельсовета Рыбинского района на представление Рыбинской межрайонной прокуратуры, в администрацию Рыбинского района направлено письмо с ходатайством об определении: гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территорию муниципального образования Переясловский сельсовет Рыбинского района; установлении зон деятельности гарантирующей организации в установленном законом порядке; актуализации схемы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования; утверждении нормативов сточных вод.

ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ администрация Уральского сельсовета Рыбинского района ответила, что в администрацию Рыбинского района направлено информационное обращение, в котором администрация Уральского сельсовета инициирует перед администрацией Рыбинского района начало проведения работы по актуализации схемы водоотведения, определение для централизованной системы водоотведения поселения гарантирующей организации, установление нормативов сточных вод.

Из ответа администрация Рыбинского сельсовета Рыбинского района от ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в администрацию Рыбинского района направлено письмо с ходатайством об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории муниципального образования Рыбинский сельсовет Рыбинского района; установлении зон деятельности гарантирующей организации в установленном законом порядке; актуализации схемы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования; утверждении нормативов сточных вод; организации конечного цикла сбора сточных вод сети водоотведения в с. Рыбном принадлежащей администрации Рыбинского района любым законным способом.

Постановлениями администраций Рыбинского сельсовета Рыбинского района -п от ДД.ММ.ГГГГ, Александровского сельсовета Рыбинского района -п от ДД.ММ.ГГГГ, Уральского сельсовета Рыбинского района -П от ДД.ММ.ГГГГ, Налобинского сельсовета Рыбинского района -п от ДД.ММ.ГГГГ, Новосолянского сельсовета Рыбинского района -п от ДД.ММ.ГГГГ утверждены актуальные схемы водоснабжения и водоотведения указанных сельсоветов Рыбинского района Красноярского края на период до 2030 года.

Решением Рыбинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации Рыбинского района Красноярского края по непринятию мер по определению гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения сельских поселений Рыбинского района Красноярского края незаконным. На администрацию Рыбинского района Красноярского края возложена обязанность определить для централизованных систем холодного водоснабжения Александровского, Успенского, Налобинского, Уральского, Новинского, Рыбинского, Двуреченского, Переясловского, Красногорьевского, Бородинского, Большеключинского, Новосолянского, Новокамалинского, Малокамалинского сельсоветов Рыбинского района Красноярского края гарантирующие организации и зоны их деятельности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что обязанность по определению для централизованных систем водоотведения Александровского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Александровка, Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Новая Солянка, Налобинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в д. Налобино, Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Рыбное, Переясловского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Переясловка, Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в п. Урал Рыбинского района Красноярского края гарантирующих организаций и зон их деятельности; утверждению нормативов сточных вод и актуализации схем водоснабжения и водоотведения для данных сельских поселений, должна быть возложена на администрацию Рыбинского района Красноярского края.

Имеющиеся нарушения в части непринятия мер по определению гарантирующих организаций для централизованных систем водоотведения сельских поселений Рыбинского района Красноярского края, не исключают экологические и санитарные проблемы на территории сельских поселений, тем самым затрагивают права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, органов местного самоуправления, Российской Федерации, к Администрации Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, органов местного самоуправления, Российской Федерации, к Администрации Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Рыбинского района Красноярского края незаконным.

Возложить обязанность на администрацию Рыбинского района Красноярского края определить для централизованных систем водоотведения Александровского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Александровка, Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Новая Солянка, Налобинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в д. Налобино, Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Рыбное, Переясловского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в с. Переясловка, Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в п. Урал Рыбинского района Красноярского края гарантирующие организации и зоны их деятельности; утвердить нормативы сточных вод и актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения для данных сельских поселений в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 16.10.2023 года.

Председательствующий Л.Ф. Гаджиева

<данные изъяты>