ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5968/2016 от 30.09.2016 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2а-5968/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.09.2016 г. г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего – судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан о признании незаконным бездействия государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Комитету по земельным и имущественным отношениям РД о признании незаконным бездействия государственного органа, указав, что 13 мая обратился к административному ответчику с просьбой ускорить решение вопроса о формировании земельного участка размером 768 кв.м (7,68 сотых земли) в целях переоборудования под детскую площадку в связи с проводимой процедурой безвозмездной передачи ФИО6 муниципалитету здания в целях создания в детского дошкольного учреждения.

Вопрос о выкупе земельного участка не стоял, речь шла о возможности предоставления в аренду указанной площади, что позволило бы сохранить имущество в собственности государства. В данный момент территория участка активно застраивается, что свидетельствует о проведении самозахвата территории, принадлежащей <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 получен ответ, что указанная процедура проводится, однако ввиду организационных моментов – преобразования ведомства из Министерства в Комитет, завершить ее не представляется возможным.

Это не соответствует пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так как в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 10 данного закона «Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: - обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

В полученном ответе Комитета по земельным и имущественным отношениям РД от ДД.ММ.ГГГГг отсутствует объективность и всесторонность рассмотрения обращения ФИО1

В иной вышестоящий орган государственной власти с жалобой на действие (бездействие) Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям не обращался, поскольку административный ответчик фактически не отказывает, но затягивает решение вопроса, нарушая все установленные законом сроки.

Согласно письма ответчика административным истцом были подготовлены межевой план и схема земельного участка. Эти документы представили ответчику, Комитетом был подготовлен проект распоряжения, но ввиду смены министра, он остался не подписанным. Административный истец просит сформировать земельный участок под нежилым помещением, принадлежащим ему на праве собственности и прилегающую к нему территорию, пл.768 кв.м., всего с учетом территории под домом 1876 кв.м и желает передать это помещение в безвозмездное пользование администрации города под детский садик, но к нему должна быть дворовая территория для детей. Поэтому истец желает приобрести этот участок в аренду или собственность, пока она свободная, ни чьи интересы она не затрагивает, территория пустует.

Просит суд признать незаконным бездействие Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, выразившееся в нарушении порядка и непринятия мер по объективному и всестороннему рассмотрению заявления ФИО1 о формирования земельного участка для предоставления его в аренду, обязать Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан издать распоряжение по формированию земельного участка с постановкой на кадастровый учет, пл. 1876 кв.м. в границы которого входит объект недвижимости литер "а", принадлежащий на праве собственности (запись о регистрации ) ФИО1 с включением прилегающей территории согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и схемы расположения земельного участка, по адресу: <адрес> с предоставлением ему в собственность или в аренду и обязать Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан издать распоряжение по уточнению границ смежного земельного участка с кадастровым номером , площадью 13980 кв.м., находящегося в собственности Республики Дагестан, по адресу: <адрес> с учетом сформированного земельного участка, пл.1876 кв.м.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 административный иск полностью поддержал по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании административный иск не признал, пояснив, что на обращение административного истца Комитетом Дагимущество был направлен ответ, законодательство о рассмотрении обращений граждан не нарушено. Участок не может быть сформирован по техническим причинам, в связи с преобразованием Мингосимущества РД в Комитет по земельным и имущественным отношениям РД и последовавшим после этого массовым сокращением численности работников.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право собственности на нежилое двухэтажное здание под литером «А» общей площадью 804,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>

Указанным решением суда установлено, что согласно договору подряда от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принял на себя обязательство произвести строительство административного здания на участке УПТК «ФИО8» по <адрес>, ответчик КП РД «ФИО9» обязался произвести авансовые платежи в ходе каждого этапа строительства и окончательный расчет после приемки законченного строительства.

Согласно акту формы , истцом выполнены строительные работы, а ответчиком работы по договору приняты. Из акта исследования , технического паспорта административного здания установлено, что истец возвел объект строительства по договору, нежилое двухэтажное здание под литером «А» общей площадью 804,1 кв. метров, здание соответствует Строительным нормам и правилам.

