07RS0001-02-2023-004647-57
Дело № 2а-5966/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2023 года город Нальчик
Нальчикский городской суд КБР в составе председательствующего судьи Тхазаплижевой Б.М., при секретаре –помощнике Ибрагимовой А.В.,
с участием представителя прокуратуры Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики – Романенко В.В., выступающей по доверенности от 20.02.2023 №Вн-63-23,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределённого круга лиц к ГКУ КБР "Управление дорожного хозяйства" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести работы по обустройству освещения,
УСТАНОВИЛ:
В Нальчикский городской суд прокурором Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики подано административное исковое заявление к Государственному казенному учреждению Кабардино-Балкарской Республики «Управление дорожного хозяйства» в котором административный истец просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика по ненадлежащему содержанию дороги регионального значения «Прохладный – Лесное – Солдатская» 18 км. + 424 м. – 19 км. + 200 м. (ул. Ивановского в с. Лесное), обязать административного ответчика провести работы по обустройству достаточным освещением автомобильной дороги регионального значения «Прохладный – Лесное – Солдатская» 18 км. + 424 м. – 19 км. + 200 м. (ул. Ивановского в с. Лесное).
Свои требования административный истец мотивировал тем, что прокуратурой Прохладненского района во исполнение Указания генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.03.2020 № 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения собственниками дорог.
Проведённой в августе 2022 года проверкой выявлены нарушения на дороге регионального значения «Прохладный – Лесное – Солдатская» 18 км. + 424 м. – 19 км. + 200 м. (ул. Ивановского в с. Лесное) в нарушение требований пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требований», отсутствует стационарное уличное освещение.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007. Дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требований» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
С целью устранения выявленных нарушений 30.08.2022 в адрес директора ГКУ КБР «Управление дорожного хозяйства» внесено представление №16-502/Прдп-22, которое было рассмотрено и согласно ответу, поступившему в прокуратуру района 21.09.2022 (исх. №30-УДХ/0749 от 13.09.2022), в соответствии с Классификацией дорожных работ, утверждённой Приказом Минтранса РФ ОТ 16.11.2012 №402, устройство электроосвещения относится к капитальному ремонту и выполнить указанные работы в рамках нормативного содержания автомобильных дорог не представляется возможным.
Вопрос устройства стационарного электрического освещения будет рассмотрен при корректировке программы дорожных работ на 2023 – 2025 гг.
Проведённой повторно проверкой установлено, что меры, направленные на устранение ранее выявленных нарушений на дороге регионального значения «Прохладный – Лесное – Солдатская» 18 км. + 424 м. – 19 км. + 200 м. (ул. Ивановского в с. Лесное) не приняты.
Аналогичные сведения также отражены в информационном письме местной администрации сельского поселения Учебное Прохладненского муниципального района КБР №459 от 28.07.2023, а также информации представленной ОГИБДД МО МВД России «Прохладненский» от 07.08.2023 №26763.
Отсутствие освещения на указанной автомобильной дороге регионального значения нарушает права жителей с. Лесное, кроме того, на указанной улице расположены значимые объекты: учреждение дошкольного образования, среднего образования.
В судебном заседании представитель административного истца РоманенкоВ.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске, а также поскольку на день вынесения решения суда действия по приведению дорог в соответствии с ГОСТ не осуществлены.
Административный ответчик, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, возражений по заявленным требованиям не представил.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Заслушав старшего помощника прокурора Прохладнеского района КБР, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 6 ст. 3 и ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, в том числе несовершеннолетних.
Согласно требованиям ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что административный истец в августе 2022 года провёл проверку, в результате которой было установлено, что на дороге регионального значения «Прохладный – Лесное – Солдатская» 18 км. + 424 м. – 19 км. + 200 м. (ул. Ивановского в с. Лесное) в нарушение требований пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», отсутствует стационарное уличное освещение.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007. Дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населённым пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Несмотря на внесённое 30.08.2022 в адрес директора ГКУ КБР «Управление дорожного хозяйства» предписание, меры, направленные на устранение выявленных нарушений на дороге регионального значения «Прохладный – Лесное – Солдатская» 18 км. + 424 м. – 19 км. + 200 м. (ул. Ивановского в с. Лесное) не приняты.
Из ответа Государственного казённого учреждения Кабардино-Балкарской Республики «Управление дорожного хозяйства» следует, что устройство электроосвещения относится к капитальному ремонту и выполнить указанные работы в рамках нормативного содержания автомобильных дорог не представляется возможным. Вопрос устройства стационарного электрического освещения будет рассмотрен при корректировке программы дорожных работ на 2023 – 2025 гг.
Между тем, из пояснений прокурора следует, что отсутствие освещения на указанной автомобильной дороге регионального значения нарушает права жителей с. Лесное, кроме того, на указанной улице расположены значимые объекты: учреждение дошкольного образования, среднего образования.
Таким образом, отсутствие освещения на данном участке свидетельствует о риске причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Административным ответчиком возражений по заявленным требованиям не представлено.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд полагает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым установить для административного ответчика срок для исполнения указанного обязательства – один месяц со дня вступления в законную силу решения суда, указанный срок суд считает разумным и соответствующим требованиям статьи 10 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики «Управление дорожного хозяйства» по ненадлежащему содержанию дороги регионального значения «Прохладный – Лесное – Солдатская» 18 км. + 424 м. – 19 км. + 200 м. (ул. Ивановского в с. Лесное), не законным.
Обязать Государственное казенное учреждение Кабардино-Балкарской Республики «Управление дорожного хозяйства» провести работы по обустройству достаточным освещением автомобильной дороги регионального значения «Прохладный – Лесное – Солдатская» 18 км. + 424 м. – 19 км. + 200 м. (ул. Ивановского в с. Лесное).
Разъяснить о необходимости сообщения об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики в течение трех рабочих дней по истечении установленного срока со дня вынесения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в срок, не превышающий тридцати дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2023 года.
Председательствующий Б.М.Тхазаплижева