Какую-либо оплату по договору ответчик КП РД «ФИО9» не произвел. В п. 10.2 ст. 10 договора стороны предусмотрели в случае неоплаты заказчиком объекта завершенного строительства в течение 60 дней переход права собственности предмета договора подрядчику.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Указанное решение никем не обжаловано и вступило в законную силу. В последующем право собственности ФИО1 на указанное нежилое здание было зарегистрировано.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 обращался в Комитет по земельным и имущественным отношениям РД по вопросу о предоставлении земельного участка под принадлежащим ему зданием, а также необходимого для обслуживания здания, в аренду.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по земельным и имущественным отношениям РД сообщил ФИО1, что в государственном кадастре недвижимости под принадлежащим ФИО1 объектом недвижимости и прилегающей территории к нему земельный участок на кадастровом учете не значится.

Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. При этом в соответствии со статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровые работы по формированию испрашиваемого земельного участка обеспечиваются заинтересованной стороной. В связи, с чем в целях формирования земельного участка необходимого для содержания и обслуживания здания находящегося в Вашей собственности, Вам письмом (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) рекомендовано представить в Мингосимущество РД схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с представленными ФИО1 материалами (вх. -Т-45-3/16 от ДД.ММ.ГГГГ) Мингосимуществом РД подготовлен проект распоряжения по формированию земельного участка площадью 1888 кв. м, в границы которого входит объект недвижимости литер «А», а также с учетом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и строительных правил СП 42.13330.2011) включена прилегающая территория с возможностью подъезда и разворота специализированной техники.

Также одновременно подготовлен проект распоряжения по уточнению границ смежного земельного участка с кадастровым номером площадью 13980 кв. м находящего в собственности Республики Дагестан. В отношении данного земельного участка решение о предоставлении его третьим лицам на каком либо виде права не принимались.

В настоящее время в связи с тем, что Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ Министерство по управлению государственным имуществом РД преобразовано в Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и решаются организационные, имущественные и иные вопросы принятие решения о формировании испрашиваемого земельного участка до завершения указанных мероприятий не представляется возможным.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Административным ответчиком не представлено никаких доказательств, подтверждающих, что Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан объективно не имеет возможности по настоящее время принять решение о формировании земельного участка в связи с преобразованием Министерства в Комитет.

Судом установлено, что земельный участок, на котором возведено принадлежащее ФИО1 нежилое здание, был закреплен за КП РД «ФИО9» и в силу п.2 ст. 3.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является государственной собственностью Республики Дагестан.

Из указанного земельного участка был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок меньшей площадью (13980 кв. м) с кадастровым номером , в последующем на данный участок было зарегистрировано право собственности Республики Дагестан.

При этом оставшаяся часть земельного участка, изначального предоставленного КП РД «ФИО9» в силу закона находится в республиканской собственности Республики Дагестан.

Кроме того, факт принадлежности <адрес> земли, на которой расположено принадлежащее административному истцу нежилое помещение, не оспаривается в письме Комитета по земельным и имущественным отношениям РД от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, и представителем административного ответчика не оспаривается, что ФИО1 были представлены в Комитет по земельным и имущественным отношениям РД все необходимые для решения поставленного ФИО1 вопроса документы, в том числе схема расположения и межевой план испрашиваемого земельного участка.

Основания к отказу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены в ст. 39.16 ЗК РФ. Административным ответчиком на наличие таких оснований не указано и судом таких оснований по делу не установлено.

Таким образом, из материалов дела следует, что фактически спора о праве истца на предоставление ему земельного участка нет, что подтверждается ответом Комитета по земельным и имущественным отношениям РД от ДД.ММ.ГГГГ, из чего следует правомерность требований административного иска ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, выразившееся в нарушении порядка и непринятия мер по объективному и всестороннему рассмотрению заявления ФИО1 о формировании земельного участка для предоставления его в аренду.

Обязать Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан издать распоряжение по формированию земельного участка с постановкой на кадастровый учет, площадью 1876 кв.м, в границы которого входит объект недвижимости литер "А", принадлежащий на праве собственности ФИО1 (запись о регистрации ) с включением прилегающей территории согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и схемы расположения земельного участка, по адресу: <адрес> с предоставлением сформированного земельного участка в собственность или в аренду ФИО1

Обязать Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан издать распоряжение по уточнению границ смежного земельного участка с кадастровым номером , площадью 13980 кв. м, находящегося в собственности Республики Дагестан, по адресу: <адрес>, с учетом сформированного земельного участка площадью 1876 кв.м.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Х. Арсланалиев